| №  | Тема раздела (кол-во часов). Тема урока | дата | 
 | 
  | Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 ч | 
 | 
  | 1 | Что такое живой организм. | 
 | 
 | 
  | 2 | Наука о живой природе. | 
 | 
 | 
  | 3 | Методы изучения природы. Лаб.р.1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Лаб.р.2. Измерение своего роста и массы тела, органов растений. | 
 | 
 | 
  | 4 | Увеличительные приборы. Лаб.р.3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа | 
 | 
 | 
  | 5 | Живые клетки. Лаб.р.4.Строение клеток (готовые микропрепараты) Лаб.р.4. Строение клеток кожицы чешуи лука. | 
 | 
 | 
  | 6 | Химический состав клетки. Лаб.р.5.Определение состава семян пшеницы Лаб.р.6 Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. | 
 | 
 | 
  | 7 | Вещества и явления в окружающем мире. | 
 | 
 | 
  | 8 | Великие естествоиспытатели. | 
 | 
 | 
  | Тема 2. Многообразие живых организмов – 15 ч | 
 | 
  | 9 | Как развивалась жизнь на Земле. | 
 | 
 | 
  | 10 | Разнообразие живого. | 
 | 
 | 
  | 11 | Бактерии.   | 
 | 
 | 
  | 12 | Грибы. Лаб.р.7. Работа с коллекцией. | 
 | 
 | 
  | 13 | Водоросли. Лаб.р.8. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 14 | Мхи. Лаб.р.9. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 15 | Папоротники. Лаб.р.10. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 16 | Голосеменные растения. Лаб.р.11. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 17 | Покрытосеменные (цветковые) растения. Лаб.р.12. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 18 | Значение растений в природе и жизни человека. Лаб.р.13. Работа с гербарием. | 
 | 
 | 
  | 19 | Животные простейшие. Лаб.р.14.Строение клеток (готовые микропрепараты). | 
 | 
 | 
  | 20 | Беспозвоночные. Лаб.р.15. Работа с коллекцией. | 
 | 
 | 
  | 21 | Позвоночные.   | 
 | 
 | 
  | 22 | Значение животных в природе и жизни человека. Лаб.р.16. Определение (узнавание) животных по разным источникам информации. | 
 | 
 | 
  | 23 | Контрольная работа. | 
 | 
 | 
  | Тема 3.Среда обитания живых организмов – 4 ч | 
 | 
  | 24 | Три среды обитания. Лаб.р.17. Исследование соответствия среда-строение животных и растений. | 
 | 
 | 
  | 25 | Жизнь на разных материках. | 
 | 
 | 
  | 26 | Природные зоны Земли. | 
 | 
 | 
  | 27 | Жизнь в морях и океанах. | 
 | 
 | 
  | Тема 4. Человек на Земле – 7 ч | 
 | 
  | 28 | Как человек появился на Земле. Предки человека и человекообразных обезьян. Жизнь наших далеких предков. | 
 | 
 | 
  | 29 | Как человек изменил Землю. Три «Подарка »самому себе. | 
 | 
 | 
  | 30 | Жизнь под угрозой. Воздействие человека на живую природу. Не станет ли Земля пустыней? Лаб.р.18.Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. | 
 | 
 | 
  | 31 | Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые растения и животные. Лаб.р.20. Овладение простейшими способами оказания 1 доврачебной помощи. | 
 | 
 | 
  | 32 | Контрольная работа. | 
 | 
 | 
  | 33 | Красная книга Самарской области. | 
 | 
 | 
  | 34 | Экскурсия в природу. | 
 | 
 |