kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в страну химических элементов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в страну химических элементов

Цель. Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения 

           материала,  развивать познавательную активность учащихся, развивать

           интерес к предмету, смекалку, эрудицию, логическое мышление, умение

           работать с дополнительной литературой, воспитывать чувство

           коллективизма.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

                         портрет Д.И.Менделеева. рисунки, стенгазеты, кроссворды, 

                         выставка рефератов.

 Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ХОД УРОКА

1.                             ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА

                           Другого ничего в природе нет

                           Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

                           Все - от песчинок малых до планет –

                           Из элементов состоит единых.

                           Как формула, как график трудовой,

                           Строй менделеевской системы строгий.

                           Вокруг тебя творится мир живой,

                           Входи в него, вдыхай, руками трогай.

                                                                          С. Щипачев

Важнейший закон химии – периодический закон - закон, которому подчиняются все элементы Вселенной. Поэтому периодический закон – это не только основной закон химии. Его открытие начало новую эру в развитии химии, физики, геохимии, астрохимии и многих других наук. Периодическая система химических элементов заставила ученых не только заново изучить уже известные элементы – проверить  атомные массы, состав оксидов и др., но и заставила ученых начать поиски новых элементов, существование которых гениально предвидел Д.И.Менделеев. В результате  стали известны многие существующие в природе химические элементы, и многие были искусственно получены в результате ядерных реакций. Слова Д.И.Менделеева « Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает» стали пророческими. Химики продолжают открытия новых элементов, а значит и развитие закона.

«… Мир сложен, он полон событий, сомнений и тайн бесконечных и смелых догадок. Как чудо природы является гений  и в хаосе этом находит порядок…»

У химиков праздник – день рождения гения и его величайшего открытия. Наш урок мы посвящаем этим знаменательным датам.

 

2

II  И так, наш первый конкурс – домашнее задание.

2

1. Конкурс эмблем.

2. Конкурс сообщений о химических элементах.

3. Конкурс кроссвордов (команды обмениваются кроссвордами)

     Пока подводятся итоги домашнего задания,  мы продолжаем.

   Конкурс  для   болельщиков «Оцени объем» ( В колбе жидкость яркого цвета –

   определить на глаз объем. Победитель зарабатывает балл для команды, за

    которую болеет)

4. Загадки о химических элементах.

4.1. Во время поездки в Лондон Д.И.Менделееву подарили весы. Одна чаша этих

       весов была изготовлена из золота, а другая – из металла, который в то время

       ценился дороже, чем золото. Из какого металла была изготовлена другая чаша

       весов? (Алюминий)

4.2. Этот химический элемент алхимики изображали в виде волка с разинутой

       пастью. Этим они показывали способность вещества, которое он образует,

       растворять металлы, и, в частности золото. Так, растворение этим веществом

       золота, алхимики изображали в виде волка, пожирающего царя. (Сурьма

       (стибий))

« Химическая минутка» - Ведущий проводит опыт «Как обесцветить радугу?»

(в химических стаканах налиты растворы по цветам радуги. Ведущий быстро все сливает в один стакан и образуется бесцветный раствор. В стаканах налиты: красный- кислый раствор метилового оранжевого; желтый- щелочной раствор метилового оранжевого; оранжевый- нейтральный раствор метилового оранжевого; зеленый- раствор «бриллиантового зеленого»; синий- щелочной раствор лакмуса; фиолетовый- раствор нейтрального лакмуса. В большом стакане находится раствор хлорной извести.)

5. Химическое поле чудес. (команды получают задание, на доске табло)

5.1. Один из первых известных людям металлов. В переводе с латыни – «аурора»- означает утренняя заря. Основное количество металла сохраняется как валютный металл, мера стоимости.

ЗОЛОТО

5.2. Один из наиболее твердых металлов. Имеет высокую химическую стойкость. Металл, который используется в производстве легированных

3

 сталей. Большинство соединений этого металла имеют яркое окрашивание. За эту особенность его название с греческого языка переводится как «краска».

ХРОМ

5.3. Название страны, в которой открыто наибольшее количество элементов (28,  К.Шееле – 5 из них)

ШВЕЦИЯ

3

5.4. Российский ученый – энциклопедист, член – корреспондент Петербургской академии наук. Л.А.Чугаев так писал о нем: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в разных отделах химической технологии и других смежных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно российской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве.

МЕНДЕЛЕЕВ

И опять конкурс болельщиков «Что в имени тебе моем?».

 (Участник называет элемент, названный в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь стран, городов, континентов, и делает шаг. Кто ушел дальше других, приносит команде балл.)

6. Конкурс капитанов.

( назвавший элемент с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй - 4, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1)

6.1.

  1. Этот элемент открыли одновременно и независимо друг от друга в XYII в. англичанин Пристли и швед Шееле.
  2. Входит в состав горных пород и более чем 1000 минералов.
  3. Составляет 47% массы твердой оболочки Земли.
  4. Образуется благодаря процессу фотосинтеза.
  5. В лабораторных условиях его получают нагреванием перманганата калия.

(Оксиген, кислород)

6.2

  1. Открыл этот элемент в 1766 г английский химик Кавендиш.
  2. В переводе на русский язык его название означает «рождающий воду
  3. В наши дни источник тепловой энергии.
  4. Экологически чистое топливо.
  5. Образует самый распространенный оксид.

          (Гидроген, водород)

6.3

  1. Это один из семи металлов, известных с глубокой древности.
  2. Этот металл входит в состав малахита.

4

  1. Незаменим в электротехнике, по электропроводности занимает второе место среди всех металлов после серебра.
  2. Целый период в истории человечества назван веком в его честь.
  3. Царь-пушка и Царь-колокол изготовлены из этого металла.

(медь)

6.4.

  1. Впервые этот элемент получил в 1811 г. Б.Куртуа.

4

  1. В 1813 г. Ж.Гей-Люссак дал  ему название, которое в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый» - по цвету паров.
  2. Недостаток этого элемента в живом организме вызывает нарушение обмена веществ.
  3. Его добывают из золы морских водорослей, например из ламинарии.
  4. В медицине используется как антисептик.

                 (иод)

III  Подведение итогов

 

Пока наше строгое жюри подводит итоги, опять конкурс болельщиков.

«Химик – детектив». (Болельщики соперников ведут расследование по периодической системе, затем сами задают вопросы).

- Элементу до завершения четвертого внешнего слоя не хватает 1 е. Назвать

   элемент.

- пятый внешний энергетический уровень элемента полностью завершен.

    Назвать элемент.

- Валентность элемента третьего периода в высшем оксиде равна 5.

    Назвать элемент.

- Элемент седьмого периода относится к семейству щелочных металлов.

            Назвать элемент.

IV Слово жюри

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну химических элементов»

Путешествие в страну химических элементов

Цель. Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения

материала, развивать познавательную активность учащихся, развивать

интерес к предмету, смекалку, эрудицию, логическое мышление, умение

работать с дополнительной литературой, воспитывать чувство

коллективизма.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,

портрет Д.И.Менделеева. рисунки, стенгазеты, кроссворды,

выставка рефератов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


ХОД УРОКА


1. ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

С. Щипачев

Важнейший закон химии – периодический закон - закон, которому подчиняются все элементы Вселенной. Поэтому периодический закон – это не только основной закон химии. Его открытие начало новую эру в развитии химии, физики, геохимии, астрохимии и многих других наук. Периодическая система химических элементов заставила ученых не только заново изучить уже известные элементы – проверить атомные массы, состав оксидов и др., но и заставила ученых начать поиски новых элементов, существование которых гениально предвидел Д.И.Менделеев. В результате стали известны многие существующие в природе химические элементы, и многие были искусственно получены в результате ядерных реакций. Слова Д.И.Менделеева « Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает» стали пророческими. Химики продолжают открытия новых элементов, а значит и развитие закона.

«… Мир сложен, он полон событий, сомнений и тайн бесконечных и смелых догадок. Как чудо природы является гений и в хаосе этом находит порядок…»

У химиков праздник – день рождения гения и его величайшего открытия. Наш урок мы посвящаем этим знаменательным датам.


2

II И так, наш первый конкурс – домашнее задание.

2

1. Конкурс эмблем.

2. Конкурс сообщений о химических элементах.

3. Конкурс кроссвордов (команды обмениваются кроссвордами)

Пока подводятся итоги домашнего задания, мы продолжаем.

Конкурс для болельщиков «Оцени объем» ( В колбе жидкость яркого цвета –

определить на глаз объем. Победитель зарабатывает балл для команды, за

которую болеет)

4. Загадки о химических элементах.

4.1. Во время поездки в Лондон Д.И.Менделееву подарили весы. Одна чаша этих

весов была изготовлена из золота, а другая – из металла, который в то время

ценился дороже, чем золото. Из какого металла была изготовлена другая чаша

весов? (Алюминий)

4.2. Этот химический элемент алхимики изображали в виде волка с разинутой

пастью. Этим они показывали способность вещества, которое он образует,

растворять металлы, и, в частности золото. Так, растворение этим веществом

золота, алхимики изображали в виде волка, пожирающего царя. (Сурьма

(стибий))

« Химическая минутка» - Ведущий проводит опыт «Как обесцветить радугу?»

(в химических стаканах налиты растворы по цветам радуги. Ведущий быстро все сливает в один стакан и образуется бесцветный раствор. В стаканах налиты: красный- кислый раствор метилового оранжевого; желтый- щелочной раствор метилового оранжевого; оранжевый- нейтральный раствор метилового оранжевого; зеленый- раствор «бриллиантового зеленого»; синий- щелочной раствор лакмуса; фиолетовый- раствор нейтрального лакмуса. В большом стакане находится раствор хлорной извести.)


5. Химическое поле чудес. (команды получают задание, на доске табло)

5.1. Один из первых известных людям металлов. В переводе с латыни – «аурора»- означает утренняя заря. Основное количество металла сохраняется как валютный металл, мера стоимости.

ЗОЛОТО


5.2. Один из наиболее твердых металлов. Имеет высокую химическую стойкость. Металл, который используется в производстве легированных

3

сталей. Большинство соединений этого металла имеют яркое окрашивание. За эту особенность его название с греческого языка переводится как «краска».

ХРОМ


5.3. Название страны, в которой открыто наибольшее количество элементов (28, К.Шееле – 5 из них)

ШВЕЦИЯ

3

5.4. Российский ученый – энциклопедист, член – корреспондент Петербургской академии наук. Л.А.Чугаев так писал о нем: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в разных отделах химической технологии и других смежных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно российской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве.

МЕНДЕЛЕЕВ

И опять конкурс болельщиков «Что в имени тебе моем?».

(Участник называет элемент, названный в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь стран, городов, континентов, и делает шаг. Кто ушел дальше других, приносит команде балл.)

6. Конкурс капитанов.

( назвавший элемент с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй - 4, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1)

6.1.

  1. Этот элемент открыли одновременно и независимо друг от друга в XYII в. англичанин Пристли и швед Шееле.

  2. Входит в состав горных пород и более чем 1000 минералов.

  3. Составляет 47% массы твердой оболочки Земли.

  4. Образуется благодаря процессу фотосинтеза.

  5. В лабораторных условиях его получают нагреванием перманганата калия.

(Оксиген, кислород)

6.2

  1. Открыл этот элемент в 1766 г английский химик Кавендиш.

  2. В переводе на русский язык его название означает «рождающий воду

  3. В наши дни источник тепловой энергии.

  4. Экологически чистое топливо.

  5. Образует самый распространенный оксид.

(Гидроген, водород)

6.3

  1. Это один из семи металлов, известных с глубокой древности.

  2. Этот металл входит в состав малахита.

4

  1. Незаменим в электротехнике, по электропроводности занимает второе место среди всех металлов после серебра.

  2. Целый период в истории человечества назван веком в его честь.

  3. Царь-пушка и Царь-колокол изготовлены из этого металла.

(медь)

6.4.

  1. Впервые этот элемент получил в 1811 г. Б.Куртуа.

4

  1. В 1813 г. Ж.Гей-Люссак дал ему название, которое в переводе с древнегреческого означает «фиолетовый» - по цвету паров.

  2. Недостаток этого элемента в живом организме вызывает нарушение обмена веществ.

  3. Его добывают из золы морских водорослей, например из ламинарии.

  4. В медицине используется как антисептик.

(иод)

III Подведение итогов


Пока наше строгое жюри подводит итоги, опять конкурс болельщиков.

«Химик – детектив». (Болельщики соперников ведут расследование по периодической системе, затем сами задают вопросы).

-- Элементу до завершения четвертого внешнего слоя не хватает 1 е. Назвать

элемент.

-- пятый внешний энергетический уровень элемента полностью завершен.

Назвать элемент.

-- Валентность элемента третьего периода в высшем оксиде равна 5.

Назвать элемент.

-- Элемент седьмого периода относится к семейству щелочных металлов.

Назвать элемент.

IV Слово жюри















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие в страну химических элементов

Автор: Мельник Валентина Александровна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Путешествие в страну химии "
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "181459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425358993"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное мероприятие по химии "Химический перекресток" "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-khimii-khimichieskii-pieriekriestok"
    ["file_id"] => string(6) "118473"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413140281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока на тему :Систематизация и обобщение знаний по теме: "Химическая связь. Строение вещества." "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-khimichieskaia-sviaz-stroieniie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "103530"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589999"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок химии в 7 классе"Путешествие в страну кислорода" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-khimii-v-7-klassie-putieshiestviie-v-stranu-kisloroda"
    ["file_id"] => string(6) "177594"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424686156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства