Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна «Программа основного общего образования по химии. 8-9 класс». Программа ориентирована на использование учебника: О.С Габриелян Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: «Дрофа», 2013;
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), в том числе на контрольные работы – 6 часов, практические работы – 9 часов, которые распределены по соответствующим темам.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и в дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство со строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
При преподавании курса химии использую следующие технологии обучения: разноуровневого обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии, позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук.
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов-водорода,кислорода,азота,галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
«молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Понятие о шкале кислотности –шкала-рН. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация в свете ТЭД различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Определение степени окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Виды химической связи.
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.
Классификация и свойства простых и сложных веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Расчеты по химическим уравнениям.
№ п/п | Дата, сроки | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные работы | Домашнее задание |
план | факт |
Введение «Первоначальные химические понятия» 10 ч. |
1 | | | Химия - часть естествознания | 1 | УИНМ | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Химия входит в программу естествознания. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. | Знать: правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете; понятия «наблюдение», «эксперимент», «моделирование» Уметь: составлять модели молекул | | §1, упр.1-5 с 7 |
2 | | | Предмет химии. Вещества. | 1 | УИНМ | Предмет изучения химии. Химический элемент и формы существования – свободные атомы, молекулы простых и сложных веществ. Значение веществ в жизни природы и общества | Знать: понятия «химия», «вещество», «химические свойства», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «атом»; правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете. Уметь: различать понятия тело и вещество, простое вещество и химический элемент, приводить примеры физических тел, химических веществ, их физические свойства, примеры простых и сложных веществ. | Л.1 Сравнение свойств твердых веществ. | §2, упр.3-10 с13-14 |
3 | | | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | КУ | Физические и химические явления. Роль химии в жизни человека. | Знать: понятия «физическое явление», «химическое явление», «химическая реакция»; значение химии в жизни человека. Уметь отличать, приводить примеры физических и химических явлений. | Л.2 Сравнение скорости испарения различных веществ | §3, упр.1-5 с22 Пр/р №1 с198 |
4 | | | Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» | 1 | УПЗУ | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. | Знать правила ТБ при работе. Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдений; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | | оформить работу Пр/р №2 с204 |
5 | | | Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой» | 1 | УПЗУ | Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Физические и химические явления при горении свечи. | Знать правила ТБ при работе. Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдений; делать выводы. | | §3, упр.1-5 с22 |
6 | | | Краткие сведения по истории развития химии. Знаки химических элементов. | 1 | КУ | История развития химии. Химические знаки химических элементов, их произношение и написание. | Знать: обозначения 20 хим. элементов, произношение. Уметь записывать знаки химических элементов. | | §4, 5 с29-32, упр. 1-5 с29; т.1 с35 |
7 | | | Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. | 1 | КУ | Первоначальные представления о ПСХЭ Д. И. Менделеева и ее структуре. | Знать: структуру периодической таблицы. Уметь указывать положение химических элементов в ПС. | | §5, упр.1-5 с38 |
8 | | | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 1 | КУ | Относительная атомная масса. Хим. формула, индекс и коэффициент. Относительная молекулярная масса. Закон постоянства состава вещества. Запись химической формулы и вычисление относ. молекулярной массы. | Знать: понятия «химическая формула», «индекс», «коэффициент»; «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Уметь: читать химические формулы, записывать химическую формулу, рассчитывать относительную молекулярную массу. | | §6, упр.1-5 с 43 |
9,10 | | | Вычисления по химическим формулам | 2 | КУ | Характеристика вещества по химической формуле. Вычисления по химической формуле. | Знать алгоритмы вычисления массовой доли элемента по хим. формуле, установления простейшей формулы по массовым долям элементов. Уметь: характеризовать вещество по хим. формуле, осуществлять вычисления по хим. формуле. | | упр. 6-8 с 43 задачи |
Тема 1 «Атомы химических элементов» 11 ч. |
1 (11) | | | Основные сведения о строении атомов. | 1 | УИНМ | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны, электроны) | Знать: строение атома, состав ядра, физ. смысл порядкового номера. Уметь: определять по ПС заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме. | Л.3 Моделирование принципа действия сканера | §7, упр.1,2,4 с50 |
2 (12) | | | Изменения в составе ядер атомов элементов. Изотопы. | 1 | УИНМ | Состав ядра. Изменения в составе ядра. Изотопы | Знать: состав ядра, современное определение понятия «химический элемент», «изотопы». Уметь: записывать состав атома. | | §8, упр.1-5 с53 |
3,4 (13, 14) | | | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов I-III периодов. | 2 | КУ | Электронная оболочка атома и энергия электронов в атоме, энерг. уровни атома, физ. смысл номера периода. Распределение электронов, максимальное количество электронов на энерг. уровнях, электронная формула атомов хим. элементов 1-3 периода. Физ. смысл номера группы. | Знать: понятия «энергетический уровень», «орбиталь». Уметь: составлять схемы строения атомов элементов №№ 1-20, определять число электронов на внешнем уровне. | | §9 с53-56 §9, упр.1-5 с60 |
5 (15) | | | Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. | 1 | УПЗУ | Структура ПСХЭ. Строение атома. Физ. смысл порядкового номера, номера периода, номера группы. Металличность и неметалличность атомов хим. элементов и причины их изменения в периодах и группах | Знать : структуру ПС, физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы; сравнивать их металлические и неметаллические свойства | | §10 с61-63, упр.1 с66 |
6 (16) | | | Ионная химическая связь | 1 | УИНМ | Образование положительно и отрицательно заряженных частиц – ионов. Ионная химическая связь. | Знать: понятия «ион», «заряд иона», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка» Уметь записывать схемы образования ионных связей. | | §10, упр.2,3 с66 |
7 (17) | | | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | КУ | Электроотрицательность (ЭО) – свойство неметал. элементов. Изменение ЭО в периодах и группах. Ряд ЭО. Механизм образования ковалентной неполярной хим. связи | Знать определения ковалентной связи, валентности, «атомная, молекулярная кристаллические решетки» Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, записывать электронные и структурные формулы, определять кратность связи. | | §11, упр.1-5 с70 |
8 (18) | | | Ковалентная полярная химическая связь | 1 | КУ | Изменение ЭО в периодах и группах. Ряд ЭО. Механизм образования ковалентной полярной химической связи | Знать понятия «электроотрицательность», «степень окисления». Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, показывать смещение электронной плотности. | Л.4 Изготовление моделей бинарных соединений | §12, упр.1-6 с77 |
9 (19) | | | Металлическая связь | 1 | КУ | Металлическая связь. Механизм образования металлической связи. Сходство металлической связи с ковалентной полярной и ионной связями и ее отличие от них. | Знать понятия «металлическая кристаллическая решетка» Уметь объяснять сущность металлической связи, называть физические свойства металлов. | | §13, упр.1-4 с80 |
10 (20) | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 | УОП | Строение атома хим. элементов, изотопы. Строение электронных оболочек, электронная формула. Механизм образования хим. связей. Характеристика элемента на основании положения в ПСХЭ | Знать теоретический материал изученных тем. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях | | Гл. I повторить подготовиться к к/р |
11 (21) | | | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов». | 1 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
Тема 2 «Простые вещества» 7 ч |
1 (22) | | | Простые вещества – металлы | 1 | УИНМ | Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Значение металлов в жизни человека. Физ. свойства металлов. Аллотропия. Аллотроп. модификации олова. | Знать общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов, значение металлов в жизни человека Уметь давать характеристику положения металлов в ПС, описывать строение атомов, физические свойства. | Л.5 Ознакомление с коллекцией металлов | §14, упр.1-4 с85 |
2 (23) | | | Простые вещества – неметаллы | 1 | УИНМ | Особенности строения атомов неметаллов. Значение неметаллов в жизни человека. Физ. свойства неметаллов. Аллотропия. | Знать особенности строения атомов неметаллов, положение неметаллов в ПС; физ. свойства простых веществ неметаллов, определение аллотропии. Уметь составлять электронные схемы строения атомов неметаллов. | Л.6 Ознакомление с коллекцией неметаллов | §15, упр.3-5 с92 т.3 с91 |
3 (24) | | | Количества вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | КУ | Количества вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества. | Знать понятия «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро». Уметь вычислять число частиц. | | §16, упр.1-4 с95 |
4 (25) | | | Молярный объем газов. Относительная плотность газов. | 1 | КУ | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | Знать понятие «молярный объем» Уметь рассчитывать молярный объем, выполнять упражнения с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса». | | §17, упр.1,2 с98 |
5 (26) | | | Урок-упражнение | 1 | УПЗУ | Понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Алгоритмы решения задач | Знать изученные понятия. Уметь производить расчеты по химическим формулам | | упр. 4 с 98 Индивидуальные задания |
6 (27) | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 | УОП | Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем | Знать понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Уметь вычислять массу, объем по известному количеству вещества. | | Гл. II повторить подготовиться к к/р |
7 (28) | | | Контрольная работа №2 «Простые вещества» | 1 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
Тема 3 «Соединения химических элементов» 18 ч |
1,2 (29, 30) | | | Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. | 2 | УИНМ | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия. | Знать понятия бинарные соединения, степень окисления, химическая номенклатура Уметь определять степень окисления элемента в соединении; называть бинарные соединения | | §18 с100-103, упр.1,5 с 106 §18, упр.2,6 с106 |
3 (31) | | | Оксиды. Летучие водородные соединения | 1 | КУ | Оксиды и летучие водородные соединения. Составление хим. формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Знать понятия оксиды, водородные соединения, нахождения в природе, области применения важнейших соединений. Уметь: называть оксиды, определять состав вещества по их формулам, степень окисления | Л.7 Ознакомление со свойствами аммиака. | §19, упр.1-6 с 114 |
4 (32) | | | Основания | 1 | КУ | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | Знать понятия гидроксид-ион, основания, щелочи, индикатор, физические свойства и области применения важнейших щелочей Уметь: называть основания; определять состав вещества по их формулам, степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей | Л.8 Качественная реакция на углекислый газ. | §20, упр.1-5 с118 |
5 (33) | | | Кислоты | 1 | КУ | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | Знать формулы кислот. Уметь: называть кислоты; определять степень окисления элемента в соединении; распознавать опытным путем растворы кислот | Л.9 Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей и кислот | §21, упр.1-4 с126 |
6,7 (34,35) | | | Соли | 2 | КУ | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | Знать понятие соли, области применения важнейших солей. Уметь называть соли; составлять формулы солей | | §22 с126-128, упр.1 с133 §22, упр.2,3 с133 |
8 (36) | | | Проверочная работа «Основные классы химических соединений» | 1 | УК | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме «Основные классы хим. соединений» | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | §17-22 повторить |
9 (37) | | | Кристаллические решетки. | 1 | УИНМ | Вещества молекулярн. строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллич. решетки. | Знать классификацию веществ. Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту | | §23, упр.1,3-5 с140 |
10 (38) | | | Чистые вещества и смеси. | 1 | КУ | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Знать понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту. Знать способы разделения смесей. | Л.10 Разделение смесей | §24, упр.1-4 с144 |
11 (39) | | | Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | УПЗУ | Правила ТБ и ОТ. Способы разделения неоднородных смесей. | Знать способы разделения неоднородных и однородных смесей. Уметь осуществлять разделение неоднородной смеси фильтрованием, а однородной - выпариванием, описывать наблюдения. | | §24, упр.1-4 с144 |
12, 13 (40, 41) | | | Массовая и объемная доля компонентов смеси | 2 | КУ | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой и объемной доли компонента в смеси. | Знать единицу измерения массовой, объемной доли компонентов смеси, формулы вычисления массовой, объемной доли компонентов смеси я Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять т, V, v продукта реакции по т, V, v исходного вещества, содержащего примеси. | | §25 с145-147, упр.1,2 с149 §25, упр.3,4 с149 |
14 (42) | | | Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. | 1 | УПЗУ | Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. | Знать изученные понятия. Уметь производить расчеты по химическим формулам | | упр. 5-7 с149 Пр/р №5 с209 |
15 (43) | | | Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | 1 | УПЗУ | Правила ТБ и ОТ. Массовая доля растворенного вещества. | Знать формулы вычисления массовой доли растворенного вещества. Уметь решать расчетные задачи на вычисления массовой доли растворенного вещества. | | упр. 5-7 с149 |
16 (44) | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | УОП | Степени окисления элементов. Составление формул соединений по степеням окисления. Оксиды, кислоты, соли, основания - классификация, номенклатура | Знать основные понятия Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять т, V. v продукта реакции по т, V, v исходного вещества, содержащего примеси | | Гл. III повторить подготовиться к к/р |
17, 18 (45, 46) | | | Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов» Анализ контрольной работы | 2 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
Тема 4. «Изменения, происходящие с веществами» 15 часов |
1 (47) | | | Физические явления. Химические реакции. Признаки хим. реакций. | 1 | КУ | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физ. явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания хим. реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций» Уметь по характерным признакам отличать химические реакции от физических явлений. | | §26, упр.2-4 с155 §27, упр.1-5 с159 |
2 (48) | | | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 | УИНМ | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать закон сохранения массы веществ Уметь составлять уравнения химических реакций | | §28, упр.1-3 с166 |
3 (49) | | | Реакции разложения | 1 | КУ | Реакции разложение. Получение кислорода | Знать сущность реакции разложения. Уметь составлять уравнения реакций. | Л.11 Разложение перманганата калия | §30, упр. 1,4,6 с177 |
4 (50) | | | Реакции соединения | 1 | КУ | Реакции соединения | Знать сущность реакции соединения. Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции. | Л.12 Прокаливание меди в пламени спиртовки | §31, упр.1-3 с182 |
5 (51) | | | Реакции замещения | 1 | КУ | Реакция замещения. Химические свойства металлов. | Знать сущность реакции замещения. Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства металлов. | Л.13 Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом | §32, упр.1,2 с187 |
6 (52) | | | Реакции обмена | 1 | КУ | Реакции обмена. | Знать сущность реакции обмена. Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена | Л.14 Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты | §33, упр.1-4 с191 |
7 (53) | | | Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | КУ | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Знать свойства воды. Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства воды. | | §34, упр.1,3 с197; Пр/р №4 с207 |
8 (54) | | | Пр/р №4 «Признаки химических реакций» | 1 | УПЗУ | Правила ТБ и ОТ. Признаки химической реакции и условия ее протекания | Знать признаки химической реакции и условия ее протекания. Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы. | | §34, упр.1,3 с197 |
9, 10 (55,56) | | | Расчеты по химическим уравнениям | 2 | КУ | Решение расчетных задач по уравнениям реакций | Знать единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | | §29 с167-169, упр.3 с172, упр.2 с178 §29, упр.1,2 с172 |
11 (57) | | | Решение расчетных задач по уравнениям реакций | 1 | КУ | Решение расчетных задач по уравнениям реакций с понятиями примеси и массовая доля растворенного вещества | Знать: единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций Уметь решать расчетные задачи с понятиями примеси, массовая доля. | | упр.4 с187, упр.6 с192 |
12 (58) | | | Расчеты по термохимическим уравнениям. | 1 | КУ | Тепловой эффект. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с учетом теплового эффекта | Знать: единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций Уметь решать расчетные задачи с понятиями тепловой эффект. | | Индивидуальные задания |
13 (59) | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | УПЗУ | Типы химических реакций. Схемы превращений, расчетные задачи по уравнениям реакций. | Знать теоретический материал Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, определять тип реакции, решать расчетные задачи | | Гл. IV повторить подготовиться к к/р |
14, 15 (60,61) | | | Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами» Анализ контрольной работы | 2 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
Тема 5 «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена» 22 ч |
1 (62) | | | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. | 1 | УИНМ | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | Знать основные понятия, зависимость растворимости вещества от температуры. Уметь определять тип раствора, решать задачи. | | §35, упр.1-7 с216 |
2-4 (63-65) | | | Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации | 3 | КУ | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Знать понятие «ионы», классификация ионов, основные положения ТЭД. Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; записывать уравнение диссоциации электролита. | | §§36, упр.1-5 с222 §37 с223-225 §37, упр.3-5 с227 |
5, 6 (66, 67) | | | Ионные уравнения | 2 | КУ | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Знать: понятия реакции ионного обмена, нейтрализации, признаки протекания реакции ионного обмена до конца Уметь: составлять уравнения реакций; определять возможность протекания реакций ионного обмена; объяснять сущность реакций ионного обмена. | Л.15 Получение нерастворимого основания и реакция его с кислотой | §38, упр. 1-3 с234 §38, упр.5 с235 Пр/р №6 с270 |
7 (68) | | | Практическая работа №6 «Ионные реакции» | 1 | КУ | Правила ОТ и ТБ. Ионные реакции, признаки протекания реакций ионного обмена до конца. | Знать признаки протекания реакций ионного обмена до конца. Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы. | | §38, упр.5 с235 |
8, 9 (69, 70) | | | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства | 2 | КУ | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Знать формулы кислот. Уметь: называть кислоты; характеризовать химические свойства кислот; составлять уравнения химических реакций; распознавать опытным путем растворы кислот | Л.16 Реакции, характерные для растворов кислот | §39 с235-236, упр.1-3 с242 §39, упр.4-6 с242 |
10, 11 (71,72) | | | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства | 2 | КУ | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нераствор. оснований. | Знать определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований Уметь: называть основания; характеризовать химические свойства оснований; составлять уравнения химических реакций; распознавать опытным путем растворы щелочей | Л.17 Реакции, характерные для растворов щелочей | §40 с242,243, упр.1,2 с247 §40, упр.3-5 с247 |
12, 13 (73, 74) | | | Оксиды, их классификация и свойства | 2 | КУ | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Знать определение, классификацию, химические свойства оксидов. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства в молекулярном и ионном видах. | Л.18 Реакции, характерные для основных и кислотных оксидов | §41 с248,249, упр.1 с252 §41, упр.2-4 с252 |
14, 15 (75, 76) | | | Соли в свете ТЭД, их классификация, свойства | 2 | КУ | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями. | Знать определение солей как электролитов. Химические свойства солей, Уметь: называть соли; характеризовать химические свойства солей; составлять уравнения химических реакций; определять возможность протекания реакции ионного обмена. | Л.19Реакции, характерные для растворов солей | §42 с253, 254, упр.1,5 с2258 §42, упр. 2-4 с258 Пр/р №7 с273 |
16 (77) | | | Пр/р №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» | 1 | УПЗУ | Правила ОТ и ТБ. Реакции, протекающие между растворами электролитов до конца (образование осадка, газа, воды) | Знать химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД. Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы. | | §42, упр. 2-4 с258 |
17, 18 (78, 79) | | | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 2 | КУ | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Знать основные понятия о генетической связи. Уметь составлять генетические ряды, осуществлять превращения по генетической цепи. | | §43, упр.1,2 с261 §43, упр.3,4 с261 |
19 (80) | | | Урок-упражнение | 1 | УПЗУ | Цепочки превращений. Типы хим. реакций. Номенклатура основ. классов веществ. | Знать типы хим. реакций, генетич. ряды, номенклатуру. Уметь осуществлять превращения по генетической цепи | | Пр/р №8 с274 |
20 (81) | | | Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | 1 | УПЗУ | Правила ОТ и ТБ. Химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД. реакции ионного обмена. Схема генетической связи классов веществ. | Знать химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД. Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы. | | §35-43 повторить |
21 (82) | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена» | 1 | УОП | Растворы. Реакции ионного обмена. Решение расчетных задач по формуле и уравнению реакции. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | §35-43 повторить |
22 (83) | | | Контрольная работа №5 «Растворы. Реакции ионного обмена» | 1 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
Тема 6 «Окислительно-восстановительные реакции» 7 ч |
1,2 (84,85) | | | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | УИНМ | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» Уметь определять степени окисления элемента, составлять электронный баланс. | | §44 с262-264; упр.1,2 с268 §44, упр.3,6,7 с268 |
3 (86) | | | Урок - упражнение | 1 | УОП | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса | Знать теоретический материал Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса | | Индивидуальные задания |
4, 5 (87, 88) | | | Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ОВР | 2 | КУ | Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ОВР | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» Уметь определять степени окисления элемента, составлять электронный баланс. | | Конспект Индивидуальные задания |
6 (89) | | | Проверочная работа «Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | УК | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме «ОВР» | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | Пр/р №9 с 275 |
7 (90) | | | Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач» | 1 | УПЗУ | Правила ТБ и ОТ. Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ОВР и ТЭД. Генетическая связь веществ. | Знать химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД и ОВР. Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы. | | |
Тема 7 «Обобщение знаний по курсу 8 класса» 9 ч |
1,2 (91, 92) | | | Строение атома. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Виды химической связи | 2 | УОП | Строение атома химических элементов, изотопы. Строение электронных оболочек, электронная формула. Механизм образования химических связей. Характеристика элемента на основании положения в ПСХЭ | Знать теоретический материал изученных тем. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях, давать полную характеристику эл. | | §5,10-13 Индивидуальные задания |
3 (93) | | | Типы химических реакций. Реакции ионного обмена. | 1 | УОП | Типы химических реакций. Схемы превращений. Растворы. Реакции ионного обмена. | Знать теоретический материал изученных тем. Уметь применять полученные знания и умения. | | §36-38 Индивидуальные задания |
4,5 (94, 95) | | | Классы неорганических соединений | 2 | УОП | Степени окисления элементов. Составление формул соединений по степеням окисления. Оксиды, кислоты, соли, основания - классификация, номенклатура, хим. свойства | Знать теоретический материал изученных тем. Уметь применять полученные знания и умения. | | §39-42 Индивидуальные задания |
6 (96) | | | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | УОП | ОВР. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. | Знать теоретический материал изученных тем. Уметь применять полученные знания и умения. | | §44 Индивидуальные задания |
7,8 (97,98) | | | Расчеты по химическим уравнениям | 2 | УОП | Решение расчетных задач по формуле и уравнению реакции | Знать алгоритмы решения расчетных задач. Уметь применять полученные знания и умения. | | Индивидуальные задания подготовиться к к/р |
9 (99) | | | Итоговая контрольная работа №6 «Неорганическая химия» | 1 | УК | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | | |
100- 102 | | | РЕЗЕРВ | 3 | | | | | |