Программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Цель программы:
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Природа родного края" »
1)Введение.
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
- экологического воспитания современных школьников;
- формирования бережного отношения к окружающей природе.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на формирование экологически грамотной личности.
Предлагаемая программа занятий факультатива «Природа родного края» направлена на удовлетворение этих требований.
2)Пояснительная записка.
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Цель программы:
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы. Занятия кружка включают кроме теоретического материала, экскурсии, работу по изготовлению гербария, викторины.
Всё это позволит учащимся понять красоту, уникальность природы родного края, необходимость её охраны.
Выполнение практических работ направлено на:
- применение теоретических знаний на практике;
- личные наблюдения учащихся;
- работу с дополнительной литературой.
3) Содержание.
Программа включает в себя курс, состоящий из двух разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.
Программа рассчитана на 17 учебных часов: из них теоретические – 13 часов, практические – 3 часа, экскурсии – 1 час.
Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу или 1 раз в неделю по 0,5 часа. Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
-тесты
-викторины
-творческие задания
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
-будет усвоен весь, предусмотренный программой материал и проведены все практические занятия;
-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
-будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
значение живых организмов в природе и жизни человека;
представителей животного и растительного мира родного края;
содержание Красной книги своей области;
формы охраны природы;
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
вести простейшие наблюдения в природе;
самостоятельно работать с дополнительной литературой;
устно описывать объекты природы;
изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений.
По окончании курса обучения учащиеся должны получить возможность:
научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:
соблюдать правила поведения в природе
Содержание курса.
Вводное занятие (1 час).
Знакомство с новым предметом. Знакомство с новым понятием экология.
Раздел 1.
Растительный мир. Растения родного края. (8ч.)
Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с видовым составом растений Волгоградской области, растениями, занесёнными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Отличительные признаки форм растений. Лекарственные растения. Сорняки. Охрана растений Волгоградской области.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: растения, растения - сорняки, лекарственные растения, растения Красной книги Волгоградской области.
Раздел2.
Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.)
Цели и задачи: усвоить основные понятия раздела. Формировать умение выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных. Формировать умения правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые. Де и как зимуют насекомые. Насекомые Волгоградской области. Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыб. Кочующие, осёдлые и перелётные птицы. Охрана и привлечение птиц. Звери, обитающие на территории Волгоградской области. Охрана животных.
Формы занятий: Беседа, работа с наглядными пособиями, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры.
Основные понятия: Насекомые. Промысловые рыбы. Кочующие, осёдлые, перелётные птицы. Животные.
4)Тематическое планирование.
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего часов
теория
практика
1.
Вводное занятие. Что такое экология?
1
1
Растительный мир. Растения родного края. (8ч.)
2.
Растительный мир. Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений. Растения нашей области.
1
1
3.
Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространения)
1
1
4.
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев.
1
2
3
5.
Травы. Лекарственные растения Волгоградской области.
1
1
6.
Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Волгоградской области.
1
1
7.
Зелёный мир вокруг нас. Викторина. Или экскурсия в Краеведческий музей.
1
1
Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.)
8.
«Мал золотник – да дорог». Насекомые.
1
1
9.
Рыбы, обитающие в реках области.
1
1
10.
Промысловые рыбы, рациональное их использование.
1
1
11.
Птицы – обитатели Волгоградской области.
1
1
12
Птицы осёдлые, кочующие, перелётные.
1
1
13.
Звери, обитающие на территории области.
1
1
14.
Героизм животных, их помощь людям.
1
1
15.
Животные Волгоградской области, занесённые в Красную Книгу. Устный журнал.