kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для внеурочной деятельности пятиклассников. Имеет социальное направление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мир вокруг нас"»

Программа по социальному направлению

«МОЙ МИР»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 г.Юрюзань,

Катав-Ивановский муниципальный район

Челябинская область




Согласовано: ___________ Утверждено: ________________

Заместитель директора по УВР Шлемова А.А. И.о.директора Бучельникова Е.П.

« » сентября 2018г. « » сентября 2018г.




Программа внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

для обучающихся 5 класса

социального направления





Составитель: Вьюнова М.В.,

учитель биологии, 1-ой категории

Юрюзань 2015

Пояснительная записка

Мы живём в современном обществе, которое предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях. Сегодня культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней. Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, повышенные культурные требования к человеку - все это ставит ребенка в трудное положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества.

Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет многие виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

Целью программы является: формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

2. Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

3. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

4. Развитие восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

5. Знакомить с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

6. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

7. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.


Реализация программы опирается на связь со следующими учебными предметами:

биология, география, литература, информатика и ИКТ, технология, литература.



Особенности реализации программы:

Согласно учебному плану занятия в 5 классе проводятся раз в 2 недели, всего 17 часов. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся через час после учебной деятельности (в данном учебном заведении в 14.30).

Программа включает разнообразные формы проведения занятий, среди них экскурсии, круглый стол, беседы, проект, агитбригада, диспут.

Для реализации программы предусмотрены следующие условия:

- наличие отдельной аудитории;

- наличие АРМа учителя;

- наличие компьютерного класса;

- наличие дидактического материала;

- наличие пришкольного участка;

- наличие библиотечного фонда.

Результаты реализации программы

Программа начала реализоваться с сентября 2015г., предполагаются следующие результаты:

- участие в экологическом конкурсе «Тропинки» (районный этап) – январь;

- защита проектов как итог изучения программы – май;

- выпуск школьных газет – в течении года.




Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Обучающиеся должны знать:

  • содержание понятий экология, экологическая культура;

  • способы сохранения окружающей природы;

  • экологически сообразные правила поведения в природе;

  • примеры негативных факторов окружающей среды;

  • правила поведения в природе;

  • об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения.

Обучающиеся должны уметь:

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • взаимодействовать в группах;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • анализировать поступки свои и других людей;

  • владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • отвечать на просьбы, приветствия, замечания, возражения, отвержения и т.д.

  • позитивно относиться к ценностям общества (Отечество, природа, мир, труд, культура).

  • соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;


Описание требований к УУД

Личностные: стремиться к получению новых знаний;

мотивация учения;

проявлять активность в совместной деятельности;

формирование основ гражданской идентичности личности;

уметь находить ответ.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;

поиск и выделение информации;

установление причинно-следственных связей;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, общении с людьми и друг с другом.

Показатели в личностной сфере обучающегося:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

  • осознание ответственности человека за свою жизнь перед самим собой;

  • осознание роли личности в развитии общества и роли общественных коммуникаций в жизни отдельного человека.

Описание форм учёта знаний и умений для оценки планируемых результатов

Для реализации результата программы предусмотрено участие в районном экологическом конкурсе «Тропинки». Для этого подобран примерный материал, который используется на конкурсе (см. Приложение 1). Также одной из форм является защита проекта в конце учебного года. Обучающимся предложены темы проектов: «Охраняемые территории Челябинской области», «Мои зелёные друзья». Чтобы облегчить работу, детям предложен план работы над проектом и схема его защиты (см. Приложение 1). На протяжении срока реализации программы предусмотрен выпуск газет по темам (по выбору обучающихся): «Новинки из мусорной корзинки», «Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде».Газеты выпускаются в свободной форме любого формата.


Тематическое планирование


Модуль

Количество часов

1

Экология – наука об окружающей среде.

2ч.

2

Экологический опыт прошлых лет.

2ч.

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

3ч.

4

Общий дом – общие проблемы.

5ч.

5

Пропаганда экологических знаний.

4ч.

Итого: 17 ч.



Содержание программы

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

2. Экологический опыт прошлых лет. (2ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.Экологическая культура коренных жителей Челябинской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (3ч.)

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома



4.Общий дом — общие проблемы( 5ч.)

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

5.Пропаганда экологических знаний.( 4ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.








Учебно-тематическое планирование


Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)


1.

Вводное занятие.

Я – и экология!





1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.


Собеседо

вание

2

Экологическая безопасность. Модели поведения.




1


1

Экскурсия


  1. Экологический опыт прошлых лет. (2 ч.)


3

Экологическая культура коренных жителей Челябинской области области.


1


1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

Встреча

Собеседо

вание

4

Использование традиций прошлого в современном мире.

1


1

Диспут

Анализ

  1. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (3 ч.)

5

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

1


1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Агитбригада


6

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

1


1

Демонст

рация



7

Как научиться экономить энергию?

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

1



1


Беседа

Анализ

  1. Общий дом – общие проблемы (5ч.)

9

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

1


1

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Трудовой десант

Творческий отчёт

10

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

11

Охраняемые природные территории и объекты:

1


1

Беседа

Собеседо

вание

12

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

1


1

Круглый

стол

Собеседо

вание

13

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1


1

Агитбригада


  1. Пропаганда экологических знаний (4 ч.)

14

Правила поведения в лесу,

1


1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

15

Правила поведения на берегу реки.


1


1

Встреча

Собеседо

вание

16

Берегите природу родного края!


1


1

Наказ


17

Дом, в котором мы живем.

1


1

Праздник

конкурс


Список литературных источников

литература для учителя

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  2. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-2013

  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.

  4. Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 1999.

  5. Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.

  6. Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.

  7. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.

  8. Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004

  9. Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.

  10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника./М.; Центр «Педагогический поиск», 2010.- 80с.

  11. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

  12. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.

  13. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.

  14. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994. 107 с.

  15. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с.

  16. . Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

  17. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.



Литература для обучающихся

  1. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.

  2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов.

энциклопедия, 2005.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.

















Приложение 1.

План-схема работы над проектом.

Введение

Тема моего проекта …………………………………………………...
— Я выбрал эту тему, потому что …………………………………....
— Цель моей работы – ……………………………………….....……….
— Проектным продуктом будет.………………………………………
— Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………
— План моей работы (указать время выполнения и перечислить все
промежуточные этапы):
— Выбор темы и уточнение названия………………………………
— Сбор информации (где и как искал информацию)……………
— Изготовление продукта (что и как делал)………………………
— Написание письменной части проекта (как это делал)………


Основная часть

Я начал свою работу с того, что …………………………………..
— Потом я приступил к ………………………………………………….
— Я завершил работу тем, что…………………………………………
— В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………
— Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………
— Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график
— План моей работы был нарушен, потому что…………………
— В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт,
так как……………………………………………………
— Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…


Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того,
что было задумано, получилось, например……………..
— Это произошло, потому что ……………………………..
— Если бы я начал работу заново, я бы ……………………
— В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для
того, чтобы………………………………….
— Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……
— Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о 
проблеме, над которой работал)…………………………..






Материал для подготовки к экологическому конкурсу «Тропинки».


Растения-барометры


Желтая акация – идеальный садовый барометр. Перед дождем она выделяет много нектара, который привлекает полчища насекомых. В сухую погоду насекомых мало.






Листья кислицы складываются перед пасмурной погодой. Впрочем, это происходит и с наступлением вечера, однако если ночью цветки раскрылись, значит, будет дождь.



Перед ливнем цветки одуванчика закрываются. Если в пасмурную погоду, когда на небе сплошные тучи, они не закрылись, значит, дождя не будет.


Цветки вьюнка закрываются - дождь близок,распускаются в пасмурную погоду - к солнечным дням.
Цветы сильнее пахнут перед дождем.











Клевер луговой перед дождем опускает головки соцветий и складывает вокруг них зонтиком верхушечные листья.



Звездчатка злаковая (злаковидная). Цветет с мая по август месяцы
 обладает удивительным свойством предсказывать погоду, поскольку очень чувствительна к колебаниям температуры и влажности воздуха. В старину по этому растению-барометру предсказывали погоду на ближайшее время. Если до 9 часов утра венчик цветка не поднялся и не раскрылся, то днем быть дождю. А после дождя растение становится как бы хрустальным — благодаря переполненным водой стебелькам, лучащимся на солнце.



Основные правила сбора грибов 

  • Постарайтесь собирать в лукошко только те грибы, в которых вы на 100% уверены. Потому что первое правило грибника: не уверен – не бери!

  • Грибы, вызывающие у вас сомнения, лучше показать опытному грибнику, а не испытывать их на вкус и запах.

  • Не пытайтесь отведать сырые грибы, как бы вы не были уверены в их съедобности.

  • Проходите мимо тех грибов, которые у основания имеют белый мешочек – пустое клубневидное утолщение.

  • При сборе урожая сыроежек, например, постарайтесь обращать внимание на форму ножки, срезая его у основания.

  • Особенно внимательно рассмотрите форму и цвет пластинок. И не пытайтесь определить их на вкус.

  • Грибы нужно приготовить как можно быстрее после их сбора.

  • Не используйте грибные отвары – лучше слейте их, а при необходимости поместите грибы в новый бульон.

  • Не используйте в пищу грибы с червоточинами, повреждениями.

  • Избегайте мест сбора грибов, расположенных в непосредственной близости к экологически загрязненным районам (мусорные свалки, токсические производства, повышенный радиационный фон, близость к автомагистралям).

  • Собирайте только молодые грибы, избегая перезревших, поскольку в более зрелых экземплярах присутствует большая вероятность наличия токсических веществ, способных вызвать отравления.

  • Собирая грибы, не срывайте их. Таким образом вы повреждаете грибницу, лишая возможности плодоносить на следующий год. Аккуратно срезайте грибы ножом у основания ножки.

  • Берите твердую тару для сбора и временного хранения грибов.

  • Старайтесь отправляться на грибную охоту ранним утром.

  • Беря с собой детей, постоянно держите их в поле видимости. Постарайтесь объяснить им, что пробовать грибы, подносить руки ко рту или тереть глаза ими во время сбора грибов строго запрещено. Использовать для таких целей лучше носовой бумажный платочек.

  • Последняя рекомендация: уделите время более тщательному знакомству с грибами, их основными признаками до похода в лес.

Съедобные и несъедобные грибы

Волнушка розовая

Растёт в берёзовых и смешанных с берёзой лесах, иногда во влажных местах, группами. Образует микоризу с берёзой (в основном со старыми деревьями). Распространена преимущественно в северной части лесной зоны.

Сезон с конца июня до октября (массовое плодоношение из двух слоев: в конце июля и в конце августа — первой половине сентября). Шляпка ∅ 4—12 см, сначала выпуклая, затем всё более плоская. Кожица покрыта густыми и грубыми ворсинками, бледно- или серо-розовая, в сухую погоду выцветает до бледно-розовой или почти белой, от прикосновения темнеет.


Мухомор красный

Растёт на кислых почвах, обычный гриб в лесах умеренного климата Северного полушария, в горах

встречается до верхней границы леса. В России распространён повсеместно.

Сезон роста — с августа по октябрь. Шляпка размером от 8 до 20 см. Форма её в начале полусферическая, затем раскрывается до плоской и вогнутой. Кожица ярко-красная, различной густоты цвета, блестящая, усеяна белыми бородавчатыми хлопьями.


Мухомор пантерный

Встречается в хвойных, смешанных и широколиственных лесах, часто под сосной, дубом, буком, предпочитает щелочные почвы. Широко распространён в умеренном климате Северного полушария.

Сезон середина июля — конец сентября (массово в августе и начале сентября). Шляпка ∅ 4—12 см, плотная, сначала полусферическая, затем выпуклая и полностью распростёртая с тонким рубчатым краем и (иногда) небольшими свисающими хлопьями, оставшимися от общего покрывала. Кожица буроватого цвета, гладкая и блестящая, покрыта множеством мелких белых хлопьев, легко отделяемых от неё.


Опёнок летний


Опёнок летний растет густыми колониями на гнилой древесине или на повреждённых живых деревьях. Предпочитает лиственные породы, в горах встречается на елях. Широко распространён в лиственных и смешанных лесах северного умеренного климата, в засушливых районах встречается реже.

Сезон с апреля по ноябрь, в мягком климате может встречаться почти круглый год.

Шляпка диаметром 3—6 см, сначала выпуклая, по мере старения гриба становится плоской, с хорошо выраженным широким бугорком. В дождливую погоду просвечивающая, коричневатая, в сухую — матовая, медово-жёлтая; часто более светлая посредине и более тёмная по краям. Края шляпки с заметными бороздками, в сырую погоду вокруг бугорка имеются концентрические зоны и более тёмные поля. Кожица гладкая, слизистая.


Опёнок ложный

Широко распространён в лесах Северного полушария от субтропиков до Севера, отсутствует лишь в районах вечной мерзлоты

Сезон с апреля по ноябрь, в мягком климате может встречаться почти круглый год. Ложные опята легко отличаются по отсутствию у них кольца на ножке. 


Подберёзовик обыкновенный

Образует микоризу с берёзой. Часто встречается в лесах с берёзами, берёзовых рощах, за что получил свое название

Появляется в первой половине лета и встречается до осени.

Шляпка различной окраски — от белой до тёмно-серой и почти чёрной, снизу сначала (у молодого гриба) белая, у более старого — серовато-буроватая. В сырых местах чаще встречаются подберёзовик болотный, с белой или беловатой поверхностью шляпки.

Подосиновик красный

Растёт в лиственных и смешанных лесах под молодыми деревьями, в лиственном мелколесье, в осиновых порослях бывает обилен. В засушливое лето появляется в сырых высокоствольных осинниках. Чаще всего плодоносит редкими группами или одиночно на полянах и вдоль лесных дорог, в траве.

Сезон июнь — октябрь. Шляпка диаметром 4—15 (редко до 30) см, вначале полушаровидная с плотно прижатым к ножке краем, затем подушковидно-выпуклой формы, легко отделяется от ножки. Кожица красная, оранжевая или буровато-красная, гладкая или со слабой бархатистостью, не снимается.


Рыжик деликатесный

Часто встречается в сосновых и еловых лесах, группами, в траве и во мху.

Плодовые тела растут на почве с августа по ноябрь в горных еловых лесах.

Охряно-оранжевая или кирпично-оранжевая с ржаво-бурыми концентрическими зонами, местами бывает покрыта зеленоватыми пятнами. Вначале выпуклая с завернутым вниз краем, позже бывает плоская, в середине вдавленная или воронковидная, поверхность шляпки гладкая, вначале слегка бархатистая, позже голая, диаметром 50—150 мм. Пластинки дугообразно нисходящие, очень частые, 4—6 мм шириной, желто-оранжевые, в зрелости ярко-оранжевые, при надавливании зеленеют.


Сыроежка пищевая

Вид широко распространён по всей Евразии, предпочитает широколиственные леса с дубом, буком и другими породами, в горных лесах отсутствует. Сезон с апреля по ноябрь, в мягком климате может встречаться почти круглый год. Шляпка достигает 5—11 см в диаметре, сначала полушаровидная, затем выпуклая и уплощённо-вдавленная. Окраска очень разнообразная: винно-красная, светло-розовая, сиренево-коричневая, бежевая, зеленовато-коричневая, светло-серая.






Водные растения




Кувшинка белая

Произрастает практически по всему миру. Характерные места обитания – лесные и степные зоны, где есть чистые водоемы и реки.

Цветет с середины лета и до наступления осени.

Имеется толстое корневище темно-коричневого цвета. Листья плавающие, округлой формы. Диаметр составляет до 30 см. Цветы у кувшинки одиночные, крупные с тремя или четырьмя лепестками. Они могут быть приподняты над водой на цветоносах или просто плавать в воде.



Кубышка малая

Кубышка желтая растет в стоячих и медленно текущих реках, заводях

Первые цветки появляются на поверхности воды в первой декаде июня, а заканчивается цветение в сентябре, т.е. кубышка малая цветет почти все лето.

 От корневища, отходят длинные цветоносы, каждый из которых выносит на поверхность воды один крупный жёлтый цветок диаметром до 6 см. Цветок состоит из 5-6 крупных чашелистиков, зеленоватых снаружи и ярко-жёлтых изнутри, и многочисленных жёлтых лепестков, которые значительно мельче чашелистиков. 


Камыш озёрный

Камыш обитает не только по озерам и болотам. Попадается он по мокрым лугам, канавам и в лесу, где посырее

Цветет он в июне — июле.

Это многолетнее травянистое растение высотой 100-200 см, с длинным корневищем. Стебель камыша почти безлистный, цилиндрический. Цветки мелкие, зеленоватые, собраны в щитковидно-метельчатые соцветия длиной до 10 см. Растение часто погружено в воду, иногда до глубины одного метра. Камыш образует обширные заросли в прибрежных частях медленно текущих и стоячих водоемов.












Калужница болотная

В природе калужница дудчатая растет на болотах, на низких участках ... Родина — Восточная Сибирь, Дальний Восток, где встречается по болотам, каменистым руслам рек, ручьев и болот. 

Цветет в апреле-мае, плоды созревают в июле.

Стебель мясистый, прямостоячий (либо восходящий и приподнимающийся), реже — лежачий (в этом случае легко укореняется в узлах), облиственный, голый. Высота растения от 3 до 40 и более см.Корни шнуровидные, собраны пучком.

Осока двудомная

Осока двудомная - гигрофит, растет в условиях сыро лугового увлажнения, на сырых, плохо аэрируемых, сильно оголённых или торфяных почвах.

Цветёт в апреле, плодоносит в мае.

Травянистый длинно корневищный многолетник. Высота - до 30 см. Прямостоячие побеги с 5-6 листьями. Листья щетино видные, желобчатые, шириной до 1,5 мм, короче стебля. Растение двудомное: на одних побегах формируется тычиночный колосок, а на других - пестичный. Пестик с двумя рыльцами. Соцветие состоит из \ верху- шечного колоска. Мешочки узко яйцевидные, темно-бурые, кожистые. Плод - округло-овальный орешек.


Рогоз широколистный

Произрастает в умеренных, теплых нетропических зонах Евразии, Северной Америки, Австралии, Северной Африки на влажных почвах, по берегам водоемов или прямо в воде, буквально «по колено».

Плодоношение в европейской части России в июле — августе. После созревания плодов соцветия осыпаются.

Многолетнее травянистое водное растение из семейства рогозовых, высотой 1—2 м. Листья плоские, довольно широкие, серовато-зеленые. Цветки многочисленные, собраны на верхушке стебля в черно-бурое мягко-бархатистое соцветие. Плоды — продолговатые семянки. Цветет со второй половины июня, в июле. 


Тростник обыкновенный

Встречается вдоль берегов прудов, рек и озер. Любит болота, встречается в сырых местах: канавах и кюветах. Цветёт с июля по сентябрь. Высотой 3-4 м, сизо-зеленое, с длинным ползучим корневищем и прямостоячим высоким стеблем. Листья очередные, линейные, длинные, плоские, жесткие, по краям режущие. Многоцветковые колоски собраны в серебристо-бурую длинную пушистую метелку.


Хвощ приречный

Произрастает по краям болот, озёр и заводей, на заболоченных лугах, нередко основанием в воде. Общее распространение: российский Дальний Восток, Европейская часть бывшего СССР, Кавказ, Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия, Скандинавия, Атлантическая и Средняя Европа, Малоазиатский район , Монголия, Японо-Китайский район, Северная Америка.

Темно-зеленые, полые, соединенные стволы вырастают до 1 м в высоту и 1 см в диаметре, с 10-30 продольными хребтами, которые придают им гофрированный вид. Стволы полые внутри, поэтому их легко раздавить.

Цветок: нет цветов, наоборот, споры созревают в шишках на концах стеблей.

Плоды: Производит споры, а не плоды. Корневище ползучее часто глубокое.




Заботимся о птицах




Название? Неясыть серая

Где обитает? в части территории Европы, а также в Восточной Азии.

Чем питаеться? мелкие грызуны и птицы, различные насекомые.

Внешний вид? Если длиннохвостая неясыть крупнее вороны, то обыкновенная мельче. Стандартный ее размер около 38 см, вес около полукилограмма. У обыкновенной неясыти тоже нет перьевых «ушек», и крылья у нее, в отличие от других видов сов, более короткие, широкие и округлой формы, в размахе достигающие метра. Круглая голова неясыти обыкновенной имеет удивительную способность поворачиваться на 270°. 




Название? Орел степной

Где обитает? на южных склонах Западных Саян, в Центрально-Тувинской и Убсу-Нурской котловинах.

Чем питается? Питается мелкими и средней величины позвоночными, насекомыми и падалью

Внешний вид? Степной орел похож на птицу могильник и отличается от нее только лишь тем, что окрас более светлый и нет белой «шапочки» на голове, пятен на плечах.У орла, обитающего в степи, имеется ржавое пятно на затылке.Если вдруг вы в степи услышите хриплое собачье тявканье, то, скорее всего неподалеку обитает орел степной.



Название? Орлан-белохвост

Где обитает? населяет огромную территорию Северной Евразии от степей и полупустынь Прикаспия на юге до лесотундр Ямала и Таймыра на севере.

Чем питается?. мясом птиц и рыбой.

Внешний вид? Длина тела орлана-белохвоста составляет от 70 до 90 сантиметров, размах крыльев — от 200 до 230 сантиметров, масса — от 4 до 7 килограммов. Хвост короткий, клиновидной формы. Оперение взрослой особи бурого цвета, голова и шея с желтоватым осветлением, хвост белый. Клюв светло-жёлтого цвета по сравнению с другими хищными птицами довольно большой и мощный. Радужная оболочка глаза также имеет светло-жёлтый цвет.



Название? Поползень

Где обитает?  в Европе, Азии и Северной Африки.

Чем питается? Питается как животной, так и растительной пищей.

Внешний вид? Величина представителей разных видов заметно различается: от длины в 10 см и веса около 10 граммов (буроголовый поползень) до 19,5 см и 36—58 граммов (гигантский поползень). Птицы обладают крепкими острыми клювами и короткими ногами с цепкими когтями, с помощью которых способны перемещаться по отвесным скалам и коре деревьев. В прямообрезанном хвосте 12 перьев. Половой диморфизм и возрастные изменения в окраске оперения выражены слабо].


Название? Перепел

Где обитает? в Европе, Африке и Западной Азии; в России — на востоке до Байкала

Чем питается? Различными зернами

Внешний вид? Длина тела 16—20 см, вес 80—145 г.
Оперение охристого цвета, верх головы, спина, надхвостье и верхние кроющие перья хвоста в тёмных и светлых бурых поперечных полосках и пятнах, позади глаза рыжеватая полоска. У самца щёки тёмно-рыжие, зоб рыжий, подбородок и горло чёрные. Самка отличается от него бледно-охристым подбородком и горлом и присутствием чёрно-бурых пятен (пестрин) на зобе и боках.



Название? Синица большая

Где обитает? Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки.

Чем питается? питается мелкими беспозвоночными и их личинками, уничтожая большое количество лесных вредителей.

Внешний вид? Подвижная, вертлявая птица. В Европе самая крупная синица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыле также заметна тонкая белая поперечная полоса.



Название?Свирестель обыкновенный

Где обитает? Распространён в зоне  таежных лесов Северного полушария. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих горах и вырубках.

Чем питается? Летом питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, калиной, омелой. В зимнее время часто встречаются в городах средней полосы России, где питаются преимущественно рябиной.

Внешний вид? Длина тела составляет 18—23 см, масса — до 60—67 граммов. Есть заметный хохолок. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Полёт быстрый и прямолинейный.


Название?Сойка обыкновенная

Где обитает? Распространена почти по всей Европе, в Северной Африке, Малой Азии, на Кавказе, в Крыму, в Северном Иране, южной части Сибири, на Сахалине, в Корее, Китае и Японии.

Чем питается? Питается различными ягодами и яйцами птиц

Внешний вид? Сойка размером с галку. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья,хвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Голова у соек Сибири рыжая, у европейских птиц — беловатая с продольными бурыми пестринами. От кукуши можно отличить по белому надхвостью и чёрному хвосту. Взрослые особи имеют рост 15 см и длину с хвостом 25—40 см; вес — 150—200 грамм.



Название?Соловей восточный

Где обитает? Обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках, обычно по сырым местам

Чем питается? Питается насекомыми

Внешний вид? Окраска верха темная, рыжевато-оливково-бурая, в свежем пере менее рыжеватая, чем у западного соловья; каймы перьев крыла слабо развиты; низ охристый, с серовато-буроватыми боками и серовато-бурым пятном на зобе; перья, образующие это пятно, со светлыми пестринами. Длина крыла 82—92 мм, хвоста 65—75 мм.


Название? Трясогузка белая

Где обитает?  в Европе, Азии, Африке и в северо-западных областях Северной Америки. 

Чем питается? Питание трясогузки состоит большей частью из насекомых, преимущественно из мелких двукрылых, таких как комары и мухи, которых птицы могут легко проглотить. Кроме того, птицы поедают ручейников и жуков. Очень редко птицы поедают ягоды или семена

Внешний вид? Длина тела белой трясогузки насчитывает 16—19 см и для неё характерен длинный хвост. Окраска верхней части тела преимущественно серая, а нижней — белая. Головка также белая, с чёрным горлом и шапочкой. Масса трясогузки всего 20—23 г.





































24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мир вокруг нас"

Автор: Вьюнова Марина Викторовна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Календарно-тематическое планирование окружающего мира для 2 класса "Мир вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-2-klassa-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "219141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434019993"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Природа, мир вокруг нас "
    ["seo_title"] => string(23) "priroda-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "169846"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423478559"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час на тему: "Я и мир вокруг  нас" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-na-tiemu-ia-i-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "235223"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443631468"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Мир вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "243729"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445792812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства