Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении Она определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы школы по обеспечению условий введения ФГОС ООО в пилотном режиме, а затем и в штатном.
Цель методического сопровождения: обеспечение необходимых условий введения ФГОС ООО в пилотном режиме и в штатном режиме с сентября 2015 года.
Задачи:
• создание нормативно-правовой и методической базы для введения ФГОС ООО;
• создание условий для освоения и принятия педагогами школы идеологии ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
• создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов ОУ и решения задач реализации ФГОС ОО;
• развитие компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО;
• апробация и внедрение педагогами новой технологии ведения урока с учётом требований ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
• разработка и внедрение системы оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего и основного общего образования;
• создание условий для разработки основной образовательной программы основного общего образования;
• создание условий для информационно-методической поддержки процесса подготовки условий введения ФГОС ООО; мониторинга и фиксации хода и результатов подготовки условий введения ФГОС ООО;
• создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности).
В основе модели методического сопровождения введения ФГОС ООО лежат следующие принципы:
• личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС ООО;
• проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;
• систематичность и целенаправленность деятельности;
• осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.
Разработанная модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО», «Методическое сопровождение разработки ООП ООО», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО».
Модель имеет описание содержания деятельности, форм деятельности, планируемых результатов, а также информацию об ответственном исполнителе и/или ответственном организаторе.
Реализация мероприятий, содержащихся в блоке «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС ООО» позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базой на первом этапе.
Следующий блок предложенной нами модели («Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО») направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов школы в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО.
Блок «Методическое сопровождение разработки ООП ООО» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.
Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО» осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ФГОС ООО, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, органов управления и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ФГОС ООО.
Мы считаем, что реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ООО в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.
Представленная модель методического сопровождения внедрения ФГОС ООО в образовательном учреждении не требует особых ресурсных затрат. Методические службы любого образовательного учреждения, внеся коррективы с учетом особенностей своего ОУ, смогут использовать данную модель для работы в указанном направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС НОО - ФГОС ООО »
ФГОС
Подготовила заместитель директора по УВР МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края
Жукова Марина Анатольевна
Уверенность в себе
Учебная самостоятельность
ФГОС: ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Инициатива
2
Оптимистическая самооценка
Общение и сотрудничество
Опыт самостоятельного выбора
ФГОС: ПЕРСПЕКТИВА
С 1 сентября 2015 года основная школа переходит на ФГОС.
2. С 1 сентября 2017 года планируется досрочный переход на ФГОС среднего звена (10 класс, затем 11 класс): вариативность учебного плана, индивидуальность образовательного маршрута и т.л.
6
ФГОС: ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Необходимо:
учитывать проблемы и возможные ошибки при переходе на ФГОС на ступени основного общего образования , чтобы избежать этих ошибок при переходе на ФГОС на ступени среднего общего образования.
7
ФГОС: ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Учебный день школьника - единое целое.
Учебное время и время дополнительного образования образуют единый учебный план образовательного учреждения .
8
ФГОС: НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ
С 2015 года учебники должны иметь обязательное электронное приложение: как его использовать? (задача учителя)
С помощью каких средств обучения их можно будет использовать? (задача администрации).
9
ФГОС: НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ
Как учесть в работе ОУ «местные» особенности? (задача учителя и администратора)
Какие возможны новые формы взаимодействия с родителями?
Какие возможны более эффективные способы информирования родителей о жизни школы?
10
ФГОС: НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ
Какие ещё возможны приемы мотивации и стимулирования учителя и администрации? (задача директора)
В каком состоянии находится сейчас локальная нормативная база ОУ?
Какие возможны дополнительные формы размещения и сохранения материалов образовательного процесса , работ обучающихся и педагогов?
Мониторинг?
11
ФГОС: НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ
Мониторинг в ОУ (внутренний)!
Не зная, что происходит, нельзя понять, куда двигаться дальше !
12
Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в образовательном учреждении по направлениям:
3 блок
Разработки ООП ООО
1 блок Создание организационно-управленческих условий введения
4 блок Создание информационного обеспечения введенияФГОС ООО
2 блок Создание кадрового обеспечения введения
ФГОС OОО
ФГОС ООО
в активных формах взаимодействия:
МО, рабочая группа, малая творческая группа, самообразование, дистанционное обучение, индивидуальное и групповое консультирование, проблемные семинары, мастер-классы, диспуты, методические игры и т.п., общение с опытными педагогами, в
т.ч. участие в интернет-сообществах, просвещение родителей (законных представителей) обучающихся
для достижения планируемых результатов
Наличие кадровых условий, обеспечивающих введение ФГОС ООО
Наличие информационного обеспечения введения ФГОС ООО
Наличие ООП ООО образовательного учреждения
Наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО
Особенности УП ФГОС ООО
появление предметных областей,
годовое распределение часов,
выделение двух этапов основного общего образования: 5-6 классы - образовательный переход из начальной в основную школу и 7 -9 классы – этап самоопределения подростков;
усиление роли вариативной части учебного плана с цельювключения в учебный процесс нескольких видов деятельности (учебной, проектной, учебно-исследовательской) и разных форм деятельности (урочных и внеурочных );
Особенности УП ФГОС ООО
важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули . Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов основной школы, а также социализация подростков;
для развития учебной самостоятельности подростков используются всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации и мастерские, а также тьюторское сопровождение индивидуальной и групповой домашней самостоятельной работы учащихся.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
НОО
ООО
80% и 20%
70% и 30%
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность
Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Целевой раздел
Пояснительная записка
/цель, задачи, принципы/
Программа учебных курсов
Формирование УУД
-проектно-исследовательские
- информационно-коммуникационные
Учебный план
Учебно-методический комплекс
Планируемые результаты
портрет выпускника
поэтапные результаты освоения ОП (личностные, метапредметные, предметные)
Система условий реализации:
описание условий реализации ОП: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических
организационнаяструктура ОУ
социальные связи
Программы воспитания и социализации:
Система оценки достижения планируемых результатов
духовно-нравственного и
гражданско-правового воспитания
Система оценивания предметных результатов
. Сегодня все наши выступления мы начинаем с рассмотрения структуры ОП. Мы хотим показать то новое, что отличает ОП в рамках ФГОС от традиционной и привычной нам программы.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с Программой формирования УУД , составляющей часть содержательного раздела .
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Он включает в себя:
1. программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
2. программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
3. программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
социализация
Система оценивания метапредметных результатов (УУД)
критерии оценивания проектной и исследовательской работысистема мониторинга УУД
критерии оценивания проектной и исследовательской работы
система мониторинга УУД
Здоровый образ жизни
профилактика
Документы сопровождения
-дневник
- портфолио 5-8 классы
- резюме выпускникаосновной школы
Профориентация
15
Началом работы над программой стало скрупулёзное изучение Стандартов второго поколения всем нашим педагогическим коллективом. Каждый педагог должен был понять , что овладение учащимися Универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
15
Универсальные учебные
Действия – это
Действия,
Обеспечивающие овладение
Ключевыми компетенциями,
Составляющими основу
Умения учиться.
Стандарты 2 поколения выделяют три группы образовательных результатов
Предметные
Метапредметные
Личностные
ФГОС НОО и ФГОС ООО-преемственность и развитие: метапредметные результаты
НОО
ООО
освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
и межпредметными понятиями
освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
Формирование результатов происходит по разному на различных ступенях
Начальная школа- формирование
результатов достигается средствами учебной деятельности
В подростковом возрасте- к урочной внеурочная деятельность, которая является мощным фактором формирования метапредметных и личностных результатов
Метапредметные результаты на уровне УУД:
Личностные УУД :
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Виды УУД
Виды заданий
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений .
Личностные
Я осознаю себя как
личность
Умею себя оценить
Познавательные УУД:
1. Умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Виды УУД
Виды заданий
Познавательные
«Найди отличия»;
«Поиск лишнего»;
«Лабиринты»;
«Цепочки» ;
хитроумные решения;
составление схем – опор;
работа с таблицами, графиками;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Я умею думать
Сравнивать
Обобщать
Рассуждать
Коммуникативные УУД:
1.Умение слушать и понимать речь других людей
2. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре или группе.
Виды УУД
Виды заданий
Коммуникативные
составить задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа;
парный опрос;
ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;
формулировка вопросов для обратной связи;
«подготовь рассказ …», «опиши устно …»,
«объясни …».
Я умею работать с
разными видами
информации
Выражать свои мысли
в устной и письменной речи
Умею сотрудничать,
взаимодействовать
Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Виды УУД
Виды заданий
Регулятивные
«Преднамеренные ошибки»;
Поиск информации в предложенных источниках;
самоконтроль и взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«Ищу ошибку»;
Контрольный опрос на определенную проблему.
Я знаю, зачем я это делаю,
как и в какой
последовательности,
какой результат я получу
Сформировать УУД – значит:
Наши учителя должны были осознать, что должно измениться в их деятельности, понять, что работая над формированием УУД надо
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации
Передать сам способ выполнения действия
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
Мы сами осознали, что УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Сводная таблица сформированности УУД учащегося _____ класса МБОУ ЗСОШ№1
класс
регулятивные УУД
1 класс
определять
в-
2 класс
цель и план действий
действовать по плану
3 класс
в-
ср-
итоговый уровень
оценивать результаты
ср-
в-
в-
в-
познавательные УУД
н.ср-
4 класс
ср-
в-
ср-
в-
в-
ср-
н.ср-
н-
извлекать информацию
н-
ср-
ср-
н.ср-
перерабатывать информацию
в-
ср-
н.ср-
в-
н.ср-
в-
в-
н.ср-
н-
н-
в-
представлять информацию
итоговый уровень
ср-
н.ср-
н.ср-
ср-
ср-
в-
н-
в-
ср-
н.ср-
в-
ср-
н-
в-
ср-
в-
н-
ср-
н-
н.ср-
н.ср-
н.ср-
коммуникативные УУД
н.ср-
н.ср-
н-
в-
в-
н-
ср-
ср-
в-
н.ср-
н-
доносить свою позицию
н-
ср-
н.ср-
н-
ср-
в-
ср-
н.ср-
н-
в-
н-
ср-
н.ср-
в-
сотрудничать с другими
н-
н-
ср-
ср-
н.ср-
н.ср-
в-
н-
ср-
н.ср-
в-
в-
понимать других
н.ср-
н-
н.ср-
н.ср-
н-
в-
ср-
н-
ср-
в-
ср-
итоговый уровень
в-
ср-
н.ср-
в-
н.ср-
н-
н-
н-
ср-
н.ср-
в-
ср-
в-
н.ср-
н-
ср-
н-
в-
н-
н.ср-
в-
н.ср-
ср-
ср-
н-
н.ср-
ср-
в-
н-
н.ср-
ср-
н-
н.ср-
н-
ср-
н-
н.ср-
н.ср-
н-
н-
н.ср-
н-
н-
Сводная таблица метапредметных результатов учащегося _____ класса МБОУ ЗСОШ№1 _______
предмет
1 класс
русский язык
2 класс
математика
литературное чтение
3 класс
ОМ
4 класс
УУД
Приемы педагогической техники
Личностные
Задание массивом. Дай себе помочь.Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация. Идеальное задание.
Регулятивные
Результаты развития УУД
"Лист защиты".Обсуждаем домашнее задание.Резюме.Вход в урок.Идеальный опрос.Райтинг.Вопрос к тексту.Отсроченная реакция.Лови ошибкуПовторяем с контролем.Знакомьте с критериями.Организация работы в группах.Вход в урок.Показательный ответ.
Познавательные
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.Самоопределение, смыслообразование
Свои примеры.Удивляй.Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь.Повторяем с контролем."Да" и "Нет" говорите.Опрос "по цепочке". Опрос-итог.Тренировочная контрольная работа.Блицконтрольная
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные
Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Взаимоопрос.Организация работы в группах."Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации