Рабочая программа
по живому миру
на 2013-2014 уч. год
2 класс
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва "Просвещение" 2011 г., автор Н.Б.Матвеева. Пояснительная записка
Программа 2 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Курс "Живой мир" решает следующие задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения.
Содержание программы и уроки предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и ее живыми и неживыми объектами.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ(20часов)
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времен года, месяцев. Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы.
Растения и животные в разное время года
Наблюдение за растениями в разное время года. Наблюдение за зимующими птицами. Животные в разное время года.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА(8часов)
Вода, простейшие свойства воды. Первичные представления о температуре, термометре. Вода в природе. Значение воды для жизни человека.
ЖИВАЯ ПРИРОДА(32 часа)
Растения(14ч)
Комнатные растения. Части растения. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Уход за растениями сада и огорода.
Животные(10ч)
Сравнивание домашних и диких животных. Отношение человека к животным. Рыбы. Польза от рвбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек(8ч)
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Ограны пищеварения. Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание.
ПОВТОРЕНИЕ(8часов)
Основные требования к умениям учащихся:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.
Тематическое планирование по живому миру 2 класс
№п/п
Дата
Тема урока
Элементы содержания.
Требования к уровню подготовки
Дом. зад.
1
Жизнь животных и растений летом.
2
Вода. Простейшие свойства воды.
Прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Простейшие св-ва воды, ее значение для жизни растений, животных, человека, правильно называть изученные объекты.
3
Первичные представления о температуре.
Термометр как прибор для измерения температуры.
4
Вода горячая и холодная.
5
Вода для жизни людей, животных, растений.
6
Вода в природе: дождь, снег, лед.
7
Экскурсия в природу. Изменения в природе в сентябре.
Проговаривание о том, что видим.
8
Итоги наблюдений и экскурсии в сентябре.
9
Жизнь животных и растений в сентябре.
10
Вода в природе: река, озеро(пруд), болото.
11
Значение воды для жизни человека.
12
Растения.
Комнатные растения: фикус, бегония, фиалка.
Названия и отличительные признаки.
Познакомить с растениями сада и огорода, различать 3-4 растения, их части, осуществлять уход за растениями
13
Части растений.
Корень, стебель, лист, цветок.
Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
14
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света и тепла.
15
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
Традесканция и кактус.
16
Экскурсия в природу. Изменения в природе в октябре.
17
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в октябре.
18
Светолюбивые и тенелюбивые растения.
Фиалка, традесканция.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
19
Уход за комнатными растениями.
20
Огород. Овощи.
Название и признаки.
Особенности произрастания растений.
21
Особенности произрастания овощей.
22
Овощи в питании человека.
23
Экскурсия в природу. Осенние изменения в ноябре. Труд людей.
Название времен года, осенние месяцы. Деревья: дуб, сирень.
24
Итоги наблюдений в ноябре.
25
Сад. Фрукты.
. Названия и признаки.
Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
26
Особенности произрастания фруктовых деревьев. Фрукты в питании человека.
27
Растения садов и огородов нашей местности.
28
Уход за растениями сада и огорода.
Поливка, прополка, рыхление.
29
Обобщающий урок по теме «Растения».
30
Экскурсия в природу. Изменения в природе в декабре.
31
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в декабре.
32
Домашние животные. Собака. Внешний вид, питание, повадки, детеныши, образ жизни, места обитания.
Усвоить разнообразие животного мира. Образ жизни, повадки.
33
Волк. . Внешний вид, питание, повадки, детеныши, образ жизни, места обитания.
Сравнение диких и домашних животных: собака- волк.
Сравнение диких и домашних животных: собака- волк.
Различать домашних и диких животных, рыб. Описывать их повадки, образ жизни.
34
Кошки. Внешний вид, питание, повадки, детеныши, образ жизни, места обитания.
Познакомить с необходимыми условиями жизни.
35
Рысь. Внешний вид, питание, повадки, детеныши, образ жизни, места обитания.
Сравнение диких и домашних животных: кошка-рысь.
36
Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло. Воздух, пища.
Различать домашних и диких животных, рыб. Описывать их повадки, образ жизни.
37
Экскурсия в природу. Изменения в природе в январе.
38
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в январе.
39
Отношение человека к животным.
40
Рыбы. Внешний вид, места обитания, питание, образ жизни.
Щука, лещ, окунь
Охрана рыбных угодий.
41
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
42
Обобщающий урок по теме «Животные».
Различать изученных животных и рыб.
43
Человек. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей.
44
Экскурсия в природу. Изменения в природе в феврале. ПДД
45
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в феврале.
46
Человек.
Гигиена тела человека.
47
Волосы. Уход за волосами.
48
Кожа, уход за кожей.
гигиенические правила
49
Уход за кожей лица, рук и ног.
гигиенические правила
50
Закаливание организма.
гигиенические правила
51
Экскурсия в природу. Изменения в природе в марте.
влияние сезонных изменений в жизни человека
52
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в марте.
53
Питание человека.
54
Органы пищеварения.
Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.
Должны усвоить представления о роли питания в жизни человека.
55
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Должны усвоить представления о роли питания в жизни человека.
56
Пища человека.
Правила приема пищи.
57
Правильное питание.
Должны уметь применять знания на практике.
58
Экскурсия в природу. Изменения в природе в апреле.
59
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в апреле.
60
Окружающая среда и здоровье человека.
61
Профилактика пищевых отравлений.
62
Охрана редких растений в природе.
63
Охрана редких животных.
64
Повторение. Жизнь растений и животных весной.
65
Экскурсия в природу. Изменения в природе в мае.
66
Подведение итогов экскурсии и наблюдений в мае.
67
Закаливание организма летом.
68
Безопасное поведение во время летнего отдыха.