1. Введение
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе ИКТ.
Цели использования информационных технологий:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Объект исследования: влияние ИКТ на качество знаний учащихся.
Предмет исследования: методы ИКТ
Гипотеза: Если учитель в своей работе использует информационно-коммуникативные технологии, а методика применения отвечает интересам и возрастным особенностям учащихся, то развитие навыков успешной деятельности учащихся ведёт к повышению качества знаний.
Цель: выявить как применение методов ИКТ влияет на повышение качества знаний учащихся.
Задачи:
- изучить литературу по методике ИКТ;
- выявить наиболее эффективные методы;
- провести диагностику по усвоению учебного материала;
- оценить эффективность применения ИКТ на уроках биологии.
2. Теоретическая часть
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Работа с электронными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:
- обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- работать в группе;
- находить информацию в различных источниках;
- формирует коммуникативную компетентность;
- позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) для достижения учебных целей. Я использую показ презентаций, видеофильмов, слайдов на уроках биологии в 6-9-х классах. При обучении, использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков, при проверке знаний, и, самое важное, как мне кажется, во время проведения биологического практикума.
Компьютер может использоваться как средство для создания проблемных ситуаций:
- Отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое на экране явление или процесс. Затем можно посмотреть ещё раз со звуком;
- Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее описание процесса;
- Продемонстрировать явление или процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так.
Также на уроках биологии информационные технологии используют при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся.
При этом решается ещё ряд важных задач:
- Можно составить тесты, которые ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание процессов;
- Повышает объективность оценки ответов;
- Позволяет осуществить индивидуальный подход;
- Сокращает время проверки знаний.
Народная мудрость гласит: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы своё отношение к ним». Так и с контролем знаний: мы не можем изменить содержание, значит нужно постараться и изменить хотя бы форму проведения, сделать её интересной и доступной даже для самых слабых учеников, чтобы дети не ждали опроса домашнего задания как страшного наказания. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов ребятам нравится по многим причинам:
- Они заняты любимым делом – общением с компьютером;
- Они не теряют времени на оформление работы;
- Они легко могут исправить ошибки, и это не будет бросаться в глаза;
- Они быстро получают результат.
В Интернете есть масса программ, которые свободно выложены и предлагаются авторами бесплатно, но их почти невозможно изменить и не всегда они вписываются в формат урока. Поэтому поле для деятельности учителя здесь обширное. Самая востребованная программа в биологии Microsoft Power Point, которая позволяет демонстрировать весь визуальный ряд представителей животного и растительного мира. Неоценима эта программа и в представлении исследовательских работ, так как сейчас везде требуется презентация работы на компьютере.
В проектной деятельности совместно с учащимися мы готовим презентации для конкурса исследовательских работ (при защите проекта). В 2012 году учащийся 8 класса Михайленко Александр занял 3 место в районном конкурсе школьных научно-исследовательских работ в рамках научно-практической конференции юных исследователей с проектом на тему: ««Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»
Сейчас мало просто выполнить работу, нужно ещё грамотно её преподнести, в чём ему во многом помогла грамотно и красочно составленная презентация работы.
Введение
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе ИКТ.
Цели использования информационных технологий:
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Объект исследования: влияние ИКТ на качество знаний учащихся.
Предмет исследования: методы ИКТ
Гипотеза: Если учитель в своей работе использует информационно-коммуникативные технологии, а методика применения отвечает интересам и возрастным особенностям учащихся, то развитие навыков успешной деятельности учащихся ведёт к повышению качества знаний.
Цель: выявить как применение методов ИКТ влияет на повышение качества знаний учащихся.
Задачи:
- изучить литературу по методике ИКТ;
- выявить наиболее эффективные методы;
- провести диагностику по усвоению учебного материала;
- оценить эффективность применения ИКТ на уроках биологии.