kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проекта на уроке биологии в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей естественно-научного цикла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проекта на уроке биологии в 5 классе»

Мастер-класс «Метод проектов»

Цель:

  • Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности обучающихся

  • Показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии проектного обучения;

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии проектного метода, а так же возможные варианты применения его на уроке.

  • Показать практическую значимость проектного метода для организации работы.

  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.

  • Расширение знаний о возможностях использования метода проектов.

  • Вовлечение учителей в проектную деятельность

Китайская пословица гласит:

  • «Скажи мне — и я забуду.

  • Покажи мне — и я запомню.

  • Вовлеки меня — и я научусь».



Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это возможность поделиться опытом по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. Среди них особое место, на наш взгляд, занимают метапредметные результаты. То есть, универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Способность учеников применить в жизни полученные знания и умения. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Как показывает наш опыт, наилучшие результаты формирования метапредметных умений и навыков даёт применение проектной методики в обучении. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.



Китайская пословица гласит:

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня — и я научусь».

Я предлагаю вам сегодня научиться, чтобы запомнить и не забыть. Сегодняшние дети живут в информационном мире и пытаются научиться управлять телевизором, магнитофоном, телефоном, компьютером вне зависимости от готовности материально-технической базы школ, наличия педагогических кадров, доброкачественных приказов. Школьники уже действуют самостоятельно - разучивают рекламные стишки, обмениваются компакт-дисками с играми, выходят в интернет.

Педагоги приятных специальностей - информатики, математики, словесности - включают взаимодействие учащихся с информацией в задачи своих уроков, каковы должны быть главные темы таких уроков? Какой образовательный продукт могут создать дети при взаимодействии с информацией?

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Типология проектов

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские;

  • информационные;

  • творческие;

  • игровые;

  • практические;

  • ознакомительно-ориентировочные;

По предметно-содержательным областям:

  • монопроекты (в рамках одной предметной области);

  • межпредметные.

По количеству участников и характеру контактов в проекте:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • коллективные;

По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные;

  • долгосрочные.

Ход работы над проектом можно представить в виде следующей цепочки действий: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – подведение итогов. А теперь остановимся более подробно на некоторых этапах.

1. Проблема

Задача, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся.

Заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение.

2. Проектирование

Формулировка целей, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта.

«Мозговой штурм»

Предположения по реализации идей проекта.

Определение источни¬ков информации, способов сбора и анализа информа¬ции, способа представления результа¬тов (формы отчета), распределение

. Поиск информации

Интернет, библиотека, журналы, газеты, музеи и т.д.

4. Продукт

Оформление конечных результатов деятельности.

5. Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов, мультимедийная презентация, конференция),

6. Подведение итогов

Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество исполь¬зования источни¬ков, неиспользо¬ванные возмож¬ности, потенциал продолжения, качество отчета.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

По мнению И.С. Сергеева проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт



Учащиеся с удовольствием принимают участие в создании проектов, в этом мы можете убедиться, ознакомившись с работами школьников.

(Показ некоторых работ)

Как сказал мудрец, всё гениальное просто!

1 группа строят модель раст.клетки из бумаг

Задание: сделать модель растительной клетки из цветной бумаги.





2 группа Создают модель клетки из пластилина

Задание: вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами

3 группа Поставить мини спектакль.

Давайте с вами пропутешествуем в невидимый мир вместе с нашими актерами, посмотрим мини спектакль «Портрет клетки».

Оболочка:

«Я – оболочка – клетки граница.
Ее защищаю – врагу не пробиться!
И форму клетки сохраняю
И некоторые вещества пускаю.
Пусть клетка дышит, питается прочно,
А главной частью зовут меня точно!»

Цитоплазма:

«Всю жизнь в движении провожу.
Все сообщаю, все покажу.
И медленно мое движение.
Люблю ведь я веществ круженье.
И вязкая, бесцветная,
Для глаз я незаметная!»

Ядро:

«Правитель мудрый, справедливый
Хозяин в доме и слуга.
Я регулирую движенье,
Процессы роста, синтеза.
Храню секреты информаций,
Но передать ее готов
Своим потомкам и тебе
Не ради прихоти и славы,
А ради жизни на Земле.»

Хлоропласты:

«Мы хлоропласты дружные
Растенью очень нужные.
Когда вокруг светло и ясно
Работать можем мы прекрасно!
И цвет зеленый наш заметен,
И за питание мы в ответе.»

Вакуоль:

«Я – вакуоль, что значит пустота!
Но собираю сок я в клетке.
И по характеру сама я доброта:
Ведь много витаминов несу вам, детки.
И если в клетке я одна –
Значит, выросла она!»



4 группа- готовят микропрепарат кожицы чешуи лука.

С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.



Спасибо за внимание! До новых встреч!









Классификация современных проектов

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

1

2

3

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату


1

2

3

 

Ролево-игровой

Предполагает распределение между участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный (ознакоми- тельно-ориен- тировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска) , способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация

Предметно- ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-

содержательная

область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требующие тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций


1

2

3

Характер

координации

проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно- координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникационный)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно- познавательную деятельность учащихся — партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1—2 мес.)

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до 1 года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проекта на уроке биологии в 5 классе

Автор: Айнуллина Венера Муфаряковна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(59) "sovriemiennyie-tiekhnologii-obuchieniia-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "158221"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421695072"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интегрированный урок биологии и информатики "
    ["seo_title"] => string(46) "intieghrirovannyi-urok-biologhii-i-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "151589"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420725064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства