Учитель Е.В. Кайгородова
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования Биология. 5 – 9 классы / Н.И. Сонина, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012, рабочей программы по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ авт. – сост. И.В. Константинова – Волгоград: Учитель, 2013. – 28 с. Учебник: Сонин Н. И., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | дата | корректировка | Форма организации учебных занятий | Требования к уровню подготовки | Виды контроля | Домашнее задание |
| Живой организм: строение и изучение | 9 | | | | | | |
1. | Введение. Живой организм. | 1 | 2.09 – 7.09 | | Форимирование новых знаний | Что такое живой организм. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов | | §1, вопросы стр.11 |
2. | Наука о живой природе | 1 | 9.09-14.09 | | Комплексное применение ЗУН | Формирование представлений о многообразии биологических наук. Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | | §2, вопросы стр.16 |
3. | Методы изучения природы | 1 | 16.09-21.09 | | Комплексное применение ЗУН | Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы | Лабораторная работа №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений» | §3, вопросы стр.22 |
4. | Увеличительные приборы. | 1 | 23.09-28.09 | | Комплексное применение ЗУН | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивать понимание значимости научного исследования природы | Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | §4, вопросы стр.26 |
5. | Живые клетки. | 1 | 30.09-5.10 | | Комплексное применение ЗУН | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма. Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» | §5, вопросы стр.32 |
6. | Химический состав клетки. | 1 | 7.10-12.10 | | Комплексное применение ЗУН | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы | Лабораторная работа №4 «Определение состава семян» | §6, вопросы стр.38 |
7. | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | 14.10-19.10 | | Комбинированный | Наблюдать веществ в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ | | §7, вопросы стр.46 |
8. | Великие естествоиспытатели | 1 | 21.10-26.10 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | | §8, вопросы стр.48 |
9. | Контрольная работа по теме «Живой организм» | 1 | 28.10-1.11 | | Контроль знаний | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая работа №1 по теме «Живой организм» | читать стр. 49, знать основные понятия |
| Многообразие живых организмов | 15 | | | | | | |
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | 11.11-16.11 | | Формирование новых знаний | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. | | §9, вопросы стр.56 |
11. | Разнообразие живого | 1 | 18.11-23.11 | | Комбинированный | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Понимание научного значения классификации живых организмов | | §10, вопросы стр.59 |
12. | Бактерии | 1 | 25.11-30.11 | | Комбинированный | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | | §11, вопросы стр.63 |
13. | Грибы | 1 | 2.12-7.12 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | | §12, вопросы стр.67 |
14. | Растения. Водоросли. | 1 | 9.12-14.12 | | Контроль и коррекция знаний | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Водоросли. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §13, вопросы стр.72 |
15. | Мхи. | 1 | 16.12-21.12 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Мхи. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §14, вопросы стр.75 |
16. | Папоротники. | | 23.12-28.12 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Папоротники. Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §15, вопросы стр.78 |
17. | Голосеменные растения | 1 | 10.01-11.01 | | Комбинированный | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Голосеменные растения Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §16, вопросы стр.82 |
18. | Покрытосеменные растения | 1 | 13.01-18.01 | | Контроль и коррекция знаний | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Покрытосеменные растения Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §17, вопросы стр.87 |
19. | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | 20.01-25.01 | | Комбинированный | Осознание важности растений в природе и жизни человека. | | §18, вопросы стр.90 |
20. | Животные. Простейшие | 1 | 27.01-01.02 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Простейшие Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | | §19, вопросы стр.93 |
21. | Беспозвоночные | 1 | 03.02-08.02 | | Формирование новых знаний | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Беспозвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | | §20, вопросы стр.96 |
22. | Позвоночные | 1 | 10.02-15.02 | | Комбинированный | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Позвоночные Знание основных систематических единиц царства Животные Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | | §21, вопросы стр.99 |
23. | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | 17.02-22.02 | | Комбинированный | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека. Формирование представлений о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них Знание опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим укусах животных Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. | | §22, вопросы стр.101 |
24. | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | 24.02-01.03 | | Контроль знаний | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов» | стр. 102 читать, знать основные понятия |
| Среда обитания живых организмов | 5 | | | | | | |
25. | Три среды обитания. | 1 | 03.03-07.03 | | Формирование новых знаний | Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Формирование представлений о наземно- воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах | | §23, вопросы стр.108 |
26. | Жизнь на разных материках. | 1 | 10.03-15.03 | | Комбинированный | Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках | | §24, вопросы стр.114 |
27. | Природные зоны. | 1 | 17.03-22.03 | | Формирование новых знаний | Называть природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать среды обитания. Формирование преставлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | | §25, вопросы стр.120 |
28. | Жизнь в морях и океанах | 1 | 01.04-05.04 | | Комплексное применение ЗУН | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, Обитающих в разных частях и на разных глубинах океана Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | §26, вопросы стр.124 |
29. | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | 07.04-12.04 | | Контроль знаний | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов» | Читать стр. 125 |
| Человек на Земле | 6 | | | | | | |
30. | Как человек появился на Земле. | 1 | 14.04-19.04 | | Комплексное применение ЗУН | Называть этапы происхождения человека, характерные черты, образ жизни, Роль растений и животных в жизни человека, | Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» | §27, вопросы стр.134 |
31. | Как человек изменил Землю. | 1 | 21.04-26.04 | | Комбинированный | Называть экологические проблемы, знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. | | §28, вопросы стр.139 |
32. | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. | 1 | 28.04-03.05 | | Комбинированный | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | | §29, 30, вопросы стр.142, 145 |
33. | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | 12.05-17.05 | | Комбинированный | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | | §31, вопросы стр.152 |
34. | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 1 | 19.05-24.05 | | Контроль знаний | Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая работа №4 по теме «Человек на Земле» | Читать стр. 153, знать основные понятия |
35. | Мир биологии. Обобщение знаний | 1 | 26.05-31.05 | | Систематизация знаний | Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Познавательный интерес к естественным наукам | | §24, вопросы стр.93 |
| итого | 35 | | | | | | |
| Лабораторных работ | 6 | | | | | | |