Открытый урок по химии "Система химических элементов"
Открытый урок по химии "Система химических элементов"
В методической разработке представлено занятие по химии, предназначенное для студентов 1 курса, осваивающих дисциплину "Химия". Предлагается групповая форма деятельности, обучающиеся в командах выполняют задания, получая баллы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии "Система химических элементов"»
Министерство науки и образования Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»
КОНСПЕКТ УРОКА
ОУП. 07 Химия
1 курс
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Профиль естественнонаучный
УГС 38.00.00 Экономика и управление
Автор:
преподаватель ГБПОУ БАТ
Соловьева А.В.
Безенчук 2024 г
Технологическая карта урока
Тема урока: «Система химических элементов»
Цель: формирование знаний о системе химических элементов и роли Д.И. Менделеева в мировом научном сообществе.
Задачи:
Образовательные:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
Развивающие
-формировать способности студентов к новому способу действий-научить студентов новым способам нахождения знания;
-побудить к поисковой деятельности с различными источниками информации для формирования познавательных умений работы с дополнительной литературой, интернет-технологиями.
Воспитательные
-Воспитывать гражданственность, патриотизм и гордость за отечественную науку.
Планируемые результаты
Личностные:
ЛР 5. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 8. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Метапредметные:
МР 01. Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
МР 03. Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
Предметные:
ПРб 01. Сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
ПРб 02. Владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
ПРб 06. Сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Основные понятия: Периодическая система химических элементов,атомная масса, химический элемент.
Обеспечение урока: проектор, компьютер, раздаточный материал, периодическая система химических элементов (далее ПСХЭ), бланки для вноса баллов.
Ход урока
I Организационный момент. (1-2 минуты)
Приветствие обучающихся, определение их готовности к занятию. Педагог предлагает разделиться на 4 команды.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя: слова академика Овчинникова (текст представлен на слайде) «Имя ….. бессмертно. Мечтательность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания… И пусть будет для нас примером, пусть вдохновляет нас во всех делах на благо Родины и народа, во имя прогресса и мира на земле. Величественная фигура гениального ученого, творца главного закона Современной химии, славного сына и гражданина земли русской, нашего соотечественника ……
О каком учёном идет речь?( Предполагаемый ответ: Д.И. Менделеев).
На уроках мы обсуждали, как Д.И.Менделеев открыл закон и составил таблицу элементов; узнали, в чем состоит значение закона для развития науки. Но личность ученого многогранна, его интересы распространялись и на другие области науки. (На слайде представлен эпиграф – слова Д.И. Менделева)
III. Актуализация знаний.
Один известный философ сказал: «Менделеев… совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту ещё неизвестной планеты Нептун»
О каком научном подвиге Менделеева говорится? (предполагаемый ответ: об открытии Периодического закона и Периодической системы химических элементов).
IV. Первичное усвоение новых знаний
Обучающимся предлагается просмотреть видеоролик о жизни Д.И. Менделеева и его величайших открытиях (https://vk.com/video-205251637_456239042).
Сегодня мы не просто познакомимся с биографией великого человека, но и примем активное участие в обсуждении его научной и творческой деятельности, увидим не только гениального ученого, но и разностороннего человека. Для этого предлагаю посмотреть видеоролик о жизни и великих открытиях нашего соотечественника. После просмотра вы узнаете, почему же Менделеев так и не получил Нобелевскую премию, подробности личной и творческой жизни и получите ответ на главный вопрос, приснилась ли ему таблица химических элементов.
V. Первичная проверка понимания
А сейчас я предлагаю вам закрепить знания, об изученном ранее, и пройти по станциям. (Приложение 1).Команды поочередно проходят от стола к столу и выполняют задания. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Члены жюри (волонтеры) записывают баллы, подводят итоги (Приложение 2).
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Что вам показалось самым удивительным в жизни Д.И. Менделеева? Что узнали нового о жизни великого ученого? Какие открытия он совершил? Развеяли ли вы сегодня мифы об открытиях Д.И. Менделеева?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
В качестве домашнего задания предлагается подготовить доклады о других русских химиках и их вкладе в отечественную науку. (Например, Бутлеров, Ломоносов, Лебедев, Зелинский, Марковников).
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Понравился ли вам такой формат урока? Как бы вы оценили нашу работу по пятибалльной системе?
Заключение
Заветы Д.И.Менделеева
В своих письмах-завещаниях детям, Д. И. Менделеев утверждает мысль, что путь к развитию и в конечном счете к счастью человека лежит через его труд. Правда, трудом ученый называл не всякую работу, а работу осмысленную, сознательную нужную людям. «Труд.... необходимо воспитывает, проявляя терпение, волю».
С юных лет необходимо заниматься самовоспитанием и не отчаиваться, если иногда не хватает волевых качеств. «Приобретайте главное богатство - умение себя побеждать.»
«Главный секрет жизни вот какой: один человек - нуль, вместе - только люди».
Особое внимание ученый уделял учебной деятельности детей.
«Учение - себе, плод учения - другим. Другого смысла нет в ученье, иначе бы его не надо было. Иного завета, лучшего дать не могу. С ним живите, его завещайте»
Менделеев был не только великим ученым, но и общественным деятелем, экономистом, человеком увлекающимся искусством, прекрасным семьянином. И конечно, заветы, написанные им для молодежи более 100 лет назад, актуальны и сейчас. Так давайте постараемся следовать этим мудрым словам.
Список литературы
Фигуровский, Н. А. Дмитрий Иванович Менделеев, 1834-1907 / Н. А. Фигуровский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Наука, 1983. – 287 с. : ил.
Макареня А.А. Д.И. Менделеев и физико-химические науки: Опыт научной биографии Д.И. Менделеева. — М.: Энергоиздат, 1982.
Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей технического профиля : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019
Приложение 1
Станция географическая
Назовите элементы, названные в честь стран
Назовите элементы, названные в честь городов
Назовите элементы, названные в честьуспехов астрономии
Станция «Историческая»
1.При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из какого металла она изготавливалась и где хранилась?
2.Какой металл по праву считается одним из самых древних и ценных металлов, а в представлении алхимиков считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы
3. Какие химические элементы названы именами героев древних мифов и сказаний?
Станция «Народная»
О каких элементах ПСХЭ Д. И. Менделеева идет речь?
Заполните пропуски.
1.Куй …… пока горячо!
2.Слово - ……. , а молчание ……
3. …… в огне закаляется, человек – в нужде
5. Правда дороже …… !
6. Кто живет в добре, тот ходит в …….
Станция «Химическая»
Знаменитые «менделеевские среды».На них собирались ученые, художники, композиторы. Много спорили о науке, искусстве, литературе. Дмитрий Иванович был душой компании. Для разрядки серьезной обстановки он любил удивить, развеселить.
Однажды он объявил: Господа! Курение – вред, и, если кто из вас закурит, я соберу табачный дым в банку».(Показ химического опыта «Дым без огня»)
Опыт «Дым без огня»
В Стеклянный мерный стакан добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты
В чашку Петри добавить пару капель аммиака.
Перевернуть чашку Петри дном в стакан, накрыть его.
Отметить, что наблюдается.
Станция «Менделеев в кино»
1.Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов – это….
2.Должность отца Д. И. Менделеева Ивана Павловича Менделеева – ….
3. Заряженные частицы, это …..
4.Д.И. Менделеев не только выдающийся ученый, но и прекрасный…..
5.Д.И. Менделеев предсказал свойства и существование 3х химических элементов одним из которых является…
6.Любовь Дмитриевна Менделеева вошла в историю не только как дочь выдающегося химика, но и как супруга одного из величайших русских поэтов. Как его звали?
7. Горизонтальные ряды периодической системы называются …..
8.Вокруг ядра движутся …..
9.Какой химический элемент, названный в честь великого русского ученого?