kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику Сонина, Плешакова красная линия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 5 класса по учебнику Сонин Н. И., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. (концентрический курс). Данный учебник входит в Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику Сонина, Плешакова красная линия »

[Введите текст]


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное КАЗЕНное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Новоуральская СПЕЦИАЛЬНАЯ (коррекционная) общеобразовательная школа № 59»

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома



______________ И.В. Новокшонова

«___» ___________ 20___ г.



Принято Педагогическим советом протокол

№ ____ от «___» __________ 20___ г.





Введено в действие приказом директора

№ ____ от «___» __________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

БИОЛОГИИ

для 5 класса

УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

Биология. Введение в биологию - 1 час в неделю (35 ч.)



Составитель:

Николаева Олеся Игоревна

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Новоуральская СКОШ №59 на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Большое внимание уделяется лаборатоным и практическим работам, минимум которых указан в каждом разделе программы.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Преподавание биологии в 5 классе рассчитано на использование учебника: Сонин Н. И., Плешаков А. А.. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. (концентрический курс). Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса



Общая характеристика учебного предмета



Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования, появление которого привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.







Цели изучения предмета

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.



Формы контроля знаний

Срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).



Содержание курса биологии в 5 классе и результаты изучения предмета.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.



Содержание программы «Биология. Введение в биологию 5 класс» (35 ч, 1 ч в неделю)


Раздел 1. Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.


Живой организм: строение и изучение (8 ч)


Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.

Клеточное строение организмов

Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке


Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Практическая работа № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Практическая работа № 3 Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Лабораторная работа № 1 Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Лабораторная работа № 2 Определение состава семян пшеницы.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— 



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи.



Раздел 2. Многообразие организмов (14 ч)

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 4 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных области, с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.



Раздел 3. Среды жизни (4 ч)

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.


Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 5 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Практическая работа № 6 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.



Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.


Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.


Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 7 Измерение своего роста и массы тела.

Практическая работа № 8 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.



Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.









Название темы

Количество

часов

Тематический план

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)

Тема 1. Введение. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

1

Тема 1.2 Что такое живой организм Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1

Тема 1.3 Биология как наука. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.

1

Тема 1.4 Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Оборудование для научных исследований

1

Тема 1.5 Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

1

Тема 1.6 Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

1

Тема 1.7 Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

1

Тема 1.8 Великие естествоиспытатели.

1

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

Тема 2.1

1

Тема 2.2

1

Тема 2.3

1

Тема 2.4

1

Тема 2.5

1

Тема 2.6

1

Тема 2.7

1

Тема 2.8

1

Тема 2.9

1

Тема 2.10

1

Тема 2.11

1

Тема 2.12

1

Тема 2.13

1

Тема 2.14

1

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 часа)

Тема 3.1

1

Тема 3.2

1

Тема 3.3

1

Тема 3.4

1

Раздел 4.Человек на Земле (6 часов)

Тема 4.1

1

Тема 4.2

1

Тема 4.3

1

Тема 4.4

1

Тема 4.5 Обобщающее повторение

1

Тема 4.6 Итоговый контроль

1

Резерв времени

3

Итого

35



Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса

В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования.





























Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004. - 46с

  2. Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012

  3. Сонин Н. И., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.



[Введите текст]



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику Сонина, Плешакова красная линия

Автор: Николаева Олеся Игоревна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства