МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено:_______ Руководитель МО Бокарева И.В. Протокол №______ «___»________2014г. | Согласовано:________ Заместитель директора по УВР Е.В. Федорова «____»________2014г. | Утверждаю:_______ Директор МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» Н.Г. Поляк «____»________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень обучения (класс): начальное общее образование, 4 «в» класс
Количество часов: 170 ч
Учитель: Галыга Елена Анатольевна
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида подготовительного, 1–4 классов Бгажноковой И. М., М.: Просвещение, 2010г.;
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида подготовительного, 1–4 классов Воронковой В. В., М.: Просвещение, 2011г.;
пособия Калабух Т. В., Клейменовой Е. В. «Формирование универсальных учебных действий у школьников с особыми образовательными потребностями». В.: «Учитель», 2014;
учебника Аксёновой А. К., Галунчиковой Н. Г. «Русский язык 4 класс» М., «Просвещение», 2014.
2014–2015 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно – правовая база.
1.2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
1.3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
1.4. Учебно – тематический план.
1.5. Содержание учебного предмета, курса.
1.6. Требования к уровню подготовки учащихся
1.7. Планируемые результаты освоения предмета, курса.
1.8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
1.9. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
2. Календарно – тематическое планирование.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
Рабочая программа по русскому языку составлена основе следующих нормативно – правовых документов:
1 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
3. Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7.
4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП), разработанный на основе федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312) с изменениями, внесёнными приказами Минобрнауки России от 30.08.2010г. № 889 и от 03.06.2011г. № 1994.
5. Учебный план МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
6. Данная рабочая программа составлена на основе:
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида подготовительного, 1-4 классов Бгажноковой И. М., М.: Просвещение, 2010г.;
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида подготовительного, 1-4 классов Воронковой В. В., М.: Просвещение, 2011г.;
пособия Калабух Т. В., Клейменовой Е. В. «Формирование универсальных учебных действий у школьников с особыми образовательными потребностями». В.: «Учитель», 2014;
учебника Аксёновой А. К., Галунчиковой Н. Г. «Русский язык 4 класс» М., «Просвещение», 2014;
7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011г. № 75-37-0541/11.
1.2. Общая характеристика курса
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по русскому языку, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по русскому языку прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение русскому языку способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение русскому языку будет действительным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по русскому языку включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Письмо и чистописание», «Устная речь».
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях 8 – вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко - буквенному анализу.
Во 2 – 4 классах звуко – буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих и согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2 – 4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно восстановит с помощью вопросов.
Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, т. к. их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построения предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в заключении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
1.3. Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе VIII вида отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 ч.
1.4. Учебно – тематический план
№ | Содержание разделов и тем по предмету | Количество часов |
| Повторение | 20 |
| Звуки и буквы | 36 |
| Слово | 54 |
| Предложение | 25 |
| Письмо и чистописание | 12 |
| Устная речь | 8 |
| Связная письменная речь | 15 |
Итого | 170 |
1.5. Содержание учебного предмета, курса
Повторение (20ч)
Употребление простого предложения. Большая буквы в начале предложения и точка в конце предложения. Составление предложения по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме в разбивку. Выделение предложения из речи и текста.
Звуки и буквы (36ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (54ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом; рисую (на чём) на листе.
Названия признаков предметов. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая…; злой, голодный…
Роль слова, обозначающего признаки и описание предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т. д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Разделительное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение (25ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.
Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Письмо и чистописание (12ч)
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Чёткое и графическое правильное письмо прописных букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные, зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Устная речь (8ч)
Общение и его значение в жизни. Условные знаки в общении людей.
Аудирование. Повторение предложений (из 5 – 6 слов), разных по структуре вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность чтения. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче чувств и эмоций.
Подготовка речевой ситуации и организации высказывания. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа. Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом с фиксированной структуры высказывания.
Культура общения. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Связная письменная речь (15ч)
(в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
1.6. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим программированием;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
делить текст на предложения;
выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;
2-й уровень
списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим программированием;
писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
выделять из текста предложения на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Учащиеся должны знать:
Алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
1.7. Планируемые результаты освоения предмета, курса
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патологии беременности, тяжёлые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжёлые инфекционные заболевания. У всех детей с нарушением интеллекта отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, сбой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у них значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны, знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспешными. Стойкое отставание в развитии познавательной деятельности у таких детей сочетается с незрелостью эмоционально – волевой сферы. Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно – педагогическая поддержка в социальных условиях обучения. Обзорная характеристика особенностей развития детей с нарушением интеллекта показывает, что эти дети нуждаются в особом внимании при формировании УУД:
Познавательных:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные и цифровые), в открытом информационном пространстве;
- Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- Использовать знаково – символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- Строить сообщения в устной и письменной форме;
- Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- Усваивать основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей;
- Проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
- Устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- Обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- Устанавливать аналогии;
- Владеть рядом общих приёмов решения задач.
Регулятивных:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- Адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- Различать способ и результат действия;
- Вносить необходимее коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более ценного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на родном языке.
1.8. Система оценки достижения
планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В связи с возникающими вопросами по оцениванию ЗУН детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
Образовательное учреждение должно разработать свое положение (локальный акт) об оценивании учащихся данной категории.
I. Оценка ЗУН учащихся.
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.
Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.
1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.
4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Данная программа согласовывается методическим советом и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.
II. Виды работ учащихся.
1. Контрольные работы. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
Текущие контрольные работы | Итоговые контрольные работы |
Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся. | Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в конце учебной четверти, полугодия, года. |
Продолжительность: 25-45 мин. | Продолжительность: как правило, 45 мин. |
Письменные контрольные работы проводятся только по русскому языку и математике. Проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается.
В один учебный день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, первый и последний дни учебной недели.
В 3 классе рекомендуется провести по 10 итоговых письменных контрольных работ, согласно пройденным разделам. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся и возвращаются им к следующему уроку.
После контрольных и текущих проверок ЗУН обязательно учащихся отводится специальный урок, посвященный работе над ошибками.
2. Виды письменных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
– упражнения по русскому языку и математике;
– планы статей и других материалов из учебников;
изложения, сочинения по русскому языку (следует учитывать, что изложения и сочинения по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида могут быть только обучающего характера);
составление обобщающих таблиц, схем и т.п.;
– фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе развития устной речи в 1-4 классах, изучения естествознания (природоведение, биология) и географии;
– различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ (опытов) на уроках естествознания (природоведения, биологии), математики, на занятиях по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессиональному трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из учебников).
У учеников, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, проверяются и оцениваются все письменные работы. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.
В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.
1.9. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. «Русский язык 4 класс» М., «Просвещение», 2014;
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / под ред. Асмоловой А. Г.. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
3. Калабух Т. В., Клейменова Е. В. Формирование универсальных учебных действий у школьников с особыми образовательными потребностями». В.: «Учитель», 2014;
4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Ковалёвой Г. С., Логиновой О. Б. – М.: Просвещение, 2009;
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида подготовительного, 1-4 классов В. В. Воронковой.. М.: Просвещение, 2011г.
2. Календарно - тематическое планирование
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
I четверть | |
| Повторение | 5 | | |
-
| Практическое построение простого предложения. Выделение предложений из текста | | | |
-
| Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах | | | |
-
| Составление предложений из слов, данных в начальной форме | | | |
-
| Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | | | |
-
| Деление текста на предложения | | | |
| Звуки и буквы. Алфавит | 4 | | |
-
| Расположение слов в алфавитном порядке | | | |
-
| Расположение слов в алфавитном порядке. Закрепление | | | |
-
| Гласные и согласные буквы | | | |
-
| Гласные и согласные буквы. Закрепление | | | |
-
| Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
-
| Контрольное списывание с грамматическим заданием по темам: «Предложение» и «Звуки и буквы. Алфавит» | | | |
-
| Работа над ошибками | | | |
| Мягкий знак на конце и в середине слова | 7 | | |
-
| Мягкий знак на конце слова. Тренировочные упражнения в правописании слов с мягким знаком на конце слова | | | |
-
| Тренировочные упражнения в правописании слов с мягким знаком на конце слова. Закрепление | | | |
-
| Мягкий знак в середине слова | | | |
-
| Тренировочные упражнения в правописании слов с мягким знаком в середине слова | | | |
-
| Мягкий знак на конце и в середине слова. Объяснение написания мягкого знака в словах. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Мягкий знак на конце и в середине слова» | | | |
-
| Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Мягкий знак» | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
-
| Работа над ошибками | | | |
| Разделительный мягкий знак | 8 | | |
-
| Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и | | | |
-
| Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. Закрепление | | | |
-
| Правила переноса слов с разделительным мягким знаком | | | |
-
| Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Закрепление | | | |
-
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. Закрепление | | | |
-
| Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием | | | |
-
| Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Разделительный мягкий знак» | | | |
-
| Работа над ошибками | | | |
| Гласные после шипящих | 6 | | |
|
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
-
| Сочетание гласных с шипящими. Правило правописания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | | | |
-
| Тренировочные упражнения в правописании слов со слогами ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ | | | |
-
| Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям. | | | |
-
| Гласные после шипящих. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Гласные после шипящих» | | | |
-
| Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Гласные после шипящих» | | | |
-
| Работа над ошибками | | | |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова | 7 | | |
-
| Звонкие и парные согласные на конце слова | | | |
-
| Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | | | |
-
| Звонкие и парные согласные в середине слова | | | |
-
| Правописание звонких и глухих согласных в середине слова | | | |
-
| Составление рассказа по серии сюжетной картинке | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
-
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова» | | | |
-
| Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова» | | | |
-
| Работа над ошибками | | | |
-
| Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. | | | |
-
| Повторение пройденного за 1 четверть Подготовка к проверочному диктанту с грамматическим заданием за 1 четверть | | | |
-
| Проверочный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | | | |
-
| Работа над ошибками | | | |
II четверть |
| Ударные и безударные гласные | 6 | | |
1. | Ударение. Постановка ударения в словах | | | |
2. | Смыслоразличительная роль ударения | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
3. | Различение ударных и безударных гласных | | | |
4. | Ударение. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Правописание безударных гласных» | | | |
5. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Ударные и безударные гласные» | | | |
6. | Работа над ошибками | | | |
| Правописание безударных гласных | 16 | | |
7. | Ударные и безударные гласные | | | |
8. | Ударные гласные. Произношение и написание ударных гласных | | | |
9. | Ударные гласные. Тренировочные упражнения в выделении ударной гласной | | | |
10. | Правописание безударных гласных. Обучение применению правила правописания безударных гласных | | | |
11. | Безударные гласные. Тренировочные упражнения в написании безударных гласных | | | |
12. | Безударные гласные. Тренировочные упражнения в написании безударных гласных | | | |
13. | Изложение текста «Иней», воспринятого зрительно, по данному плану | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
14. | Работа над ошибками | | | |
15. | Сопоставление написания гласных в ударных и безударных словах | | | |
16. | Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной | | | |
17. | Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной | | | |
18. | Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова | | | |
19. | Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам | | | |
20. | Закрепление темы «Правописание безударных гласных». Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Правописание безударных гласных» | | | |
21. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Правописание безударных гласных» | | | |
22. | Работа над ошибками | | | |
| Непроверяемые безударные гласные | 8 | | |
23. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. Знакомство | | | |
24. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. Тренировочные упражнения по теме | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
25. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными | | | |
26. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными Тренировочные упражнения по теме | | | |
27. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием слов с непроверяемыми безударными гласными | | | |
28. | Непроверяемые безударные гласные. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием по теме: «Непроверяемые безударные гласные» | | | |
29. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Непроверяемые безударные гласные» | | | |
30. | Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. Дифференциация изученных орфограмм | | | |
31. | Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными | | | |
32. | Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм | | | |
33. | Закрепление пройденного материала. Подготовка к проверочному диктанту с грамматическим заданием за II четверть | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
34. | Проверочный диктант с грамматическим заданием за II четверть | | | |
35. | Работа над ошибками | | | |
III четверть |
| Слово. Названия предметов, действий и признаков | 19 | | |
1. | Слова, обозначающие названия предметов. Тренировочные упражнения в различение слов по вопросам кто? что? | | | |
2. | Названия предметов. Употребления названий предметов в различных формах | | | |
3. | Названия предметов схожих и противоположных по значению (синонимы и антонимы) | | | |
4. | Названия предметов. Составление рассказа по вопросам. | | | |
5. | Названия предметов. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием. Закрепление | | | |
6. | Контрольное списывание с грамматическим заданием | | | |
7. | Работа над ошибками | | | |
|
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
8. | Слова, обозначающие действия предметов. Различение слов, обозначающих предметы и действия | | | |
9. | Названия действий. Подбор слов – действий по вопросу | | | |
10. | Названия действий. Согласование слов – предметов и слов – действий. Упражнения в изменении слов – действий по вопросам | | | |
11. | Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира» | | | |
12. | Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор слов – признаков по вопросу | | | |
13. | Дополнение предложений словами – признаками | | | |
14. | Подбор названия признаков предметов по смыслу. Обучающее изложение: описание птицы | | | |
15. | Работа над ошибками | | | |
16. | Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. Выделение в предложениях названий предметов и действий | | | |
17. | Дифференциация изученных орфограмм. Подготовка к диктанту с грамматическим заданием | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
18. | Диктант по теме «Слово. Названия предметов, действий и признаков» с грамматическим заданием | | | |
19. | Работа над ошибками | | | |
| Имена собственные | 6 | | |
20. | Правописание имен собственных. Большая буква в именах собственных | | | |
21. | Правописание имен собственных. Тренировочные упражнения с правописанием имён собственных | | | |
22. | Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса | | | |
23. | Имена собственные. Закрепление. Подготовка к диктанту по теме | | | |
24. | Диктант по теме «Имена собственные» | | | |
25. | Работа над ошибками | | | |
| Предлоги | 7 | | |
26. | Предлоги. Предлог как отдельное слово | | | |
27. | Тренировочные упражнения по раздельному написанию предлогов со словами | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
28. | Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | | | |
29. | Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов в тексте | | | |
30. | Предлоги. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием | | | |
31. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Предлоги» | | | |
32. | Работа над ошибками | | | |
| Разделительный твёрдый знак | 2 | | |
33. | Тренировочные упражнения с написанием слов с разделительным мягким знаком | | | |
34. | Разделительный твёрдый знак. Закрепление | | | |
| Родственные слова | 13 | | |
35. | Понятие о родственных словах | | | |
36. | Определение корня слова | | | |
37. | Упражнения в практическом образовании родственных слов | | | |
38. | Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
39. | Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом | | | |
40. | Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок | | | |
41. | Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов | | | |
42. | Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом | | | |
43. | Родственные слова. Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием | | | |
44. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Родственные слова» | | | |
45. | Работа над ошибками | | | |
46. | Составление рассказа по сюжетной картинке | | | |
47. | Дифференциация изученных орфограмм | | | |
48. | Повторение пройденного за 3 четверть. Подготовка к проверочному диктанту с грамматическим заданием за 3 четверть | | | |
49. | Проверочный диктант с грамматическим заданием за III четверть | | | |
50 | Работа над ошибками | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
IV четверть |
| Предложение | 16 | | |
1. | Предложение. Практическое построение простого предложения | | | |
2. | Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам | | | |
3. | Выделение предложений из текста | | | |
4. | Тренировочные упражнения в составлении предложений | | | |
5. | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | | | |
6. | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Закрепление | | | |
7. | Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме | | | |
8. | Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Закрепление | | | |
9. | Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам | | | |
10. | Установление связи между словами в предложении по вопросам. Знакомство | | | |
11. | Установление связи между словами в предложении по вопросам. Продолжение изучения темы | | | |
12. | Установление связи между словами в предложении по вопросам. Закрепление | | | |
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
13. | Распространение предложений. | | | |
14. | Предложение. Закрепление. Подготовка к проверочному диктанту с грамматическим заданием | | | |
15. | Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Предложение» | | | |
16. | Работа над ошибками | | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | 3 | | |
17. | Вопросительный знак в конце предложения. Тренировочные упражнения с вопросительным знаком в конце предложения | | | |
18. | Восклицательный знак в конце предложения. Тренировочные упражнения с вопросительным знаком в конце предложения | | | |
19. | Закрепление. Знаки препинания в конце предложения. Чтение по ролям | | | |
| Главные и второстепенные члены предложения | 9 | | |
20. | Главные члены предложения. Сказуемое. Знакомство | | | |
21. | Главные члены предложения. Сказуемое. Тренировочные упражнения в выделении сказуемого в предложении | | | |
22. | Главные члены предложения. Подлежащее. Знакомство | | | |
|
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
23. | Главные члены предложения. Подлежащее. Тренировочные упражнения в выделении подлежащего в предложении | | | |
24. | Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. Закрепление | | | |
25. | Второстепенные члены предложения (без деления на виды) | | | |
26. | Закрепление. Подготовка к контрольному списыванию с грамматическим заданием | | | |
27. | Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | | | |
28. | Работа над ошибками | | | |
| Повторение пройденного | 12 | | |
29. | Повторение пройденного за 4 четверть. Подготовка к изложению | | | |
30 | Изложение с грамматическим заданием по темам, пройденным за 4 четверть | | | |
31. | Работа над ошибками | | | |
32. | Дифференциация изученных орфограмм. Повторение главы «Звуки и буквы» | | | |
33. | Тренировочные упражнения. Подготовка к словарному диктанту | | | |
34. | Словарный диктант. Работа над ошибками | | | |
|
№. урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата |
Плани- руемые | Факти-чески |
35. | Дифференциация изученных орфограмм. Повторение главы «Слово». Обучающее изложение: «Одуванчики» | | | |
36. | Работа над ошибками. Дифференциация изученных орфограмм | | | |
37. | Повторение и закрепление пройденного. Тренировочные упражнения | | | |
38. | Подготовка к контрольному годовому диктанту с грамматическим заданием | | | |
39. | Контрольный годовой диктант | | | |
40. | Работа над ошибками | | | |
Итого: 170 часов.