Путешествие в страну химических элементов
Цель. Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения
материала, развивать познавательную активность учащихся, развивать
интерес к предмету, смекалку, эрудицию, логическое мышление, умение
работать с дополнительной литературой, воспитывать чувство
коллективизма.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
портрет Д.И.Менделеева. рисунки, стенгазеты, кроссворды,
выставка рефератов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
1. ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
С. Щипачев
Важнейший закон химии – периодический закон - закон, которому подчиняются все элементы Вселенной. Поэтому периодический закон – это не только основной закон химии. Его открытие начало новую эру в развитии химии, физики, геохимии, астрохимии и многих других наук. Периодическая система химических элементов заставила ученых не только заново изучить уже известные элементы – проверить атомные массы, состав оксидов и др., но и заставила ученых начать поиски новых элементов, существование которых гениально предвидел Д.И.Менделеев. В результате стали известны многие существующие в природе химические элементы, и многие были искусственно получены в результате ядерных реакций. Слова Д.И.Менделеева « Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает» стали пророческими. Химики продолжают открытия новых элементов, а значит и развитие закона.
«… Мир сложен, он полон событий, сомнений и тайн бесконечных и смелых догадок. Как чудо природы является гений и в хаосе этом находит порядок…»
У химиков праздник – день рождения гения и его величайшего открытия. Наш урок мы посвящаем этим знаменательным датам.
2
II И так, наш первый конкурс – домашнее задание.
2
1. Конкурс эмблем.
2. Конкурс сообщений о химических элементах.
3. Конкурс кроссвордов (команды обмениваются кроссвордами)
Пока подводятся итоги домашнего задания, мы продолжаем.
Конкурс для болельщиков «Оцени объем» ( В колбе жидкость яркого цвета –
определить на глаз объем. Победитель зарабатывает балл для команды, за
которую болеет)
4. Загадки о химических элементах.
4.1. Во время поездки в Лондон Д.И.Менделееву подарили весы. Одна чаша этих
весов была изготовлена из золота, а другая – из металла, который в то время
ценился дороже, чем золото. Из какого металла была изготовлена другая чаша
весов? (Алюминий)
4.2. Этот химический элемент алхимики изображали в виде волка с разинутой
пастью. Этим они показывали способность вещества, которое он образует,
растворять металлы, и, в частности золото. Так, растворение этим веществом
золота, алхимики изображали в виде волка, пожирающего царя. (Сурьма
(стибий))
« Химическая минутка» - Ведущий проводит опыт «Как обесцветить радугу?»
(в химических стаканах налиты растворы по цветам радуги. Ведущий быстро все сливает в один стакан и образуется бесцветный раствор. В стаканах налиты: красный- кислый раствор метилового оранжевого; желтый- щелочной раствор метилового оранжевого; оранжевый- нейтральный раствор метилового оранжевого; зеленый- раствор «бриллиантового зеленого»; синий- щелочной раствор лакмуса; фиолетовый- раствор нейтрального лакмуса. В большом стакане находится раствор хлорной извести.)
5. Химическое поле чудес. (команды получают задание, на доске табло)
5.1. Один из первых известных людям металлов. В переводе с латыни – «аурора»- означает утренняя заря. Основное количество металла сохраняется как валютный металл, мера стоимости.
ЗОЛОТО
5.2. Один из наиболее твердых металлов. Имеет высокую химическую стойкость. Металл, который используется в производстве легированных
3
сталей. Большинство соединений этого металла имеют яркое окрашивание. За эту особенность его название с греческого языка переводится как «краска».
ХРОМ
5.3. Название страны, в которой открыто наибольшее количество элементов (28, К.Шееле – 5 из них)
ШВЕЦИЯ
3
5.4. Российский ученый – энциклопедист, член – корреспондент Петербургской академии наук. Л.А.Чугаев так писал о нем: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в разных отделах химической технологии и других смежных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно российской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве.
МЕНДЕЛЕЕВ
И опять конкурс болельщиков «Что в имени тебе моем?».
(Участник называет элемент, названный в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь стран, городов, континентов, и делает шаг. Кто ушел дальше других, приносит команде балл.)
6. Конкурс капитанов.
( назвавший элемент с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй - 4, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1)
6.1.
- Этот элемент открыли одновременно и независимо друг от друга в XYII в. англичанин Пристли и швед Шееле.
- Входит в состав горных пород и более чем 1000 минералов.
- Составляет 47% массы твердой оболочки Земли.
- Образуется благодаря процессу фотосинтеза.
- В лабораторных условиях его получают нагреванием перманганата калия.
(Оксиген, кислород)
6.2
- Открыл этот элемент в 1766 г английский химик Кавендиш.
- В переводе на русский язык его название означает «рождающий воду
- В наши дни источник тепловой энергии.
- Экологически чистое топливо.
- Образует самый распространенный оксид.
(Гидроген, водород)
6.3
- Это один из семи металлов, известных с глубокой древности.
- Этот металл входит в состав малахита.
4
- Незаменим в электротехнике, по электропроводности занимает второе место среди всех металлов после серебра.
- Целый период в истории человечества назван веком в его честь.
- Царь-пушка и Царь-колокол изготовлены из этого металла.
(медь)
6.4.
- Впервые этот элемент получил в 1811 г. Б.Куртуа.
4
- В 1813 г. Ж.Гей-Люссак дал ему название, которое в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый» - по цвету паров.
- Недостаток этого элемента в живом организме вызывает нарушение обмена веществ.
- Его добывают из золы морских водорослей, например из ламинарии.
- В медицине используется как антисептик.
(иод)
III Подведение итогов
Пока наше строгое жюри подводит итоги, опять конкурс болельщиков.
«Химик – детектив». (Болельщики соперников ведут расследование по периодической системе, затем сами задают вопросы).
- Элементу до завершения четвертого внешнего слоя не хватает 1 е. Назвать
элемент.
- пятый внешний энергетический уровень элемента полностью завершен.
Назвать элемент.
- Валентность элемента третьего периода в высшем оксиде равна 5.
Назвать элемент.
- Элемент седьмого периода относится к семейству щелочных металлов.
Назвать элемент.
IV Слово жюри