(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА, В.Б. ЗАХАРОВА)
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа составлена также на основе Рабочих программ по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономарёвой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2009. – 464 с. – (Образовательный стандарт).
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю на прохождение программы по курсу биологии 9-го класса (согласно действующему Базисному учебному плану, программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часовв неделю, всего 70 часов за год)
Из них: для проведения зачётных работ - 4 часа, практических работ - 12 часов
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Почти все практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме – «3».
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме – «4».
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме – «5».
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня, недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов – «2».
Оценка лабораторной работы по биологии
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской, в авторскую были внесены следующие изменения:
1. Изменены темы уроков в главе 2:
- тема урока 1 «Становление систематики»;
- тема урока 2 «Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка»;
- объединены темы уроков 14 и 15 в главе «Макроэволюция», за счёт этого добавлена тема урока «Общие закономерности биологической эволюции»;
- объединены темы уроков 25 и 26 в главе «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке», за счёт этого добавлена тема урока «Обмен веществ растительной клетки»;
2. Уменьшено число часов на изучение:
- темы урока 8 «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе» вместо 2 часов – 1 час;
- главы 5 «Микроэволюция» вместо 3 часов – 2 часа,
так как эти темы будут изучаться более подробно в курсе биологии средней школы.
3. Увеличено число часов на изучение:
- главы 14 «Закономерности наследования признаков» вместо 6 часов – 8 часов:
введены дополнительно темы уроков «Сцепленное наследование генов»,
практическая работа № 5 «Решение генетических задач на генетику пола» (за счёт резервного часа) ввиду сложности усвоения данных тем учащимися 9-го класса.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. В рабочую тетрадь также включены тренировочные задания по аналогии с ГИА и ЕГЭ, задания А, задания В.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника:
Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 287 с.
В содержании программы подчёркнут материал, основанный на Примерной программе основного общего образования по биологии 9 класса (базовый уровень).
Тематическое планирование раздела «Общие закономерности», 9 класс
(базовый уровень)
№ п/п
Наименование тем
Число часов
Практические работы
Зачёты (контрольные работы)
1
ВВЕДЕНИЕ
1 ч.
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)
2
Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
2 ч.
3
Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период
2 ч.
4
Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
3 ч.
5
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
2 ч.
Практическая работа №1
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
6
Глава 5. Микроэволюция
2 ч.
7
Глава 6.Макроэволюция
3 ч.
Зачет №1
8
Глава 7.Возникновение жизни на Земле
2 ч.
9
Глава 8.Развитие жизни на Земле
3 ч.
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 часов)
10
Глава 9.Химическая организация клетки
4 ч.
11
Глава 10.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
3 ч.
12
Глава 11.Строение и функции клеток
7 ч.
Практическая работа №2
«Изучение клеток бактерий»
Практическая работа №3
«Изучение клеток растений и животных»
Зачет №2
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5часов)
13
Глава 12.Размножение организмов
2 ч.
14
Глава 13.Индивидуальное развитие организмов
3 ч.
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)
15
Глава 14.Закономерности наследования признаков
8 ч.
Практическая работа №4
«Решение генетических задач».
Практическая работа №5
«Решение генетических задач на генетику пола».
16
Глава 15. Закономерности изменчивости
4 ч.
Практическая работа №6
«Выявление изменчивости организмов»
Зачет №3
17
Глава 16.Селекция растений, животных, микроорганизмов
3 ч.
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)
18
Глава 17.Биосфера, её структура и функции.
7 ч.
Практическая работа №7
«Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе»
Практическая работа №8
«Составление схем передачи веществ и энергии»
Практическая работа №9
«Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
Практическая работа №10
«Изучение и описание экосистемы своей местности»
19
Глава 18.Биосфера и человек
5 ч.
Практическая работа №11
«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Практическая работа №12
«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
20
Обобщение материала по курсу биологии 9 класса
4 ч.
Итоговая контрольная работа.
ИТОГО
70 ч.
12
4
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного курса по биологии 9 класса
Введение – 1 час.
Биология - наука о живой природе.Роль биологии в практической деятельности людей.
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства происхождения всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)
Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов– 2 часа.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.; Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрации:
Классификация организмов
Многообразие видов.
Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период – 2 часа.
Учение об эволюции органического мира. Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора – 3 часа.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора – 2 часа.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Демонстрация
Приспособления у организмов к среде обитания
Практическая работа
1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Глава 5. Микроэволюция – 2 часа.
Вид как генетически однородная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Признаки вида. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элемент экосистемы. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация
Признаки вида
Глава 6.Макроэволюция – 3 часа.
Главные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Глава 7.Возникновение жизни на Земле – 2 часа.
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Глава 8.Развитие жизни на Земле – 3 часа.
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира.
Зачётная работа№1 по теме«Учение об эволюции органического мира».
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 часов)
Глава 9.Химическая организация клетки – 4 часа.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности и поддержке гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Глава 10.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке – 3 часа.
Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Глава 11.Строение и функции клеток – 7 часов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельности клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических патологических условиях). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрации:
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Хромосомы
Деление клетки
Практические работы
2. Изучение клеток бактерий
3. Изучение клеток растений и животных
Зачётная работа№2 по теме«Клетка».
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5часов)
Глава 12.Размножение организмов – 2 часа.
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Сущность и формы размножения организмов. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Глава 13.Индивидуальное развитие организмов – 3 часа.
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)
Глава 14.Закономерности наследования признаков – 8 часов.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г. Менделя (I, II, III). Основные понятия: ген, генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки.
Сцепленное наследование генов.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Глава 15. Закономерности изменчивости – 4 часа.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Глава 16.Селекция растений, животных, микроорганизмов – 3 часа.
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.Сельскохозяйственные растения. Сельскохозяйственные животные.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрации
Изменчивость у организмов
Порода, сорт
Практические работы:
4. Решение генетических задач
5. Решение генетических задач на генетику пола
6. Выявление изменчивости организмов.
Зачётная работа№3 по теме«Наследственность и изменчивость».
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)
Глава 17.Биосфера, её структура и функции – 7 часов.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Естественные сообщества организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность факторов среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Пищевые связи в экосистеме. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношении – нейтрализм.
Демонстрации
Экологические факторы
Структура экосистемы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Границы биосферы
Практические работы
7. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе
8. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
9. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
10. Изучение и описание экосистемы своей местности
Глава 18.Биосфера и человек – 5 часов.
Роль человека в биосфере. Природные ресурсы и их использование.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация
Агроэкосистема
Практические работы
11. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
12. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Обобщение материала по курсу биологии 9 класса (4 часа)
Итоговая контрольная работа.
Становление современной теории эволюции. Приспособленность организмов к условиям внешней среды. Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Наследственность и изменчивость организмов. Решение генетических задач. Взаимодействие организма и среды обитания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса 9-го класса
«Биология. Общие закономерности»
к учебнику С.Г. Мамонтова «Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений /
Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Тип урока
Вводный урок.
Основные понятия
Биология
*микология
*бриология
*альгология
*палеоботаника
*биотехнология
*биофизика
*биохимия
*радиобиология
Факты
Биология как наука.
Процессы
Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.
Уметь:
Давать определение термину биология.
Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.
Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.
Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
1/
2
5.09
Тема урока
Многообразие живого мира. Уровни организации живых организмов. Видовое разнообразие.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Основные понятия
Таксон
Система
Иерархия
Факты
Уровни организации живой природы.
Царства живой природы. Видовое разнообразие.
Уметь
Называть:
* уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;
* основные царства живой природы;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
Задания № 1, 5 (Глава 1)
Демонстрации:
Классификация организмов
Многообразие видов.
2/
3
10.09
Тема урока
Основные свойства живых организмов.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Жизнь
Открытая система
Наследственность
Изменчивость
Факты
Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания.
Обмен веществ, процессы синтеза и распада.
Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
Уметь:
Давать определение понятию жизнь.
Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.
Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.
Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.
Задания № 2,3,4, 6-10 (Раздел 1, Глава 1)
1/
4
12.09
Тема урока
Становление систематики
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Таксон
Система
Иерархия
Систематика
Классификация
Факты
Краткая характеристика искусственной системы классификации живых организмов К.Линнея.
Уметь давать определение термину таксон.
Называть:
* основные царства живой природы;
* основные таксономические единицы.
Характеризовать искусственную систему классификации живых организмов.
"Задания №1,2,5,6 (Глава 2, §1).
2/
5
17.09
Тема урока
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Таксон
Система
Иерархия
Систематика
Классификация
Факты
Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов Ж.Б. Ламарка
Уметь давать определение термину таксон.
Называть:
* основные царства живой природы;
* основные таксономические единицы.
Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.
Текущий опрос
"Задания №1-5 (Глава 2, §2)
1/
6
19.09
Тема урока
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Эволюция
Искусственный отбор
Факты
Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.
Уметь:
Давать определение понятию эволюция.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.
Объяснять причину многообразия домашних животных и культур-ных растений. Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.
Наследственная изменчивость Борьба за существование
Естественный отбор
Факты
Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями.
Естественный отбор - движущая сила эволюции
Процессы
Проявление в природе борьбы за существования.
Проявление в природе естественного отбора.
Закономерности
Положения учения Ч.Дарвина.
Уметь:
Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
Называть:
*основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; *движущие силы эволюции; *формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.
Характеризовать сущность борьбы за существование, естественного отбора.
*Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.
*Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
Задания № 2, 3, 4, 6, 7, 9
(Глава 3, § 5) в
3/
8
26.09
Тема урока
Формы естественного отбора.
Тип урока
Комбинированный
урок.
Основные понятия
Естественный отбор
Факты
Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды.
Процессы
Естественный отбор.
Уметь:
Давать определение основному понятию.
Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.
Приводить примеры: *стабилизирующего отбора; *движущей формы естественного отбора.
Характеризовать формы естественного отбора.
Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.
Задания № 1,2,3,4, 5,6,7 (Глава 3, § 6)
1/
9
1.10
Тема урока
Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Приспособленность вида
Мимикрия
Маскировка
Предупреждающая окраска Физиологические адаптации
Факты
Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации.
Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора.
Уметь:
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять:
*роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
*сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
*роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
*сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Задания №1,2,5, 6 (Глава 6, § 13);
3/
15
22.10.
Тема урока
Зачет №1 «Учение об эволюции органического мира».
Тип урока
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
1/
16
24.10
Тема урока
Современные представления о возникновении жизни.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Гипотеза
Коацерваты
Пробионты
Факты
Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.
Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
Процессы
Абиогенное происхождение живой материи.
Уметь:
Давать определение термину- гипотеза.
Называть этапы развития жизни.
Характеризовать основные представления о возникновении жизни.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.
Высказывать свою точку
зрения о сложности вопроса возникновения жизни.
Вопросы № 5,6,7 к тексту §11.
Задания № 1, 3, 5, 7 (Глава 7, §14)
2/
17
29.10.
Тема урока
Начальные этапы развития жизни.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты
Эволюция Эукариоты
Факты
Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция.
Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.
Процессы
Происхождение эукариотической клетки.
Закономерности
Гипотезы происхождения эукариотической клетки.
Уметь:
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Задания № 1-10 (Глава 7, §15)
1/
18
31.10
Тема урока
Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН.
Основные понятия
Ароморфоз
Факты
Растения и животные протерозоя и палеозоя.
Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.
Процессы
Развитие жизни в протерозое и палеозое.
Закономерности
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Уметь
Давать определение термину - ароморфоз.
Приводить примеры:
*растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;
*ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.
"Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Задания № 1,2,3, 4,5,6,7,8 (Глава 8 § 16);
Задания №1,2,3,4,8,11,12,15(Глава 8 § 17);
2/
19
12.11
Тема урока
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН.
Основные понятия
Ароморфоз Идиоадаптации
Факты
Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.
Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений.
Господство динозавров и причины их вымирания.
Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.
Процессы
Развитие жизни в мезозое и в кайнозое.
Закономерности
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Уметь
Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры:
*растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое;
* ароморфозов у растений и животных в мезозое; *идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. "Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.
"Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН.
Основные понятия
Антропология Антропогенез
Движущие силы антропогенеза
Факты
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Уметь
Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.
Объяснять:
*место и роль человека в природе;
*родство человека с млекопитающими животными;
*родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии раз- вития человека.
Доказывать единство человеческих рас.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.
Задания №1,3,4,8, 11,12,13,15,17 (Глава 8, § 20)
Сообщения учащихся.
1/
21
19.11
Тема урока
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Основные понятия
Микроэлементы Макроэлементы
Факты
Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества.
Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.
Объекты
Вода, минеральные соли живых организмов.
Уметь
Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы.
Приводить примеры макро- и микроэлементов.
Называть неорганические вещества клетки.
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать:
*биологическое значение макро- и микроэлементов; *биологическую роль воды; *биологическое значение солей неорганических кислот.
Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая).
Объекты
Молекула белка.
Уметь
Давать определение основным понятиям.
Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть:
*функции белков;
*продукты, богатые белками;
*связь, образующую первичную структуру белка;
*вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.
Характеризовать:
*проявление функций белков; *уровни структурной организации белковой молекулы. Объяснять:
*причины многообразия функций белков;
*почему белки редко используются в качестве источника энергии.
Описывать механизм денатурации белка.
Определять признак деления белков на простые и сложные.
Задания № 2,4,5, 7,8,9,10 (Глава 9, § 22)
3/
23
26.11
Тема урока
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Углеводы Липиды Гормоны
Факты
Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде.
Объекты
Углеводы и липиды живых организмов.
Уметь
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть:
*органические вещества клетки;
*клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать:
Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ.
Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.
Процессы
Обмен веществ.
Механизм транскрипции, механизм трансляции.
Закономерности
Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).
Биосинтез углеводов в клетке.
Уметь
Давать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция, ген.
Называть:
*этапы обмена веществ в организме;
*роль АТФ и ферментов в обмене веществ;
*свойства генетического кода; *роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Характеризовать сущность
* процесса обмена веществ и превращения энергии;
* механизм транскрипции;
* механизм трансляции.
Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.
Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ.
Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, сущность генетического кода.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.
Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.
Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.
Результаты преобразования энергии.
Процессы
Этапы энергетического обмена.
Уметь
Давать определение понятию
диссимиляция.
Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислять этапы диссимиляции.
Называть:
* вещества - источники энергии;
* продукты реакций этапов обмена веществ;
* локализацию в клетке этапов энергетического обмена.
Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.
Характеризовать этапы энергетического обмена. Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.
Задания № 1,2,4,5,
6,7,8 (Глава 10, § 24).
3/
27
10.12
Тема урока
Обмен веществ растительной клетки
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Фотосинтез.
Хемосинтез.
Автотрофы.
Фототрофы.
Хемотрофы.
Факты
Фотосинтез. Обеспечение клетки питанием и энергией в процессе фотосинтеза и хемосинтеза.
Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий.
Условия гибели спор.
Объекты
Клетки прокариот.
Процессы
Спорообразование у бактерий.
Уметь
Давать определение термину прокариоты.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.
Описывать по таблице:
*строение клеток прокариот; *механизм процесса спорообразования у бактерий.
Объяснять значение спор для жизни бактерий.
Доказывать примитивность строения прокариот. Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.
Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток.
Особенности строения растительных клеток.
Объекты
Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.
Уметь
Распознавать и описывать
на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:
*способы проникновения веществ в клетку;
*органоиды цитоплазмы; *функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений.
Отличать:
* по строению шероховатую ЭПС от гладкой;
* виды пластид растительных клеток.
Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.
Задания № 1,2,3, 4,5,11,15 (Глава 11,§ 26)
Задания по рисунку 67 учебника. Учебно-познавательная задача проблемного содержания.
Демонстрация
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
3/
30
19.12
Тема урока
Эукариотическая
клетка. Ядро.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип
Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом
Факты
Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити.
Объекты
Структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.
Уметь
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра.
Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь
между особенностями строения и функций ядра.
Объяснять механизм образования хромосом.
Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.
Задания № 1,2,3, 4,5,7,10 (Глава 11, § 27)
4/
31
24.12
Тема урока
Практическая работа №3
«Изучение клеток растений и животных»
Тип урока
Практическая работа
Факты
Особенности строения растительной, животной, грибной клеток.
Объекты
Эукариотические клетки растений, животных.
Уметь
Распознавать и описывать
на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.
Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных.
Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот.
Сравнивать:*строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения;
*строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.
Практическая работа №3
и выводы к ней.
5/
32
26.12
Тема урока
Деление клеток.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Митотический цикл
Интерфаза
Митоз
Редупликация Хроматиды
Факты
Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях.).
Деление клетки прокариот.
Процессы
Размножение.
Уметь
Приводить примеры деления клетки у различных организмов.
Называть:
*процессы, составляющие жизненный цикл клетки;
*фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.
Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.
Задания №1-5 (Глава 11, §
28)
Демонстрации
Хромосомы
Деление клетки
6/
33
14.01
Тема урока
Клеточная теория строения организмов.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний.
Основные понятия
Цитология
Факты
Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Теория
Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.
Уметь
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:
* жизненные свойства клетки;
* признаки клеток различных систематических групп;
* положения клеточной теории.
Узнавать клетки различных организмов.
Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных.
Доказывать, что клетка - живая структура.
Самостоятельно формулировать определение термина цитология.
Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий.
Вопросы со свободным ответом №1-3 к §29. Задания №1,3,5,6 (Глава 11, §29)
7/
34
16.01
Тема урока
Зачет № 2 по теме "Клетка".
Тип урока
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
1/
35
21.01
Тема урока
Размножение. Бесполое размножение.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Размножение
Бесполое размножение
Вегетативное размножение
Гаметы
Гермафродиты
Факты
Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.
Уметь
Давать определение понятию
размножение.
Называть:
*основные формы размножения;
*виды полового и бесполого размножения;
*способы вегетативного размножения растений.
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.
Объяснять биологическое значение бесполого размножения.
Задания № 1,2,3, 4,5 (Глава 12, §30)
Вопрос №3 к §30.
2/
36
23.01
Тема урока
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Оплодотворение, его биологическое значение.
Объекты
Половые клетки: строение, функции.
Процессы
Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
Уметь
Узнавать и описывать по
рисунку строение половых клеток.
Выделять различия мужских и женских половых клеток.
Выделять особенности бесполого и полового размножений.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять:
*биологическое значение полового размножения;
*сущность и биологическое значение оплодотворения; *причины наследственности и изменчивости.
Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.
Задания № 1,2,3, 4, 5, 6, 7,8 (Глава 12,
§31),
1/
37
11.02
Тема урока
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
Тип урока
Комбинированный урок,
Основные понятия
Оплодотворение
Онтогенез
Эмбриогенез
Факты
Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Процессы
Дробление. Гаструляция. Органогенез.
Закономерности
Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).
Уметь
Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.
Характеризовать:
*сущность эмбрионального периода развития организмов; *рост организма.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.
Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.
Процессы
Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.
Уметь
Называть:
*начало и окончание постэмбрионального развития;
*виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов.
Объяснять биологическое
значение метаморфоза.
Анализировать и оценивать воздействие факторов
среды на постэмбриональное
развитие.
Задания № 3,4,6, 7 (Глава 13, §33)
Вопросы № 1-4 к тексту §34. Тесты разного уровня.
1/
40
20.02
Тема урока
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция.
Основные понятия
Аллельные гены Генетика Ген
Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии
Факты
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.
Процессы
Моногибридное скрещивание.
Уметь
Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять:
*причины наследственности и изменчивости;
*роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.
Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.
Процессы
Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Закономерности
Закон независимого наследования.
Уметь
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования. Анализировать:
*содержание определений основных понятий;
*схему дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Задания № 7,8,10, 11,12,13,14,16 (Глава 14, § 37)
Задания по рисункам к §37
учебника.
4/
43
4.03
Тема урока
Сцепленное наследование генов.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Группы сцепления.
Сцепленное наследование генов. Сцепление генов полное и неполное.
Факты
Условия проявления закона сцепленного наследования..
Процессы
Механизм наследования признаков при сцепленном наследовании
Закономерности
Закон Томаса Моргана.
Уметь
Описывать механизм проявления закономерностей сцепленного наследования.
Анализировать:
*содержание определений основных понятий;
*закон Т. Моргана.
Составлять схему сцепленного наследования генов.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Задания № 1,2,3, 4 (Глава 14, § 38)
Задания по рисункам к §38
учебника.
5/
44
6.03
Тема урока
Генетика пола.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы
Факты
Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Процессы
Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Закономерности
Закон сцепленного наследования.
Уметь
Давать определение термину Аутосомы.
Называть:
*типы хромосом в генотипе; *число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Задания № 1,2,3,4, 5,6,7 (Глава 14, § 39). Задания по рисункам к §39 учебника.
6/
45
11.03
Тема урока
Генотип как система
взаимодействующих
генов.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип
Факты
Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).
Качественные и количественные признаки.
Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.
Влияние количества генов на проявление признаков.
Процессы
Взаимодействие генов и их множественное действие.
Уметь
Давать определения терминам. Приводить примеры:
*аллельного взаимодействия генов;
*неаллельного взаимодействия генов.
Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.
Задания № 1,2,3,4, 5,6,7 (Глава 14, § 40).
7/
46
13.03
Тема урока
Практическая работа №4
«Решение генетических задач».
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН.
Закономерности
Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании.
Уметь
Объяснять:
*механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;
*возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.
Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №4
8/
47
18.03
Тема урока
Практическая работа №5
«Решение генетических задач на генетику пола».
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН.
Закономерности
Закономерности наследования признаков при наследовании, сцепленном с полом.
Уметь
Объяснять:
*механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;
*возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.
Простейшие задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №5
1/
48
20.03
Тема урока
Наследственная (генотипи-ческая) изменчивость.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Геном
Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия
Факты
Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.
Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.
Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов.
Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений.
Процессы
Механизм появления полиплоидных растений.
Уметь
Давать определение терминам изменчивость.
Называть:
*вещество, обеспечивающее явление наследственности; *биологическую роль хромосом;
*основные формы изменчивости.
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.
Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.
Называть:
*виды наследственной изменчивости;
*уровни изменения генотипа, виды мутаций;
*свойства мутаций. Объяснять причины мутаций.
Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.
Характеризовать виды мутаций.
Задания № 1,2,3,4,
5,6,7,8,9,10,11,12 (Глава 15, §41)
Демонстрация:
Изменчивость у организмов
2/
49
1.04
Тема урока
Фенотипическая (мо-дификационная) изменчивость.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции
Факты
Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость.
Характеристики модификационной изменчивости.
Процессы
Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
Уметь
Давать определение термину изменчивость.
Приводить примеры:
*ненаследственной изменчивости (модификаций);
*нормы реакции признаков; *зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать модифика-ционную изменчивость.
Задание №1,2,3,4, 5 (Глава 15, §42)
3/
50
3.04
Тема урока
Практическая работа №6
«Выявление изменчивости у организмов»
Тип урока
Практическая работа
Факты
Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.
Уметь
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Практическая работа №6
и выводы к ней.
4/
51
8.04
Тема урока
Зачет №3 «Наследственность и изменчивость».
Тип урока
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
1/
52
10.04
Тема урока
Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Селекция
Факты
Причины появления культурных растений.
Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.
Процессы
Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.
Объекты
Семейство Злаковые.
Закономерности
Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Уметь
Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.
Объяснять:
*причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;
*значение для селекционной работы закона гомологических рядов;
*роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Задания № 1,2,3,5, 6,7 (Глава 16, § 43)
2/
53
15.04
Тема урока
Методы селекции растений, животных.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Гетерозис
Гибридизация
Депрессия
Мутагенез
Порода
Сорт
Факты
Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор.
Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.
Уметь
Давать определения понятиям: порода, сорт.
Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.
Характеризовать методы селекции растений и животных.
Задания № 1,2,3,5, 6,7,8,9,10 (Глава 16, § 44) в
Демонстрация:
Порода. Сорт.
3/
54
17.04
Тема урока
Селекция микроорганизмов.
Достижения и основные направления современной селекции.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Биотехнология Штамм
Факты
Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Процессы
Микробиологический синтез.
Уметь
Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Задания № 1,2,3,4 (Глава 16, §45)
Вопросы №1-4 к тексту § 45.
1/
55
22.04
Тема урока
Структура биосферы.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Основные понятия
Биосфера
Факты
Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Условия жизни.
Теория
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Уметь
Давать определение понятию биосфера.
Называть:
*признаки биосферы; *структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы.
Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
Задания № 1,2,3,4, 5 (Глава 17, § 46)
Описание рисунков учебника.
Демонстрация:
Границы биосферы
2/
56-57
24.04
Тема урока
Круговорот веществ в природе.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус
Фильтрация
Факты
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети.
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообра-зующая деятельность организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные понятия
Популяция
Биоценоз
Экосистема
Факты
Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы.
Классификация наземных экосистем.
Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.
Объекты
Элементы биогеоценоза.
Уметь
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.
Называть:
*компоненты биогеоценоза; *признаки биологического объекта - популяции;
*показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);
*признаки и свойства экосистемы.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции.
Характеризовать:
*структуру наземных и водных экосистем;
*роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Объяснять причины устойчивости экосистемы.
Задание № 1,2,4,7 (Глава 17, §49)
Задание № 1,2,3,6 (Глава 17, §52)
Вопросы № 2,3 к §52.
Демонстрация:
Структура экосистемы
5/
62- 63
8.05
Тема урока
Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.
Тип урока
Комбинированный урок.
Основные понятия
Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм
Факты
Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Уметь
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Называть типы взаимодействия организмов.
Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов.
Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.
Характеризовать разные типы взаимоотношений.
Анализировать содержание рисунков учебника.
Задания № 1,2,3,5, 6,8,9 (Глава 17, § 53) Вопросы и задания №1-6 к тексту и рисункам § 53.
Демонстрация:
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис.
Процессы
Стратегии природопользования и их последствия.
Уметь
Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз).
Приводить примеры: *агроэкосистем;
*неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов.
Называть признаки агроэкосистемы.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.
«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Тип урока
Практическая работа
Факты
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды:
-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах;
-загрязнение пресных вод, Мирового океана;
-антропогенное изменение почвы;
-радиоактивное загрязнение биосферы;
-влияние человека на растительный и животный мир;
-влияние собственных поступков на живые организмы.
Сохранение биологического разнообразия.
Уметь
Называть антропоген н ые факторы воздействия на биоценозы.
Анализировать и оценивать:
*последствия деятельности человека в экосистемах;
*влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
*роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Вопросы и задания №1,2,3 4,5,6 к тексту §55. Задания № 6,7,8,10,11, 12 (Глава 18, §55)
Практическая работа №11
и выводы к ней.
Сообщения учащихся. Памятки-рекомендации.
3/
68
20.05
Тема урока
Экологические проблемы.
Тип урока
Урок комплексного применения ЗУН
Факты
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.