« » августа 2015 г. « » августа 2015 г. « » августа 2015 г
Рабочая программа
УЧИТЕЛЬ Фёдорова Надежда Григорьевна
ПРЕДМЕТ Биология, 5 класс
Количество недельных часов 1
Количество часов на учебный год 35
Планирование составлено на основе программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Учебник: Биология. Введение в биологию,5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012
Используемые ресурсы:
Видео: Экология. Охрана природы (70 мин), Природные сообщества (43 мин)
Цифровые: CD Открытая биология
Планируемое количество
Лабораторных и практических работ 5 /1
Экскурсий 2
Тестов 4
Контрольных работ 2
Содержание
I. Пояснительная записка
1) Цели и задачи изучения предмета
2) Предполагаемые результаты обучения
3) Общая характеристика учебного предмета
4) Формы, методы, технологии обучения
5) Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения
6)Система контроля Норма оценок
II. Учебно-тематическое планирование
III. Материальное оснащение
Список литературы
Пояснительная записка.
Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5 класса Куликовского филиала МКОУ «Шумилихинская СОШ», изучающих предмет -биология. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии Н.И. Сонина., федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1.годовой календарный план развития школы МКОУ «Шумилихинская СОШ» Куликовский филиал
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
3. Федеральный компонент гос.стандарта по биологии
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
8. Положение о рабочей программе
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – 158, [2] с. : ил.
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 111, [1] с.
Биология, Введение в биологию. Технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, «Дрофа», 2013
Введение в биологию 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина. «Дрофа», 2013
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. -Допущен к применению (Федеральный перечень учебников)-Системно-структурный Функциональный подход.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
- групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы:
- работа с литературой или электронными источниками информации, письменные
упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами
за компьютером.
Методы обучения:
Словесные, рассказ, беседа; наглядные и иллюстрации, демонстрации как
обычные, так и компьютерные; практические и выполнение практических работ,
самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),
самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Важными формами деятельности учащихся являются:
Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке
опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при
использовании и преобразовании окружающей среды; развитие практических умений в
работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями,
словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста,
ресурсами интернета.
Биология. Введение в биологию. 5 класс (35ч, 1 ч в неделю) (1ч -резерв)
(Концентрический курс)
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета по темам и годам изучения
Тема
Предметные
Метапредметные
Личностные
Живой организм:
строение и изучение
(8 ч)
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества,
входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные
органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения,
опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Многообразие
живых организмов
(14 ч)
Учащиеся должны знать:
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов
к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации
для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Среда обитания
живых организмов
(6 ч)
Учащиеся должны знать:
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать
их, ставить вопросы к тексту.
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Человек на Земле
(5 ч)
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Резервное время— 1 ч
Тематическое планирование
Тема
Содержание
Характеристика видов деятельности учащихся
Живой организм:
строение и изучение
(8 ч)
Что такое живой организм. Наука о
живой природе. Методы изучения
природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.
Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в
развитие биологии и других естественных наук
Многообразие
живых организмов
(14 ч)
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.
Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе
и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют
отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.
Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных.
Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид
природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с
учебником (текстом, иллюстрациями).
Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном
приложении.
Среда обитания
живых организмов
(6 ч)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих
их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.
Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.
Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные
особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред
Человек на Земле
(5 ч)
Как человек появился на Земле. Как
человек изменил Землю. Жизнь
под угрозой. Не станет ли Земля пустыней.
Здоровье человека и безопасность
жизни
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.
Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды
растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.
Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Резервное время— 1 ч
Лабораторные и практические работы: (всего-5/1)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Демонстрации:
Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и т.д.
Фотографии или видеофрагменты современных научных приборов
Микропрепараты растительных и животных клеток
Модели различных атомов и молекул
Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей
Взаимодействие различных тел
Падение тел
Нагревание и кипение воды
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей
Электризация тел трением
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Демонстрации:
Таблица «Царства живой природы»
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Фотографии и видеофрагменты с изображением растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу
Таблица «Строение бактериальной клетки»
Муляжи грибов
Коллекции плодов и семян растений
Влажные препараты и чучела животных
Коллекции насекомых
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных»
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
Демонстрации:
Таблица «Среды жизни и экологические факторы»
Географические карты материков
Карта природных зон
Гербарии растений разных материков
Видеофильм «Природные зоны Земли»
Раздел 4. Человек на Земле
Лабораторная работа 5 « Измерение своего роста и массы тела»
Демонстрации:
Видеофрагменты о влиянии деятельности человека на природу, о деятельности различных природоохранных организаций.
Гербарий и рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу
Контрольные работы:2
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проект.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
не всегда последовательно определение понятия
недостаточно чёткие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»
- основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1»
- ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»
полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»
- не владеет умением проводить наблюдение.
Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса
В школе имеется кабинет биологии, оснащенный, с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия.
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: препарированные и живые растения, животные их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
СИМБИОЗ: Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие / Е.В.Тяглова. - М: Планета, 2010. - 255с.
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014
. Примерная программа основного общего образования по биологии 5-9 классы.
М: Просвещение, 2013г.
.Тесты по биологии 5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен
Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2012.
Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).
Образовательные ресурсы Интернета по биологии
1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека.
2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам
3. http://bio.1september.ru/ - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок
биологии».
4. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты.
5. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой
список Интернет-ресурсов.
6. http://kenunen.boom.ru/ - Членистоногие - Фотографии нескольких видов бабочек,
стрекоз и пауков.
7. http://www.herba.msu.ru/russian/index.html - ботанический сервер Московского
университета. Цифровая коллекция изображений различных растений.
8. http://www.lichenfield.com/ - Сведения и базы данных о лишайниках. Статьи и
книги.
9. http://www.galleryinsects.narod.ru/title.html
Коллекция
фотоизображений
насекомых и паукообразных; тропические бабочки, жуки, цикады, палочники,
богомолы, скорпионы.
10. http://www.school.ecologia.ru/ - Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит
природу и стремится понять ее.
11. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - демо-версии обучающих программ
по биологии и химии.
12. http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной
Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая
численность и распределение по странам региона.
13. http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы
Интернет в области биологии. К сожалению, не все ссылки работают.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}