kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин Н.И.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа)

            Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа)

            Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа)

            Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа)

            Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 кл пояснительная записка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 п. ЗАВОДСКОЙ




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Зам. директора по УВР: Директор школы:

______ И.Б. Жаворонкова _______ Т.В. Минёнок

«__» сентября 2014г. «__» сентября 2014г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5 КЛАСС











Учитель: Пыжук Светлана Борисовна















п. Заводской

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Биология. 5 – 9 классы. М.: Дрофа)

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013.

Данный курс рассчитан на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Цели и задачи обучения:

- освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Живой организм: строение и изучение. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка – элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

  4. Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

  5. Строение клеток кожицы чешуи лука.

  6. Определение состава семян пшеницы.

  7. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Многообразие живых организмов. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнемокеане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкащихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Среда обитания живых организмов. Наземно-воздушная, почвенная и водная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

  1. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

  2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Человек на Земле. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый, прямоходящий, разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

  1. Измерение своего роста и массы тела.

  2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Обобщение. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный мир своего региона.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснения;

- объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- перечислять свойства живых организмов;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

- объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


§

Тема

Кол-во часов

Лабораторные

работы

Практические работы

Живой организм (8 ч.)

1

Что такое живой организм

1



2

Наука о живой природе

1



3

Методы изучения живой природы. Л/Р №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

1


4

Увеличительные приборы. Л/Р №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

1

1


5

Живые клетки. Л/Р №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

1


6

Химический состав клетки. Л/Р №4 «Определение состава семян пшеницы»

1

1


7

Вещества и явления в окружающем мире

1



8

Великие естествоиспытатели

1



Многообразие живых организмов (14 ч.)

9

Как развивалась жизнь на Земле

1



10

Разнообразие живого

1



11

Бактерии

1



12

Грибы

1



13

Водоросли

1



14

Мхи

1



15

Папоротники

1



16

Голосеменные растения

1



17

Покрытосеменные (цветковые) растения

1



18

Значение растений в природе и жизни человека

1



19

Простейшие

1



20

Беспозвоночные животные

1



21

Позвоночные животные

1



22

Значение животных в природе и жизни человека

1



Среда обитания живых организмов (6 ч.)

23

Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания

2



24

Жизнь на разных материках. П/Р №1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

2


1

25

Природные зоны Земли

1



26

Жизнь в морях и океанах

1



Человек на Земле (5 ч.)

27

Как человек появился на Земле

1



28

Как человек изменил Землю

1



29

Жизнь под угрозой

1



30

Не станет ли Земля пустыней?

1



31

Здоровье человека и безопасность жизни. П/Р №2 «Измерение своего роста и массы тела»

1


1

Обобщение (2ч.)


Растительный и животный мир вашего региона

1




Биология как наука в живом организме

1




ИТОГО

35

4

2

































ЛИТЕРАТУРА


  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.

  2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Дрофа, 2014.

  3. Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Дрофа, 2014.

  4. Рабочая программа по биологии. 5 класс/ Сост. Е.А. Сарычева. – М.: ВАКО, 2013.

  5. Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»






Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

дата

Тема, тип урока

Решаемые проблемы, цели, виды деятельности

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Часть 1. Живой организм (8 ч)

1


Что такое живой организм.

Урок «открытия нового знания»

Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? В чем сходство и различие между растениями и животными.

Фронтальная беседа с классом о живом организме, знакомство со структурой и иллюстрациями учебника, с некоторыми биологическими терминами.

Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета.

2


Наука о живой природе.

Урок «открытия нового знания»

Что изучает биология? Какие еще есть науки, изучающие природу? Фронтальная беседа с классом, изучение содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания.

Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать, какие еще науки относятся к биологическим; научиться применять биологические знания в современном мире.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире.

3


Методы изучения живой природы. Л/Р №1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

Урок – лабораторная работа.

Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Комбинированный опрос: фронтальная беседа и работа по карточкам; демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы.


Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований.

Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

4


Увеличительные приборы. Л/Р №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

Урок – лабораторная работа

Какие существуют увеличительные приборы? Как устроен микроскоп? Правила работы со световым микроскопом.

Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы.

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы со световым микроскопом.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

5


Живые клетки.

Л/Р №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Урок – лабораторная работа

Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клеток.

Фронтальная беседа, выполнение лабораторной работы.

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

6


Химический состав клетки. Л/Р №4 «Определение состава семян пшеницы»

Урок – лабораторная работа

Какие химические вещества входят в состав клетки? Какова роль химических веществ в живом организме.

Фронтальная беседа, демонстрация опытов, выполнение лабораторной работы.

Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

7


Вещества и явления в окружающей среде.

Урок «открытия нового знаний»

В каких состояниях могут находиться вещества в природе? Из каких элементарных частиц состоят вещества.

Фронтальная беседа, работа с учебником, демонстрация опытов.

Познакомиться с отличием чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: выявлять причины и следствия простых явлений

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления

8


Великие естествоиспытатели.

Урок «открытия нового знаний»

Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский?

Рассказ учащихся о великих естествоиспытателях, работа с учебником, электронной энциклопедией, тест

Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: составлять тезисы

Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану

Часть 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

9


Как развивалась жизнь на Земле.

Урок изучения нового материала

Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена?

Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы

Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.

Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле

10


Разнообразие живого.

Урок-беседа

Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации живых организмов?

Индивидуальная работа по карточкам, фронтальная беседа, изучение новых терминов, изображение рисунков

Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения

Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму

11


Бактерии.

Комбинированный урок

Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается положительная и отрицательная роль бактерий? Какое строение имеют бактерии?

Фронтальный опрос, работа по карточкам; рассказ учителя, демонстрация видеороликов, таблиц

Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях

12


Грибы.

Комбинированный урок

Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради

Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях

13


Водоросли.

Комбинированный урок

Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных?

Работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

14


Мхи.

Комбинированный урок

Каковы отличия мхов и водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека?

Работа по карточкам, показ видеофильма, фронтальная беседа, составление кроссворда

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире

15


Папоротники.

Урок-«путешествие»

В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? Каково значение древних папоротников для человека.

Фронтальный опрос, показ видеофильма, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и человека

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы

16


Голосеменные растения.

Комбинированный урок

Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека?

Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и человека

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей


Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях

17


Покрытосеменные (цветковые) растения.

Комбинированный урок

Какие растения получили название «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными?

Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей


Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире

18


Значение растений в природе и жизни человека.

Урок развивающего контроля

Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения вашего края занесены в Красную книгу?

Биологический диктант, работа с дидактическим материалом, фронтальная беседа, выполнение заданий в рабочей тетради

Представлять значение зеленых растений в природе и жизни человека, научиться выделять отличительные признаки дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений

Формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу

19


Простейшие.

Урок изучения нового материала

Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими? В чем сходство и отличие между простейшими и бактериями?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с микроскопом

Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

20


Беспозвоночные животные.

Комбинированный урок

По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным?

Комбинированный опрос: опрос учащихся у доски, работа по карточкам; рассказ учителя, сопровождающийся показом рисунков и видеороликов

Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

21


Позвоночные животные.

Комбинированный урок

Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назовите по несколько представителей из разных групп позвоночных.

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником

Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов – представителей разных классов

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов

Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

22


Значение животных в природе и жизни человека.

Урок-собеседование

Каково значение животных в природе и жизни человека?

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником

Представлять значение животных в природе и жизни человека

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему.

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом

Часть 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

23


Три среды обитания живых организмов.

Урок изучения нового материала

Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания?

Выполнение теста, рассказ учителя с демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться определять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм

Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств

24


Приспособленность организмов к разным средам обитания.

Комбинированный урок

Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания?

Фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом

Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире

25


Жизнь на разных материках.

Урок формирования знаний, умений, навыков

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, работа с учебником, составление таблицы

Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

26


Жизнь на разных материках. П/Р №1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Урок-практическая работа


С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки?

Работа с дидактическим материалом (фотографии и др.), демонстрация видеоматериала, работа с учебником, выполнение практической работы

Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

27


Природные зоны Земли.

Комбинированный урок


Что такое природная зон? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин нашей планеты? Почему тропический лес – самое богатое видами природное сообщество?

Работа по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, выполнение заданий в рабочей тетради

Познакомиться с понятием «природная зона»; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот, понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география).

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон

Формирование мотивации учащихся к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

28


Жизнь в морях и океанах.

Комбинированный урок

Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах?

Работа по карточкам на соотношение, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а также некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

Часть 4. Человек на Земле (5 ч)

29


Как человек появился на Земле.

Урок-рассуждение

Какие существа ученые считают предками человека и человекообразных обезьян? Каковы черты сходства и различия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека?

Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда?

Тестовый контроль, рассказ учителя с демонстрацией видеоролика и рисунков, работа с учебником

Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения

30


Как человек изменил Землю.

Урок-рассуждение

Как влияли на природу древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиями привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться видеть в природе изменения, связанные с деятельностью человека; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов.

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу

31


Жизнь под угрозой.

Урок-конференция

Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биологическое разнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради

Научиться видеть в природе изменения, связанные с деятельностью человека; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

32


Не станет ли Земля пустыней?

Урок-рассуждение

Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель?

Круглый стол, прослушивание сообщений, показ видеороликов

Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

33


Здоровье человека и безопасность жизни. П/Р №2 «Измерение своего роста и массы тела»

Урок – практическая работа

Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую доврачебную помощь? Какие животные опасны для человека? Какие растения ядовиты для человека?

Фронтальная беседа, практическая работа

Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.

Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм;

формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

Обобщение (2 ч)

34


Растительный и животный мир вашего региона.

Урок рефлексии

Какие животные обитают в вашем регионе? Какие растения растут в вашем регионе?

Фронтальная беседа, демонстрация видеофильма, прослушивание сообщений

Научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников и с помощью вопросов.

Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: научиться узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона

Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона

35


Биология как наука о живом организме.

Урок – круглый стол

Что изучает биология? Что такое живой организм?

Биологический диктант с взаимопроверкой, фронтальная беседа

Научиться обобщать ранее изученный материал

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления


Формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению биологии, а также умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы



28





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
рабочая программа по биологии 5 класс Сонин Н.И.

Автор: Пыжук Светлана Борисовна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по биологии 6 класс стандарт "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-standart"
    ["file_id"] => string(6) "230542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442167620"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "рабочая  программа и календарно - тематическое планирование ФГОС 5 класс "Введение в биологию" Сонин Плешаков 1 час "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-fgos-5-klass-vviedieniie-v-biologhiiu-sonin-plieshakov-1-chas"
    ["file_id"] => string(6) "100246"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402373686"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaiaproghrammapobiologhii59klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "267405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450368483"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408636473"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства