№ п/п | дата | Тема, тип урока | Решаемые проблемы, цели, виды деятельности | Планируемые результаты |
предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Часть 1. Живой организм (8 ч) |
1 | | Что такое живой организм. Урок «открытия нового знания» | Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? В чем сходство и различие между растениями и животными. Фронтальная беседа с классом о живом организме, знакомство со структурой и иллюстрациями учебника, с некоторыми биологическими терминами. | Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации. | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета. |
2 | | Наука о живой природе. Урок «открытия нового знания» | Что изучает биология? Какие еще есть науки, изучающие природу? Фронтальная беседа с классом, изучение содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания. | Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать, какие еще науки относятся к биологическим; научиться применять биологические знания в современном мире. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире. |
3 | | Методы изучения живой природы. Л/Р №1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований» Урок – лабораторная работа. | Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований. Комбинированный опрос: фронтальная беседа и работа по карточкам; демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы. | Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований. | Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
4 | | Увеличительные приборы. Л/Р №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». Урок – лабораторная работа | Какие существуют увеличительные приборы? Как устроен микроскоп? Правила работы со световым микроскопом. Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы. | Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы со световым микроскопом. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
5 | | Живые клетки. Л/Р №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Урок – лабораторная работа | Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клеток. Фронтальная беседа, выполнение лабораторной работы. | Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему. Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
6 | | Химический состав клетки. Л/Р №4 «Определение состава семян пшеницы» Урок – лабораторная работа | Какие химические вещества входят в состав клетки? Какова роль химических веществ в живом организме. Фронтальная беседа, демонстрация опытов, выполнение лабораторной работы. | Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности |
7 | | Вещества и явления в окружающей среде. Урок «открытия нового знаний» | В каких состояниях могут находиться вещества в природе? Из каких элементарных частиц состоят вещества. Фронтальная беседа, работа с учебником, демонстрация опытов. | Познакомиться с отличием чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: выявлять причины и следствия простых явлений | Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления |
8 | | Великие естествоиспытатели. Урок «открытия нового знаний» | Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский? Рассказ учащихся о великих естествоиспытателях, работа с учебником, электронной энциклопедией, тест | Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: составлять тезисы | Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану |
Часть 2. Многообразие живых организмов (14 ч) |
9 | | Как развивалась жизнь на Земле. Урок изучения нового материала | Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена? Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы | Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. | Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле |
10 | | Разнообразие живого. Урок-беседа | Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации живых организмов? Индивидуальная работа по карточкам, фронтальная беседа, изучение новых терминов, изображение рисунков | Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения | Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму |
11 | | Бактерии. Комбинированный урок | Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается положительная и отрицательная роль бактерий? Какое строение имеют бактерии? Фронтальный опрос, работа по карточкам; рассказ учителя, демонстрация видеороликов, таблиц | Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях |
12 | | Грибы. Комбинированный урок | Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради | Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях |
13 | | Водоросли. Комбинированный урок | Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
14 | | Мхи. Комбинированный урок | Каковы отличия мхов и водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека? Работа по карточкам, показ видеофильма, фронтальная беседа, составление кроссворда | Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире |
15 | | Папоротники. Урок-«путешествие» | В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? Каково значение древних папоротников для человека. Фронтальный опрос, показ видеофильма, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и человека | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы |
16 | | Голосеменные растения. Комбинированный урок | Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека? Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и человека | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях |
17 | | Покрытосеменные (цветковые) растения. Комбинированный урок | Какие растения получили название «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными? Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире |
18 | | Значение растений в природе и жизни человека. Урок развивающего контроля | Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения вашего края занесены в Красную книгу? Биологический диктант, работа с дидактическим материалом, фронтальная беседа, выполнение заданий в рабочей тетради | Представлять значение зеленых растений в природе и жизни человека, научиться выделять отличительные признаки дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений | Формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу |
19 | | Простейшие. Урок изучения нового материала | Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими? В чем сходство и отличие между простейшими и бактериями? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с микроскопом | Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
20 | | Беспозвоночные животные. Комбинированный урок | По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным? Комбинированный опрос: опрос учащихся у доски, работа по карточкам; рассказ учителя, сопровождающийся показом рисунков и видеороликов | Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных | Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
21 | | Позвоночные животные. Комбинированный урок | Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назовите по несколько представителей из разных групп позвоночных. Фронтальная беседа, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником | Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов – представителей разных классов | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов | Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
22 | | Значение животных в природе и жизни человека. Урок-собеседование | Каково значение животных в природе и жизни человека? Фронтальная беседа, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником | Представлять значение животных в природе и жизни человека | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему. | Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом |
Часть 3. Среда обитания живых организмов (6 ч) |
23 | | Три среды обитания живых организмов. Урок изучения нового материала | Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания? Выполнение теста, рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться определять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм | Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств |
24 | | Приспособленность организмов к разным средам обитания. Комбинированный урок | Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания? Фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом | Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире |
25 | | Жизнь на разных материках. Урок формирования знаний, умений, навыков | С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, работа с учебником, составление таблицы | Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков | Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
26 | | Жизнь на разных материках. П/Р №1 «Определение наиболее распространенных растений и животных» Урок-практическая работа | С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки? Работа с дидактическим материалом (фотографии и др.), демонстрация видеоматериала, работа с учебником, выполнение практической работы | Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков | Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
27 | | Природные зоны Земли. Комбинированный урок | Что такое природная зон? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин нашей планеты? Почему тропический лес – самое богатое видами природное сообщество? Работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради | Познакомиться с понятием «природная зона»; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот, понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон | Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география). Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон | Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
28 | | Жизнь в морях и океанах. Комбинированный урок | Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах? Работа по карточкам на соотношение, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а также некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
Часть 4. Человек на Земле (5 ч) |
29 | | Как человек появился на Земле. Урок-рассуждение | Какие существа ученые считают предками человека и человекообразных обезьян? Каковы черты сходства и различия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда? Тестовый контроль, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика и рисунков, работа с учебником | Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека | Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения |
30 | | Как человек изменил Землю. Урок-рассуждение | Как влияли на природу древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиями привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться видеть в природе изменения, связанные с деятельностью человека; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем | Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу |
31 | | Жизнь под угрозой. Урок-конференция | Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биологическое разнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради | Научиться видеть в природе изменения, связанные с деятельностью человека; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли) Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
32 | | Не станет ли Земля пустыней? Урок-рассуждение | Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель? Круглый стол, прослушивание сообщений, показ видеороликов | Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи | Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли) Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
33 | | Здоровье человека и безопасность жизни. П/Р №2 «Измерение своего роста и массы тела» Урок – практическая работа | Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую доврачебную помощь? Какие животные опасны для человека? Какие растения ядовиты для человека? Фронтальная беседа, практическая работа | Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) | Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы |
Обобщение (2 ч) |
34 | | Растительный и животный мир вашего региона. Урок рефлексии | Какие животные обитают в вашем регионе? Какие растения растут в вашем регионе? Фронтальная беседа, демонстрация видеофильма, прослушивание сообщений | Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона | Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов. Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона | Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона |
35 | | Биология как наука о живом организме. Урок – круглый стол | Что изучает биология? Что такое живой организм? Биологический диктант с взаимопроверкой, фронтальная беседа | Научиться обобщать ранее изученный материал | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления | Формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению биологии, а также умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы |