- федерального компонента государственного основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерной программы для основного общего образования по биологии 2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа»,2004г.
- учебного плана МБОУ «Гимназия №32» на 2012-2013 учебный год.
Используется учебник «Биология. Человек» авторов Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007 г. Рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс. КТП»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО КУРСУ БИОЛОГИИ 8 КЛАССА «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК ».
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федерального компонента государственного основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерной программы для основного общего образования по биологии 2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа»,2004г.
- учебного плана МБОУ «Гимназия №32» на 2012-2013 учебный год.
Используется учебник «Биология. Человек» авторов Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007 г. Рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задач:
изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости.
развитие умения аналитически подходить к изучению своего организма, воздействию природы и общественной жизни.
воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего) образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Рабочая программа, согласно учебному плану гимназии на 2012-2013 учебный год, рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8 классе основной школы из расчета 35 недель, 2 учебных часа в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 часа, которые были распределены следующим образом:
Тема «Внутренняя среда организма»:
- Естественный и искусственный иммунитет, 1 час;
- Группы крови. Резус – фактор, 1 час.
2. Тема «Повторение курса за 8 класс»
- Обобщение «Строение и функции организма», 1 час;
- Обобщение «Индивидуальное развитие организма», 1 час.
Содержание курса Человек и его здоровье (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
I. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
II. Строение и функции организма (57 ч)
Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани (5 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
№1 « Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений .Лабораторные работы:
№2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».№3 « Коленный рефлекс и др».
Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
№4 «Микроскопическое строение кости».№5 « Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)».№6 « Утомление при статической и динамической работе».№7 « Выявление нарушений осанки».№8 « Выявление плоскостопия (выполняется дома»).№9 « Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».
Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
№10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
№11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.№1 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»№13 «Опыты, выясняющие природу пульса».№14 « Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».
Дыхательная система (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
- модели гортани;
- модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
- приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;
- роли резонаторов, усиливающих звук;
- опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;
- измерения жизненной ёмкости лёгких;
- приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
№15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».№16 « Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрацияторса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа
№17 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторные работы:
№18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» Практическая работа №1 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Практическая работа №2(самонаблюдения):
- рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;
- определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
- определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Выделительная система (1 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы:
№19 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».№20 « Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».
Анализаторы (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации
- моделей глаза и уха;
- опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;
- обнаружение слепого пятна;
- определение остроты слуха;
- зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа:
№21 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
- безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
- двойственных изображений, иллюзий установки;
- выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы:
№22 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».№23 « Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации:
- модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;
- модели гортани с щитовидной железой;
- почек с надпочечниками.
III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные
письменные и контрольные работы.
Оценка «5» :
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» :
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» :
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» :
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1»:
Нет ответа.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные
работы.
Оценка «5»:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4»:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3»:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1»:
1. Нет ответа
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5»:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка «4»:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка «3»:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2»:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1»:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся за тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению
1. Тема реферата и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.
4. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6. Требования к заключению
Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.
7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
· Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.
№
Наименование темы
Всего часов
Из них
уроки
Практические работы
Лаборатор-ные работы
Экскурсии
Обобщающие уроки
1
Введение
1
2
Происхождение человека
3
3
Строение и функции организма
57
4
Клеточное строение организма. Ткани
5
1
1
5
Рефлекторная регуляция органов и систем организма
1
2
6
Опорно-двигательная система
7
6
1
7
Внутренняя среда организма
3+2
1
8
Кровеносная и лимфатическая системы организма
6
4
9
Дыхательная система
4
2
10
Пищеварительная система
6
1
11
Обмен веществ и энергии
3
1
2
12
Покровные органы. Теплорегуляция.
3
1
13
Выделительная система
1
14
Нервная система человека
5
2
15
Анализаторы
5
1
16
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
5
2
17
Железы внутренней секреции
2
18
Индивидуальное развитие организма
5
1
итого
70
2
23
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и упорное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Д.В. Маш. «Биология. Человек. 8 класс»,М.: Дрофа, 2012
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с: ил.;
Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 год.Сборник нормативных документов. Биология. М., «Дрофа», 2004.
Тематическое планирование курса «Биология. Человек» 8 класс
№
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Виды контроля
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
план
факт
8а
8б
8в
8г
Введение (1час)
1
Науки, изучающие организм человека.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Вводный
Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы
Воспроизведение Описывать методы изучения человека.
Интеллектуальный уровень Различать предметы изучения наук о человеке.
02.09.12
Выполнение упражнения №3 в рабочей
тетради
Анализ содержания определений наук о человеке
Поиск информации на основе анализа рисунков.
Подготовка сообщений по данной теме
Происхождение человека (3 часа)
2
Систематическое положение человека.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Вводный. Поиск информации на основе анализа рисунка учебника.
Воспроизведение Приводить примеры рудиментов и атавизмов человека.
Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы.
Находить черты сходства зародыша человека и животных
Анализировать содержание рисунков учебника.
Обсуждение вопросов1 и 2 на с.17.
Участие в беседе
Выполнение упражнения 6 на с.7
Беседа по таблице
Анализ содержания рисунков учебника.
3
Историческое прошлое людей
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Текущий.
Обсуждение вопроса 1 на с.21 после §4
Воспроизведение Перечислять характерные особенности предшественников современного человека.
Узнавать по рисункам предшественников человека.
Называть факторы, способствующие развитию прямо хождения.
Интеллектуальный уровень Объяснять влияние факторов на эволюцию человека.
Творческий уровень Аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему
Биологический диктант
Выполнение упражнения 7.
Обсуждение вопроса 5 на с.21 после §4
4
Расы человека
1 час
Урок закрепления знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Тематический.
Выполнение упражнения 11 на с.8
Воспроизведение Узнавать по рисункам представителей рас человека.
Интеллектуальный уровень Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.
14.09
Участие в эвристической беседе.
Общий обзор организма (1 час)
5
Уровни организации.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Вводный.
Участие в беседе
Воспроизведение Давать определение терминам
Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов.
Называть органы человека, относящиеся к определенным системам.
Находить у себя грудную и брюшную полости.
Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма.
Интеллектуальный уровень
Раскрывать суть понятий молекулярный, клеточный, тканевой и организменный уровни организации.
Анализировать содержание основных понятий.
15.09
Выполнение упражнения 15 в рабочей тетради с печатной основой на с. 10
Анализ содержания рис. 4 учебника
Выполнение задания после .§6 на с.27
Участие в беседе
Обсуждение вопроса 1 на с.27.
Выполнение упражнения 14 в рабочей тетради с печатной основой на с. 10.
Анализ текста учебника
Клеточное строение организм. Ткани (5 ч)
6
Строение и жизнедеятельность клетки
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Вводный. Беседа по демонстрационной таблице.
Воспроизведение Называть органоиды клетки и их функции.
21.09
Выполнение упражнения 17 в рабочей тетради на с. 11.
Узнавать органоиды на немых рисунках
Описывать и узнавать этапы деления клетки.
Интеллектуальный уровень Находить соответствие между органоидами и их функциями.
Анализировать содержание определений основных понятий
Характеризовать механизм действие фермента
Беседа на основе демонстрационного материала.
Выполнение задания 2 после § 7 на с.33.
Анализ текста учебника
Выполнение упражнения 21 в рабочей тетради на с. 13
Участие в беседе по итогам демонстрации опыта
Выполнение упражнения 20 в рабочей тетради. на с. 12.
Творческий уровень Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки при повреждении или отсутствии органоида.
Участие в беседе
7
Жизненные процессы клетки.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Беседа по демонстрационной таблице.
Воспроизведение Называть основные обменные процессы клетки.
22.09
8
Эпителиальные и соединительные ткани
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Обсуждение вопроса 1 на с.39 после §8.
Воспроизведение Называть основные группы тканей
Узнавать на немом рисунке виды тканей.
Узнавать по немому рисунку строение нейрона.
Приводить примеры расположения тканей в органах.
Называть функции тканей и структурных компонентов
28.09
Выполнение упр. 22 в рабочей тетради на с. 13
Выполнение упр. 25 в рабочей тетради на с. 14.
Выполнение заданий 1 и 4 на с.39
Обсуждение вопросов 5-7 на с.39 после §8.
9
Мышечная и нервная ткани. Лабораторная работа №1” Рассматривание ниток и тканей под микроскопом.”
1 час
Беседа, работа с учебником, рассказ
Лабораторная работа№1
Анализ текста учебника
Интеллектуальный уровень Анализировать содержание определений основных понятий.
Характеризовать основные виды тканей
Различать функции дендритов и аксонов.
Объяснятьмеханизм проведения нервного импульса.
Творческий уровень Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов.
29.09
Участие в беседе, с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.
Выполнение упр. 23 в рабочей тетради на с. 14
Обсуждение вопроса 8 на с.39 после §8..
Участие в беседе по рисунку учебника
Выполнение лабораторной работы
10.
Обобщение «Клеточное строение организма. Ткани»
1 час
Урок-обобщение
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
05.09
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
11.
Центральная и периферическая части нервной системы. Лабораторная работа №2 и Лабораторная работа №3.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Лабораторная работа№2,3
Интеллектуальный уровень Выделять особенности спинного и головного мозга
06.09
Опорно-двигательная система (7 часов)
12.
Строение скелета. Лабораторная работа №4,”Микроскопическое строение кости.”
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Работа с учебником, рассказ, беседа
Лабораторная работа.№4
Интеллектуальный уровень Выделять особенности строения скелета человека
12.09
13.
Строение мышц. Лабораторная работа №5. “Мышцы
человеческого тела.”
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №5.
Описание по рисунку учебника;
Просмотр микропрепарата «Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань»;
Выполнение упр. 46 в рабочей тетради на с. 22
Воспроизведение Описывать строение:
мышечного пучка.
поперечнополосатой мышечной ткани;
Узнавать расположение скелетных мышц;
Интеллектуальный уровень Выделять особенности поперечнополосатой скелетной мышечной ткани
13.10
14.
Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №6 “Утоление при статической и динамической работе.”
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Лабораторная работа №6.
Участие в беседе
Воспроизведение Называть последствия гиподинамии.
Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона.
Описывать энергетику мышечного сокращения.
Интеллектуальный уровень Различать механизм статической и динамической работы.
Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок.
Анализировать содержание рисунка.
Характеризовать механизм регуляции работы мышц
Творческий уровень Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.
Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента.
19.10
Выполнение упр. 49 в рабочей тетради на с. 24
Выполнение упр. 47 в рабочей тетради на с. 23.
Поиск информации для описания в тексте учебника.
Обсуждение вопроса 1 на с. 72 после .§13
Участие в беседе по рисунку учебника
Поиск информации для заполнения таблицы (выполнение упр. 50 в рабочей тетради на с. 22). Обсуждение результатов работы
Выполнение лабораторной работы «Утомление при статической работе»
15.
Изменение мышцы при тренировке.
1 час
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Обсуждение вопроса 1 на с. 72 после .§13
Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок
20.10
16.
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №7 и Лабораторная работа №8.
1 час
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Работа с учебником, рассказ, беседа
Лабораторная работа №7,8.
Обсуждение вопр. 1 и 2 на с. 41 после .§15.
Воспроизведение
Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки.
Называть причины:
искривления позвоночника.
факторы развития плоскостопия.
Интеллектуальный уровень Проанализировать правильности положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.
Творческий уровень Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела.
Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.
26.10
Выполнение упр. 53 в рабочей тетради на с. 25
Выполнение упр. 54 в рабочей тетради на с. 25
Анализ содержания
рисунка
Участие в беседе
Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоскостопие».
17.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Лабораторная работа №9.
1 час
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №9.
Воспроизведение Перечислять повреждения опорно-двигательной системы
Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей.
Интеллектуальный уровень Определять по рисунку вид травм
Анализировать содержание рисунков.
Отбирать информацию для заполнения таблицы.
27.10
Участие в беседе.
Анализ содержания
рисунка учебника.
Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи
Выполнение упр. 56 в рабочей тетради на с. 26
18.
Обобщение «Опорно-двигательная система»
1 час
Урок -обобщение
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий. Фронтальный опрос.
09.11
Внутренняя среда организма (3 часа) + 2 часа с резерва
19.
Компоненты внутренней среды организмов.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Работа с учебником, рассказ, беседа
Текущий.
Выполнение упр. 59 в рабочей тетради на с. 28 Обсуждение вопр. 3 на с. 89 после .§17.
Воспроизведение Перечислять компоненты внутренней среды и функции.
Интеллектуальный уровень Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.
Объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах.
Начертить схему по опорным словам
Анализировать содержание рисунков
Характеризовать процесс свертываемости крови.
Выделять неточности в формулировки вывода.
10.11
Обсуждение вопр. 2 на с. 89 после .§17.
Выполнение упр.60 на с. 28 в рабочей тетради
Обсуждение вопр. 4 на с. 89 после .§17.
Выполнение задания 1 на с.89 после §18.
Поиск информации об этапах свертывания крови
Выполнение упр.64 на с. 29 в рабочей тетради
Выполнение задания 3 на с.89 после §17.
20.
Кровь. Лабораторная работа №10”Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.”
1 час
Комбинированный урок.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №10.
Обсуждение вопр. 5 на с. 89 после §17.
Воспроизведение Называть функции лейкоцитов; группы крови человека..
Перечислять органы кроветворения.
Описывать проявление транспортной функции эритроцитов.
Описывать проявление транспортной функции эритроцитов.
Интеллектуальный уровень Показывать взаимосвязь между строением и функциями клеток крови.
Объяснять механизм действия лимфоцитов.
Анализировать содержание определений основных понятий.
Анализировать содержание рисунков
Творческий уровень
Прогнозировать последствия для человека при нарушении состава крови и процессов, происходящих в ней.
16.11
Обсуждение вопр.5 на с.99 после §19
Участие в беседе.
Выполнение упр.63 на с. 29 в рабочей тетради.
Выполнение упр.62 на с. 28 в рабочей тетради
Выполнение упр.63 на с. 29 в рабочей тетради.
Анализ текста учебника на с.86 и с.88
Комментарий к рисунку учебника.
Участие в эвристической беседе.
21.
Борьба организма с инфекцией.
1 час
Урок комплексного применения ЗУН учащимися.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Участие в беседе.
Воспроизведение Приводить примеры инфекционных заболеваний
Называть органы иммунной системы.
Давать определение термину – иммунитет.
Интеллектуальный уровень Объяснять механизм различных видов иммунитета; причины нарушений иммунитета; проявление тканевой несовместимости.
Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток.
Характеризовать периоды болезни
Анализировать содержание рисунков.
17.11
Выполнение упр.67 на с. 30 в рабочей тетради
Участие в беседе.
Выполнение упр.75 на с. 33 в рабочей тетради
Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после §19 на с.93.
Выполнение упр.73 на с. 32 в рабочей тетради
Обсуждение вопр.1 на с.99 после §19
Выполнение упр.71 на с. 31 в рабочей тетради
Поиск информации для участия в беседе по вопросам задания на с.93 после §18.
Выполнение упр.78 на с. 34 в рабочей тетради
22.*
Естественный и искусственный иммунитет.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Выполнение упр.81 на с. 37 в рабочей тетради
Различать виды иммунитета
23.11
23.*
Группы крови. Резус-фактор
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Тематический.
.Выполнение упр.74 на с. 39 в рабочей тетради
Знать совместимость групп крови и резус - фактор.
24.11
Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)
24.
Транспортные системы организма.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Работа с учебником, рассказ, беседа
Вводный. Участие во вводной беседе.
Воспроизведение Давать определение термину – замкнутая кровеносная система.
Называть транспортные системы человека и их органы.
Описывать образование тканевой жидкости и лимфы.
29.11
Обсуждение вопросов на с.102 перед §20
Обсуждение вопр.2 на с.105 после §20.
Выполнение упр.80 на с. 36 в рабочей тетради
Выполнение упр.82 на с. 37 в рабочей тетради
Анализ текста учебника
Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку
Узнавать по немому рисунку органы лимфатической системы.
Интеллектуальный уровень Анализировать содержание определений основных понятий.
Сравнивать строение кровеносных сосудов.
Поиск информации для составления таблицы.
Обсуждение содержания таблицы
Поиск информации об органах лимфатической системы.
Выполнение домашней работы.
25.
Круги кровообращения. Лабораторная работа №11 “Функция венозных клапонов.”
1 час
Урок закрепления знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №11
.Описание рисунка учебника.
Воспроизведение Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Давать определение терминам
Интеллектуальный уровень Различать малый и большой круги кровообращения.
Анализировать содержание рисунка.
Творческий уровень
Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.
30.11
Участие во вводной беседе.
Обсуждение вопр.2 на с.108 после §21.
Выполнение упр.83 и 84 на с. 37 в рабочей тетради.
Поиск информации для объяснения результатов лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы «Функции венозных клапанов».
Выполнение упр.86 и 87 на с. 38 в рабочей тетради
26.
Строение и работа сердца
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Участие в беседе.
Воспроизведение Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы.
Описывать расположение сердца в организме, строение сердца.
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца.
Интеллектуальный уровень Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла.
Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца.
Анализировать содержание рисунков
07.12
Обсуждение вопр.1 и 2 на с.114 после §22
Выполнение упр.88 на с. 39 в рабочей тетради.
Выполнение упр.91 на с. 39 в рабочей тетради (заполнение таблицы)
Обсуждение содержания запоенной таблицы
Обсуждение вопр.5 на с.114 после §22.
Выполнение упр.92 на с. 40 в рабочей тетради.
Поиск информации для характеристики сердечного цикла
27.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лабораторная работа №12 и Лабораторная работа №13.
1 час
Урок закрепления знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Лабораторная работа №12,13.
Участие в беседе
Воспроизведение Называть факторы, влияющие на движение крови.
Описывать механизм измерения артериального давления.
Интеллектуальный уровень Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах.
Объяснять опасность повышения артериального давления.
08.12
Описание рисунка учебника.
Обсуждение вопр.2 на с.120 на с.120.
Участие в беседе.
Поиск информации для объяснения результатов опыта Моссо.
Анализировать содержание рисунков
Творческий уровень Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.
Выполнение упр.№95 и №96 на с. 39 в рабочей тетради
28
Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Лабораторная работа №14, “ Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку”.
1 час
Урок закрепления знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №14
Участие в беседе
Воспроизведение * Называть причины юношеской гипертонии.
Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе.
Интеллектуальный уровень Анализировать содержание определений основных понятий.
Объяснять причины появления заболеваний.
14.12
Выполнение упр.№97 и на с. 41 в рабочей тетради
Анализ текста учебника
Участие в беседе.
29.
Первая помощь при кровотечениях.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Беседа, работа с учебником, рассказ
Участие в беседе
Воспроизведение Перечислять последовательность действий при лечении раны.
Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута.
Интеллектуальный уровень Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.
Характеризовать внешние кровотечения и внутренние.
Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны.
Анализировать содержание рисунков.
15.12
Решение учебно-познавательных задач практического содержания.
Обсуждение вопр1, 3 на с.129 после §25
Выполнение упр.№99 и упр.100 на с. 42
Выполнение упр.101 на с. 43 в рабочей тетради
Обсуждение ответов на вопросы упражнения
Поиск информации для заполнения таблицы.
Дыхательная система (4 часа)
30.
Строение дыхательной системы.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Текущий.
Выполнение упр.№106 на с. 45 и №108 на с.46 в рабочей тетради.
Воспроизведение Узнавать по немым рисункам органы дыхания.
Называть этапы дыхания.
Интеллектуальный уровень Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями.
Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья.
Объяснять действие защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в легкие; целесообразность вакцинации против дифтерии.
Анализировать содержание рисунков учебника.
21.
12
Выполнение упр.№105 на с. 45 в рабочей тетради.
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником.
Обсуждение вопр.2 на с.138 после §26.
Выполнение упр.№107 на с. 45 в рабочей тетради
Обсуждение вопр.3 на с.138 после §26.
Поиск информации о строении и функциях голосовых связок
31.
Значение и механизм дыхания.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Текущий.
Выполнение упр.№113 на с. 47 в рабочей тетради.
Воспроизведение Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания.
Называть расположение центров дыхательной системы.
Называть причины горной болезни.
Давать определение термину - дыхание.
Интеллектуальный уровень Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов.
Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе.
22.
12
Обсуждение вопр.4 на с.146 после §28.
Обсуждение вопр.1 на с.68 после §15 учебника Экология человека.
Участие в беседе.
Решение учебно-познавательных задач
Выполнение упр.№114 на с. 47 и упр.115 на с.48 в рабочей тетради
32.
Регуляция дыхания
1 час
Урок закрепления знаний
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Обсуждение вопр.4 на с.141 после §27.
Сравнивать газообмен в легких и тканях.
Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс дыхания человека;
Анализировать значение носового дыхания; роль кашля и чихания.
28.
12
Обсуждение вопр.7, 10, 11 на с.146 после §28.
Обсуждение вопр.6 на с.146 после §28.
33.
Функциональные возможности дыхательной системы. Лабораторная работа №15 и лабораторная работа №16.
1 час
Урок комплексного применения ЗУН учащимися.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Лабораторная работа №15,16Описание содержания рисунков.
Воспроизведение
Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении заваливании землей.
Интеллектуальный уровень Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы.
Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей.
Анализировать содержание рисунков
Творческий уровень Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.
29.
12
Участие в беседе
Отбор информации для составления таблицы (выполнение упр.120 на с.49)
Обсуждение данных таблицы
Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы.
Пищеварительная система (6 часов)
34.
Питание и пищеварение
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Участие в беседе.
Воспроизведение Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения.
Называть этапы пищеварения; значение кулинарной обработки пищи..
Перечислять функции пищи.
Приводить примеры питательных и балластных веществ в продуктах питания.
Описывать этапы пищеварения.
11.01.13
Выполнение упр.№126 на с. 47 в рабочей тетради.
Обсуждение вопр.2 после §30.
Выполнение упр.№126 на с. 47 в рабочей тетради.
Обсуждение вопр.4 и вопр.5 после §30.
35.
Пищеварение в ротовой полости. Самонаблюдения.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Выполнение упр. №127, №128 и на с.53 и № 129 на с.54.
Воспроизведение Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы
Описывать строение зубов; проявление функций органов ротовой полости.
Интеллектуальный уровень Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями.
Объяснять правила ухода за зубами.
12.01
Обсуждение вопр.3 и вопр.4 после §30.
Выполнение задания 2 на с.165.
Обсуждение вопр.6
Выполнение задание 3 на с.165
36.
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа №17.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Лабораторная работа №17.Обсуждение вопр.2 на с.169.
Воспроизведение Описывать строение и расположение желудка и двенадцати перстной кишки; механизм действия ферментов.
Описывать состав желудочного сока.
Интеллектуальный уровень Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми функциями.
Анализировать содержание рисунков
Творческий уровень Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений.
18.01
Выполнение упр. №131 и на с.54.
Участие в беседе.
Обсуждение вопр.3, 4, 5,7, 8 на с.169.
Поиск информации о расположении пищеварительных желез.
37.
Функция тонкого и толстого кишечника.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Обсуждение вопр.1 на с.174.
Воспроизведение Описывать механизм всасывания; роль печени в организме человека.
Перечислять функции тонкого и толстого кишечника
Называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы.
Называть симптомы аппендицита.
Перечислять, чего нельзя делать при подозрении на аппендицит.
Интеллектуальный уровень Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями.
Анализировать содержание определение понятия – дисбактериоз
Объяснять проявление функций печени.
19.01
Выполнение упр. №137 и на с.56 в рабочей тетради
Участие в беседе по таблице.
Выполнение задания после §33 на с.174. Выполнение упр. №138 и на с.57 в рабочей тетради
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.
Анализ текста учебника.
Обсуждение вопр.3 на с.174.
Выполнение упр. №136 и на с.56 в рабочей тетради
38.
Регуляция пищеварения
1 час
Урок закрепления знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Беседа по рисунку учебника.
Воспроизведение Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов.
Творческий уровень Составлять рекомендации по использованию информации о продуктах питания.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
40.
Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Работа с учебником, рассказ, беседа
Вводный.
Выполнение упр.
№144 и на с.60 в рабочей тетради
Воспроизведение Называть основные этапы обмена веществ.
Перечислять функции белков, жиров и углеводов.
Интеллектуальный уровень Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека.
Анализировать содержание определений основных понятий.
02.02
Обсуждение вопр.3, 4, 5 на с.187 после §36
Выполнение упр. №146 и на с.60 в рабочей тетради
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.
Анализ текста учебника § 36 на с.184-185.
Выполнение упр. №145 и на с.60.
41.
Витамины
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Выполнение упр. №148 и на с.61 в рабочей тетради.
Воспроизведение Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины.
Перечислять значение витаминов в организме.
Интеллектуальный уровень Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз.
Анализировать содержание рисунков учебника.
Характеризовать группы витаминов.
08.02
Обсуждение вопр.1 на с.192 после §37.
Анализ содержания определений.
Поиск информации на основе анализа содержания рисунка
Поиск информации для составления таблицы.
42.
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №18.Практическая работа.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Лабораторная работа №18.Обсуждение вопр.3 на с.196 после §38.
Воспроизведение Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты.
09.02
Обсуждение вопр.4 на с.196 после §38.
Обсуждение вопр.1 на с.196 после §38.
Интеллектуальный уровень Выделять преимущества смешанного рациона.
Выполнение упр. №152 и на с.62 в рабочей тетради.
Различать основной и общий обмены веществ.
Устанавливать зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Творческий уровень Аргументировать полученные результаты после оценки собственного режима питания.
Выполнение лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
Выполнение упр. №154 и на с.64 в рабочей тетради
Выполнение упр. №153 и на с.63 в рабочей тетради.
Анализ самонаблюдений и расчета дневного рациона питания.
Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)
43.
Кожа - наружный покровный орган. Самонаблюдения.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Беседа, работа с учебником, рассказ
Текущий.
Описание рисунка учебника.
Воспроизведение Описывать строение кожи.
Перечислять функции кожи
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи.
Интеллектуальный уровень Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
Анализировать содержание рисунков
14.02
Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.204 после §39.
Выполнение упр. №155 и на с.64
Выполнение упр. №156 и на с.64 в рабочей тетради
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.
Поиск информации на основе анализа рисунка учебника
44.
Терморегуляция. Закаливание.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Рассказ, беседа, работа с учебником.
Текущий.
Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.212 после §41.
Воспроизведение Перечислять признаки теплового и солнечного ударов.
Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов