Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Как называется наша Родина? Да, мы с вами живём в Омске, для нас он родной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природа родного края»
Министерство труда и социального развития
Казенное учреждение Омской области
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Занятие
"Природа родного края"
Составила: специалист по реабилитационной работе
Пивень Т.В.
г. Омск
2020г.
Цель занятия:Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Задачи:
Обобщить знания о родном крае, помочь увидеть его красоту и неповторимость.
Развивать внимание, память, расширить кругозор.
Воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь к природе родного края, экологическую культуру.
Ведущий:Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Как называется наша Родина? Да, мы с вами живём в Омске, для нас он родной.
Ребенок: Люблю мой край… Как странно это слышать: Ведь каждый человек свой любит край! Но небо здесь синее, солнце выше, И в цвет сирени здесь окрашен май! Дождем и сеном пахнет лето, Зовет прохладою река… А осень золотом одета, Плывут клочками облака. Лыжнею манит вдаль зима, Морозным утром снег хрустит… И выйдет с берегов река – в апреле. Лес весной шумит… Люблю мой край! Я много мест видала, И можно хоть полмира обойти, Но ближе и родней родного края, Я думаю, мне больше не найти!
А.Коблева
Ведущий:Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашему краю. Наша задача, вспомнить, чем богато Омское Прииртышье, поближе познакомиться с природой родного края.
Наша Родина – на карте России занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Ведущий:Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Ребята, в чем вы видите красоту родного края?
Ведущий: Известно ли вам, что входит в понятие "Родной край"? Чем он отличается от других мест? Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте совершим Путешествие по Родному краю.
Ведущий: Сначала давайте вспомним, а где находится наш Родной край . Омская область находится на Западно-Сибирской равнине. Нашими соседями являются Тюменская, Томская, Новосибирская области и Северный Казахстан.
Ведущий:А знаете ли вы, какие реки протекают в Омской области? По территории нашего края протекает крупнейшая река - Иртыш.
Отличительной чертой всех рек является то, что все они несут чистую воду, которую можно использовать для нужд человека.
Ведущий: Наш край богат реками, но не меньше и озер. Очень много в нашей области красивейших озёр-Данилово, Щучье, Салтаим, Ик, Теннис.
Долго ли коротко шли мы, и попали в гости к дедушке Лесовичку.
Лесовичок: Добрый день, ребята.
Ведущий: Здравствуй, Лесовичок. Мы с ребятами хотим больше узнать о родном крае. И нам нужна твоя помощь. Мы знаем, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Но ты точно знаешь о березах больше всех. Поделись своими знаниями с ребятами!
Лесовичок:Березы - это деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 1,50 м., а некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Белый цвет коре придает особое вещество - бетуллин. Живет береза 100-120 лет. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - Береста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота). Берёсту использовали для изготовления лодок и сооружения жилищ - чумов.
Это стройное белоствольное дерево - символ России. "Деревом об четыре дела" испокон называют березу в народе. Она используется для строительства, как топливо, а самое главное - лечила и лечит людей от многих заболеваний. Медицина издревле использует почки березы, листья и сок. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб (чагу). С ней связаны народные приметы: Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.
Ведущий: Спасибо, Лесовичок. Много интересного мы услышали. А теперь скажите, ребята, в этой загадке о каком дереве говорится?
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Дети: Береза.
Лесовичок: Правильно. А вот эта загадка тоже, наверное, о березе:
Никто не пугает, а вся дрожит.
Дети: Нет, это осина.
Лесовичок: Берёза и осина - самые высокие растения местности и образуют верхний ярус лиственного леса. Осина- это стройное дерево высотой до 35 метров, диаметром ствола до метра. Кора ствола гладкая, серая (у молодых деревьев зеленоватая). Листья почти округлые, сверху бледно-зеленые, снизу серо-зеленые. Пластинка листа жесткая и плотная, а черешок очень длинный, сплюснут с боков. При таком черешке лист неустойчив, дрожит при легком дуновении ветерка (отсюда поговорка: дрожит, как осиновый лист). Цветки собраны в повисающие сережки. Цветет осина, как и береза рано весной, до появления листьев.
Лесовичок: Ребята, давайте продолжим путешествие. Сейчас мы познакомимся с растениями, которые растут в подлеске и образуют средний ярус. Отгадайте загадку:
Стоит дерево кудряво, когти волчьи. Кто подойдет, того и обоймет.
Дети: Шиповник.
Лесовичок:Шиповник- многолетнее кустарниковое растение. Растет по опушкам лесов, в оврагах. Цветки крупные, красивые, одиночные, бело-розового цвета, с запахом розы. Цветет в июне-июле, после чего лепестки цветов облетают и постепенно (к августу-сентябрю) созревают оранжево-красные плоды яйцевидной формы кисловатого вкуса.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, чем полезен шиповник?
Учащиеся: В нем много полезных веществ и витаминов.
Лесовичок: Пойдемте дальше. Этот кустарник всем хорошо известен. Угадайте.
Стоит рядом с нами, смотрит чёрными глазами.
Учащиеся: Смородина
Лесовичок: Вот эта загадка труднее. Как это скучно - сто лет без движенья. В воду глядеть на свое отраженье. Свесила гибкие ветви с обрыва Нежная, тихая, грустная :
Учащиеся:Ива.
Лесовичок:Верно. У неё длинные узкие листочки. Ива тоже лекарственное растение. Лечит простуду. Из неё делают красивые плетёные изделия (посуду, мебель). Я хочу вам показать сейчас ещё одну иву, такую знакомую всем.
Лесовичок: Познакомлю вас с растениями нижнего яруса. Они самые низкие. И зовут их травы. Давайте посмотрим, знаете ли вы их.
Загадка 1. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
Загадка 2. На полянке у тропы он стоит открыто. Крепкий стебель да шипы - вот егозащита. Если схватят молодца - будет драться до конца. (Репейник)
Загадка 3. Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько? Восемь, десять, двадцать, тридцать :Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
Загадка 4. Хотя я и трава, но как бритва остра. (Осока)
Загадка 5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: - Поесть бы кашки : Да вот же кашка! Попробуй, шмелик, в ней сок медовый - Шмелям и пчелам обед готовый. (Клевер луговой)
Загадка 6. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто ни пройдет, всяк поклон подает. (Земляника)
Загадка 7. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива)
Загадка 8. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик)
Загадка 9. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Ведущий: Молодцы ребята, вы так много знаете трав. А какую пользу приносят человеку растения?
Лесовичок: Самое главное все наши растения - это источники кислорода, без которого человек живёт считанные минуты. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человекам. А сколько выделяет 1 гектар леса, целый лесной массив, все леса земного шара!
Ведущий: Тот свой край не любит, кто его природу губит! . Поэтому мы призываем всех вас, беречь леса. Не ломать деревья, защищать их от пожаров!
Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Ребенок: Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем.