1. Организационный момент 2.Изучение нового материала 2.1. Фронтальная беседа Ребята, последние несколько занятий мы с вами изучали большую тему «Растения», в результате вы познакомились с многообразием покрытосеменных и голосеменных растений. Выяснили, какие из них растут на территории нашего края, села. Вы также узнали о том, что на нашей планете растут совсем маленькие растения – ряска (2мм), так и гигантские - секвойя (более 100м). И все они появляются из семян, из маленьких зачатков жизни. А как вы думаете, все ли семена растений похожи? - нет. Правильно. Чем семена различаются, в чем особенности их роста, прорастания, предстоит узнать на сегодняшнем уроке. Итак, как бы вы определили тему нашего урока? - строение семян; - рост семян; - внутреннее строение семян. Правильно вы говорите. Тема урока: «Строение семян» А теперь определите учебные задачи урока исходя из темы. С чем мы должны познакомиться в ходе изучения темы? - я думаю с многообразием семян; - особенностями строения семян различных растений; - особенностями прорастания и роста. Все правильно. Эти учебные задачи нам необходимо решить на уроке. Строение семян однодольных растений. Строение семян двудольных растений. Особенности прорастания различных семян. Определите, из каких частей состоит семя и какие черты сходства и различия можно у этих семян выделить - семена обоих растений состоят из семенной кожуры; - у обоих растений имеется семядоли, только количество их разное; - у семян есть почечка; - у семени фасоли кроме почечки еще имеется стебелек, корешок; - у семени миндаля в состав входит эндосперм. Хорошо. А кто может назвать самый главный признак, который отличает два семени? - наличие эндосперма; - разное количество семядолей. Конечно, это существенное отличие. Поэтому все семена, у которых имеется две семядоли, получили название двудольных растений. Растения, у которых семядоля одна называются однодольными растениями. Приведите примеры таких растений. Давайте начнем с двудольных растений: - Фасоль, томаты, горох; - подсолнечник. Молодцы. А теперь однодольные растения, имеющие одну семядолю: - пшеница, лук, рожь; - ячмень; Ребята, а кто же сможет из вас дать определение семени, что это такое; - семя – это будущее растение; - семя – зачаточный побег, из которого вырастит растение. Правильно, семя – это зачаточный побег с запасом питательных веществ А как вы считаете, в чем преимущество семени перед спорами? - спорам для прорастания необходима вода; - споры могут попасть в неблагоприятные условия и погибнуть. Так в чем же преимущество семени? - оно имеет запас питательных веществ для роста; - ее зародыш защищен плотной семенной кожурой, а значит, не зависит от условий окружающей среды. Ребята, вы правильно сделали вывод. А теперь предлагаю на практике убедиться, что семя имеет ряд существенных преимуществ в своем строении, для этого выполним лабораторную работу на странице 9. 4.Выполнение лабораторной работы А сейчас, ребята, подведем итог урока. 6. Обобщение По итогам выполнения лабораторных работ заполните следующую таблицу: Признаки семени однодольного растения | Признаки семени двудольного растения | | | Правильность выполнения задания проверьте друг у друга в парах. Если есть ошибки исправьте, если есть дополнения, впишите их красной пастой. 8. Рефлексия 9. Домашнее задание |