От первого лица (ролевая игра учащихся по басне Крылова «Стрекоза и муравей» и обсуждение басни - учащиеся высказывают свои мнения, сопоставляя с фактами).
Прав ли баснописец Крылов об образе жизни стрекозы?
(Попрыгунья стрекоза).
Факты говорят сами:
А) в неволе за 1 час съедает 40 мух.
Б) за быстроту, стремительность, ловкость их называют «чёртовы стрелы», «небесные коньки».
В) 2 группы глаз – одни видят чёрно-белое, другие – цветное.
2. Как развивается стрекоза?
3. Каков состав семьи муравьев?
4. Чем питаются муравьи?
5. Каков тип развития муравьев?
6. Каково значение муравьев в природе
А) ограничивают численность населения вредителей.
Б) участвуют в почвообразовании.
7. мероприятия по охране муравьев:
А) создание микрозаповедников.
Б) искусственное расселение муравьев.
В) защита муравейников.
IV. Порешаем? (мозговой штурм).
1. Пчела за 1 минуту может посетить 12 цветков.
А) сколько цветков она посетит за 12 часов?
Б) сколько цветков посетит семья медоносной пчелы, состоящей из 100 000 особей, если сбором нектара заняты 60 % особей?
Решение:
А) 12 ч = 720 минут
720 * 12 = 8 640 цветков
Одна пчела посещает за 12 часов 8640 цветков.
Б) 100 000 – 100 %
X – 60 %
X = 60 000 пчёл
60 000 * 8640 = 518 400 000 цветов.
V. «А погоду вы на завтра, не хотите ли узнать?» (Живые приборы).
Рассказы учащихся о живых барометрах природы.
VI. Играйте с нами!
Кроссворд. (Разгадование кроссворда)
VII. Проще простого!
Вопросы:
Что называют инстинктом?
Назвать типы развития насекомых и сколько фаз проходят оба типа.