Внеклассное занятие по биологии «Вслед за птицами» (Виртуальная экскурсия в орнитологический музей). Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Птицы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: карточки – задания, натуральные объекты, схематические рисунки, таблицы, справочная литература, учебник «Биология» В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Ход урока.
Организационный этап. Вступительное слово учителя. Ребята, урок у нас сегодня необычный. На дверях кабинета я нашла интересное объявление. Послушайте: «Впервые, в Олёкминской школе, в 7 классе открывается Орнитологический музей. Начало открытия 9 часов. Цена билета: любознательность и внимание! Добро пожаловать!». Я предлагаю вам разбиться на пары (по желанию), каждая пара будет представлять один из «залов» музея. В течение 10 минут, используя карточки – задания и рекомендации, вам необходимо изучить выданные вам экспонаты, составить отчёт и подготовиться к их демонстрации.
Подготовительный этап. На данном этапе команды получают задания и знакомятся с рекомендациями по их выполнению. Во время выполнения заданий учитель выступает в роли консультанта и помощника, следит за подготовкой ответов и соблюдением регламента времени. Рекомендации по выполнению заданий:
Работай в паре сообща.
Распределите обязанности внутри пары.
Если вы затрудняетесь дать ответ, обращайтесь за помощью к учителю.
Придумайте название «залу», который вы будете представлять.
Подготовьтесь к роли экскурсоводов. Для этого составьте небольшой рассказ об экспозиции «зала». Для привлечения внимания «посетителей музея» к тем или иным экспонатам используйте в рассказе следующие выражения: «приглашаем посетить…», «вы находитесь в зале…», «обратите внимание…» и т.д.
Аккуратно обращайтесь с натуральными объектами!
Работайте быстро, будьте смелее, у вас всё получится!
Внимательно прослушайте выступление «коллег» - ваших одноклассников, которые будут проводить экскурсии в других «залах» музея.
В конце урока вас ждёт мини – тест по теме «Класс птиц», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.
Желаю успеха!
Карточки – задания для работы в парах.
Карточка № 1.
Цель: повторить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: чучело птицы.
Рассмотрите чучело птицы (например, вороны или чайки). Опишите форму тела, отделы, из которых оно состоит, их особенности.
Рассмотрите органы, расположенные на голове. Ниже глаз (ближе к затылку) найдите скрытые под перьями слуховые отверстия.
Объясните, какое значение в жизни птиц имеют выявленные вами особенности внешнего строения.
Форма и величина клюва птиц связаны с различным способом добывания пищи. Как вы думаете, чем питается эта птица? К какой экологической группе она относится?
Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Карточка № 2.
Цель: повторить особенности внешнего строения перьев, связанные с приспособлением к полёту. Оборудование: набор перьев, ножницы, лупы, схематические рисунки перьев, чучело птицы.
В предложенном вам наборе перьев найдите контурные и пуховые перья.
На контурном пере найдите длинный плотный стержень – ствол, его основание – очин, и мягкие – опахала. Осторожно разрежьте ствол поперёк. Что он представляет собой внутри? Опишите основные свойства пера птицы.
Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. Используя рисунки, опишите их строение. Сравните строение контурных и пуховых перьев. Сделайте вывод о роли пуховых и контурных перьев в жизни птиц.
Используя чучело птицы, определите, какими видами перьев образованы крылья и хвост птицы.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Карточка № 3.
Цель: повторить некоторые особенности жизнедеятельности птиц. Оборудование: гнездо птиц (использовать только брошенное гнездо), скорлупа, карточки с цветными рисунками или фотографиями гнёзд разных видов птиц, таблица для определения птичьих гнёзд с описанием состава гнездового материала.
Рассмотрите выданное вам гнездо. Изучите материал, из которого оно выполнено.
Используя определительную таблицу, выясните, какому виду птиц принадлежит это гнездо.
Рассмотрите скорлупу. Используя рисунки и фотографии, определите, какой птице она принадлежит.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Таблица для определения птичьих гнёзд.
Вид птицы.
Состав гнездового материала.
Каменка.
Гнездо свито грубо и рыхло из сухих стебельков трав, мха и корешков, внутри выстлано шерстью, перьями, конским волосом. Кладка состоит из 4 – 7 яиц зеленовато-голубого цвета.
Воробей.
Гнездовое помещение забито травой, верёвочками, паклей, шерстью, перьями и другим материалом. Кладка до 10 яиц светлой окраски.
Трясогузка.
Гнездо имеет вид неглубокой чаши, стенки которой сложены рыхло и небрежно из полусгнивших и размочаленных стеблей и листьев растений. Лоток свит из шерсти животных и конского волоса. Кладка из 5 – 6 яиц, покрытых светло-серыми пятнышками.
Синица большая.
Её гнездо из тонких веточек, корешков, сухих стеблей, мха, лишайников, а так же растительного пуха, перьев, клочков шерсти, коконов и паутины пауков. Лоток выстлан конским волосом, мягкой шерстью и мягкими перьями. Кладка из 9 – 15 яиц светлой окраски.
Карточка № 4.
Цель: выявить значение птиц в природе и жизни человека. Оборудование: таблицы «Птицы леса», «Птицы садов и парков», «Охрана птиц и их гнездовий», «Редкие и исчезающие птицы России», Красная книга России, Красная книг Амурской области.
Рассмотрите внимательно таблицы. Определите суть и содержание данных таблиц.
Составьте небольшой рассказ о значении птиц в природе и жизни человека.
По материалам Красных книг назовите несколько птиц находящихся на грани исчезновения. Выделите места их обитания. Укажите меры, которые принимает человек по сохранению и восстановлению численности их птиц.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
Этап закрепления изученного материала.
Учитель объявляет об открытии Орнитологического музея и вывешивает вывеску «Орнитологический музей» на доску. Представители команд поочерёдно приглашают «посетителей» а «залы» музея. Учащиеся внимательно слушают выступления экскурсоводов, которые демонстрируют изученные экспонаты, натуральные объекты, рассказывают об особенностях птиц. Ребята могут дополнять выступления друг друга, а после окончания экскурсии анализируют их работу.
Этап обобщения выполненных заданий. Учитель просит ребят вспомнить цель урока и ответить на вопрос: «Как по-вашему, достигли ли мы её?». Далее учащиеся формулируют выводы в соответствии с темой урока, какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц связаны а приспособлением к полёту?
Форм тела округлая.
Передние конечности видоизменены в крылья.
Перьевой покров придаёт птицам обтекаемую форму тела.
Отсутствие зубов облегчает вес птицы.
Скелет прочный и лёгкий, большинство костей полые.
Грудин имеет высокий киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, приводящие в движение крылья.
Органы пищеварения приспособлены к обильному питанию и обеспечивают быстрое переваривание пищи. Это связано с большими энергозатратами во время полёта, а также на поддержание высокой температуры тела.
После этого учащиеся выполняют мини-тест по теме «Класс птиц».
Выберите признак характерный только для птиц: А) питаются разнообразной пищей; Б) откладывают яйца в известковой скорлупе; В) имеют перьевой покров; Г) холоднокровные животные;
Киль на грудине птиц: А) способствует «рассеканию» воздуха при полёте; Б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;В) способствует хождению на двух ногах; Г) не имеет большого значения;
Контурное перо в отличие от пухового пера: А) имеет очин; Б) имеет мягкие опахала; В) состоит из бородок первого порядка; Г) состоит из бородок первого и второго порядка;
Отдел пищеварительной системы, где происходит перетирание пищи:А) ротовая полость; Б) желудок; В) кишечник; Г) зоб;
При строительстве гнезда птицы используют следующие материалы: А) сухую траву; Б) шерсть; В) веточки; Г) все перечисленные материалы;
Итог занятия.
Подводя итог занятия, учитель благодарит ребят за совместную работу и интересно проведённую экскурсию
Предлагаю вам оценить наш урок – экскурсию: если он вам понравился – поднимите зелёные квадратики, что означает, мы можем двигаться дальше. Если вам неуютно или вы что-то не поняли – поднимите красный квадратик, что означает «требуется остановка».
Проведём взаимопроверку мини-тестов (ответы и критерии оценок учитель вывешивает на доску: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»). Затем сложите командный результат с личным результатом теста и разделите на два – так получается итоговая оценка.
Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает стихотворение о птицах.
Домашнее задание: Творческое задание – составить кроссворд по теме «Птицы нашего края».