Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир Природы»
«ПУТЕШЕСТВИЕ в мир ПРИРОДЫ»
8 класс
Образовательные задачи: Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий. напомнить о мерах предосторожности при сборе грибов.
Воспитательные: Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности команды, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.
Развивающие: Продолжить формирование умения учащихся работать в коллективе, согласованно выполнять предложенные задания, объяснять, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Обучающиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает «Путевой лист», где будут выставлять баллы, заработанные на «станциях». Максимальное количество – 3 балла, минимум – 0 баллов. Баллы выставляют организаторы «станции». На пребывание на одной «станции» отводиться 10-12 минут.
«Станция «Животные»
Оборудование:Табличка с названием царства «Животные», рисунки животных для оформление кабинета, комплект заданий.
Ход мероприятия на «станции»:
I Представление станции (3-4 мин.)
Команда заходит в класс и знакомится с царством «Животные»:
Ребята по очереди раздают задания.
Задание №1
Девочка:Определите, сколько животных объединилось в этом существе (показывает рисунок небывалого животного)?
После этого баллы выставляются в путевой лист команды, команда в свою очередь, ставит свою оценку ребятам за подготовку конкурсов на «станции», оценивая: оформление, было ли им интересно, как все было организовано.
Станция: «Бактерии»
Оборудование: рисунки «Бактерии», пакеты молока, кефира, ряженки, гнилые овощи, фрукты; одежда для «судьи», «защитника» и «обвинителя»
Ход мероприятия.
За столом – секретарь и два заседателя (в черных шляпах и черных мантиях). По обе стороны стола сидят друг против друга обвинитель и защитник, пострадавшие.
В кабинет входит команда – участники игры, выступающие в качестве свидетелей со стороны защиты свидетели.
Секретарь. Встать! Суд идет! (Все встают. Входит судья. Все садятся.)
Судья.Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие. Сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель. В 590 г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV в. улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн человек. В 1848 г. в Петербурге была большая эпидемия холеры. Ее завез в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа! Якуты называли проказу «ленивая смерть». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают брови и ресницы. Болезнь может длиться десятки лет. Больной организм медленно и неуклонно разрушается, и затем наступает смерть. Требую судить возбудителей этих страшных болезней и строго наказать, изгнав из Природы! Ваша светлость в зале есть свидетели и пострадавшие. Прошу их выслушать!
Домохозяйка.У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!
Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды – токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, – вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу. Я требую наказать бактерии.
Судья.Суд учтет ваши показания. Слово предоставляется защите.
Защитник бактерий. Ваша светлость, есть множество фактов, доказывающих огромную роль бактерий в природе, В зале также присутствуют люди, имеющие свои доводы в пользу сохранения этого царства в ПРИРОДЕ. Заслушаем их.
Судья.Слово предоставляется свидетелям со стороны защиты.
Команда имеет право посовещаться 1 минуту и выдвинуть факты, доказывающие положительную роль бактерий в природе.
Защитник бактерий.Таким образом, я поддерживаю своих свидетелей. Во-первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и, в итоге, они являются санитарами. Во-вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить – так их можно уберечь от вредных бактерий.
В-третьих, бактерии обогащают почвуазотоми минеральными веществами. В-четвертых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных. Наконец, в-пятых, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целыезалежиполезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.
Судья.Суд учтет ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.
Бактерии.Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние живые существа на Земле. А также и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мертвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.
Суд удаляется на совещание.
Секретарь.Встать! Суд идет!
Судья.Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение.
1. Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виновными.
2. Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.
3. Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.
4. Учитывая все черные делаболезнетворныхбактерии, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века, а также вызывающих заболевания дифтерией, туберкулезом,ангиной, воспалением легких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Ученым надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними. Они подлежат самому строгому контролю! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
»
Станция «Грибы»
Оборудование: на столах – «полянках» гербарные экземпляры спорыньи, головни, гриба-трутовика, раствор дрожжей, хлеб, покрытый плесневым грибом, муляжи шляпочных грибов; на девочках головные уборы (шляпки - «мухоморы» из бумаги); корзинка.
Ход мероприятия.
Команда входит под музыку песни «Мухоморы». «Лесник» встречает их и указывает место, где необходимо встать. Девочки в шляпках «мухомора» исполняют короткий танец (1минута).
Мухоморы и Лесник (хором): Добро пожаловать в царство Грибов!
Лесник:Здравствуйте, я лесовичек!
Старый дед, грибок-сморчок.
Вот друзья мои грибочки –
Очень классные дружочки.
Приглашаю я вас в лес,
На лесной полянке –
Вы, команда, постарайтесь
И с заданием справляйтесь!
А потом дайте ответ:
Что съедобно, а что нет?
Добро пожаловать на первую полянку «Грибное разнообразие»
Команда подходит к первой поляне (стол) «Грибное разнообразие». Их встречает «Мухомор». На столе лежат разные представители грибов, а также мхи, водоросли, лишайники.
Мухомор:Мир грибов обширен и разнообразен. Ну, что общего между пламенеющим мухомором и зеленой плесенью, выросшей на забытой в хлебнице корочке хлеба, пакетом дрожжей, серой гнилью на клубне картофеля? А общие признаки есть! Назовите признаки, которые объединяют всех представителей в царство Грибы.
Команда совещается и отвечает.
Вот вам следующее задание. На столе лежат различные представители царства грибов. Но сюда попали случайно представители и другого царства. Укажите их.
Команда отвечает (мох, лишайник, водоросль).
Вы с моими заданиями справились. Теперь отправляйтесь на полянку «Базидиомицетовые грибы», где вас встретит моя сестра «Мухомор».
Команда переходит к другому столу - «Базидиомицетовые грибы».
Мухомор:Добро пожаловать на мою полянку. На ней растет много грибов. Соберите в свою корзинку (подать корзинку) только те грибы, которые можно употреблять в пищу. Не спешите на грибной полянке, будьте осторожны и внимательны. Желаю удачи.
После того как команда «соберет» грибы, их направляет «мухомор» к другой «полянке». А теперь направляйтесь в «Пункт приема», там посмотрят содержимое корзинки.
Команда двигается к другому столу «Пункт приема». Их приветствуют два «мухомора».
Мухоморы (хором): Мы приветствуем вас, давайте вашу корзинку.
Проверяют корзинку один из них. В это время другой сообщает задание команде:
- Съедобные грибы употребляют в пищу. Но даже съедобными грибами можно отравиться. Чтобы этого не произошло, следует соблюдать определенные правила сбора и приготовления грибов. Какие вам известны?
Ответ: Правила сбора грибов: Не знаешь гриб – не бери. Не покупай грибы с рук. Не собирай грибы у дорог. Не бери червивый гриб. После сбора грибов помой руки.
После выполнения задания, если останется время, мухоморы предлагают заработать еще балл.
Мухомор:Каникулы Саша и Маша проводили в деревне у бабушки. Бабушка уехала в город по делам. Ребята захотели сделать ей сюрприз. Они собрали грибы возле дороги, и приготовили их. Не дождавшись бабушку, Маша попробовала их. Через час ей стало плохо.
- Как вы думаете, что произошло?
- Как этого избежать?
- Что нужно предпринять в таком случае?
Ответ: 1. Отравление. 2. Необходимо соблюдать правила сбора и приготовления грибов. 3. Обязательно вызвать скорую помощь.
После того как команда прошла все испытания, учитель сообщает:
С заданиями вы справились, мы вас оценили. А теперь я попрошу дать оценку «мухоморам» и «лесовичку».
Желаем удачи на других станциях.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Все обучающиеся, участники игры собираются в зале. Руководители игры подсчитывают количество баллов каждой команды.