СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Организация работы с текстами
Текст – основной источник информации в процессе обучения школьников. Поэтому организация работы с текстом имеет большое значение. Для полного усвоения информации ученики должны понимать смысл прочитанного. Обучение методам работы с текстом дает возможность сформировать у учеников навыки и умения самостоятельного изучения и анализа текста. Кроме того, предложенные методы формируют у учащихся очень важные навыки коммуникации.
Методы для работы с текстом:
1. Метод последовательных вопросов Помогает ученикам вместе прочитать, а
затем осмыслить его. Учащиеся по очереди читают вслух заданный текст по частям.
После прочтения абзаца второй ученик задает вопрос по прочтенной части, а первый
отвечает на него.
Затем они меняются ролями: ученик, задавший вопрос, продолжает
чтение текста, а второй задает вопрос к прочитанному абзацу.
2. Метод поиска основных слов в тексте. Основные слова и словосочетания помогают запомнить учебный материал. С помощью этих опорных слов можно с легкость-
ю воспроизвести основной смысл всего текста. Ученики находят в тексте основные
слова и записывают их на листке бумаги (в тетради). Обычно, основные понятия в
тексте бывают выделены жирным шрифтом (или курсивом). Ключевые слова выбираются для того, чтобы затем раскрыть полную информацию по изучаемой теме.
Опираясь на выбранные слова (словосочетания), учащимся предлагается рассказать ту или иную часть текста. Опорные слова являются основой для устного ответа.
3. Составление вопросов на основе ключевых слов. Этот метод развивает у учащихся навык составления вопросов. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам,
вместе выбирают из текста ключевые слова и записывают их в тетрадь. Из выбранных терминов составляются вопросы, которые записываются на листах среднего
размера. Один из учеников зачитывает вопрос вслух, другой отвечает на него. Если
ответ засчитывается как верный, то его записывают на другой стороне листа. Ответ-
карта может позже использоваться учащимися для проверки своих знаний.
4. Составление плана и вспомогательных схем. Планы и схемы помогают
отделить основную информацию от второстепенной, определить основной смысл
текста, установить взаимосвязь между отдельными частями текста, что позволяет
систематизировать учебный материал. План – это специальная схема для отражения
структурно-смысловой организации текста (последовательность микротем, их связь).
Заполнение таблиц на основе текста. Таблицы позволяют отразить основную
идею изучаемого текста. При работе с текстом могут применяться таблицы нескольких видов: распределение перечисленных объектов, понятий, определений в соответствующие ячейки таблицы, указание наличия или отсутствия того или иного признака у сравниваемых объектов (групп), завершение частично заполненной таблицы по указанному алгоритму и т.п. При работе с текстами, содержащими информацию о каких-либо процессах, по ходу работы возможно заполнение таблицы «Что? Где? Когда? Почему?».
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Учебный проект является одним из видов совместной обучающей и творческой деятельности учащихся. Проекты выполняются самостоятельно либо под руководством педагога. Существуют разные типы проектов. По доминирующему виду деятельности выделяют информационные и исследовательские проекты, по продолжительности – краткосрочные (1 или 2 урока) и долгосрочные (месяц и более).
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными или смешанными (на различных стадиях запланирована как индивидуальная, так и групповая работа). Информационный проект направлен на сбор, анализ, обобщение и представление информации о каком-либо объекте или явлении. Основной целью информационного проекта является формирование у учеников навыков поиска, переработки и представления информации. Поэтому при подготовке информационного проекта целесообразно задействовать максимально возможное количество учеников. При определенных условиях информационный проект может трансформироваться в исследовательский. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Исследовательский проект по структуре напоминает настоящее научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты обычно бывают долгосрочными, их результаты представляются в конце какого-либо большого раздела или курса.
ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценивание является одним из важнейших этапов процесса обучения. Оценивание достижений учащихся должно быть непрерывным, динамическим и прозрачным. В соответствии с предметными куррикулумами оценивание, направленное на улучшение качества образования, становится важным фактором управления им. Для оценивания уровня освоения содержательных стандартов были определены стандарты оценивания. Внутришкольное оценивание включает диагностическое, формативное и суммативное оценивания. Диагностическое оценивание предполагает оценивание начальных знаний и умений учащихся на каком-то этапе обучения по предмету. Диагностическое оценивание, как видно из его названия, – это диагноз, который ставится учащемуся или же всему классу. Этот вид оценивания помогает получить информацию о круге интересов учащихся, их кругозоре, среде проживания. Результаты этого оценивания не фиксируются в официальном документе, а находят свое отражение в тетради для заметок учителя, с ними знакомят классного руководителя, родителей, учителей-предметников.
Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью учащегося, направленной на освоение знаний и навыков, предусмотренных содержательными стандартами, определении и устранении возникающих в процессе обучения проблем. Формативное оценивание не является15 официальным. Оно проводится по критериям оценивания, которые выводятся на основе целей обучения и по содержательным стандартам предмета. Учитель подготавливает рубрики по 4 балльной системе (I – IV уровни) в соответствии с критериями оценивания. В исключительных случаях можно составить рубрики для оценивание по 3- или 5-балльной системе. Результат деятельности учащегося фиксируется в «Тетради учителя для формативного оценивания» римскими цифрами (I, II, III и IV), а в дневнике учащегося – словами. В тетради для формативного оценивания заметки относительно Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью учащегося, направленной на освоение знаний и навыков, предусмотренных содержательными стандартами, определении и устранении возникающих в процессе обучения проблем. Формативное оценивание не является15 официальным. Оно проводится по критериям оценивания, которые выводятся на основе целей обучения и по содержательным стандартам предмета. Учитель подготавливает рубрики по 4 балльной системе (I – IV уровни) в соответствии с критериями оценивания. В исключительных случаях можно составить рубрики для оценивание по 3- или 5-балльной системе. Результат деятельности учащегося фиксируется в «Тетради учителя для формативного оценивания» римскими цифрами (I, II, III и IV), а в дневнике учащегося – словами. В тетради для формативного оценивания заметки относительно Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью учащегося, направленной на освоение знаний и навыков, предусмотренных содержательными стандартами, определении и устранении возникающих в процессе обучения проблем. Формативное оценивание не является15 официальным. Оно проводится по критериям оценивания, которые выводятся на основе целей обучения и по содержательным стандартам предмета. Учитель подготавливает рубрики по 4 балльной системе (I – IV уровни) в соответствии с критериями оценивания. В исключительных случаях можно составить рубрики для оценивание по 3- или 5-балльной системе. Результат деятельности учащегося фиксируется в «Тетради учителя для формативного оценивания» римскими цифрами (I, II, III и IV), а в дневнике учащегося – словами. В тетради для формативного оценивания заметки относительно Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью учащегося, направленной на освоение знаний и навыков, предусмотренных содержательными стандартами, определении и устранении возникающих в процессе обучения проблем. Формативное оценивание не является15 официальным. Оно проводится по критериям оценивания, которые выводятся на основе целей обучения и по содержательным стандартам предмета. Учитель подготавливает рубрики по 4 балльной системе (I – IV уровни) в соответствии с критериями оценивания. В исключительных случаях можно составить рубрики для оценивание по 3- или 5-балльной системе. Результат деятельности учащегося фиксируется в «Тетради учителя для формативного оценивания» римскими цифрами (I, II, III и IV), а в дневнике учащегося – словами. В тетради для формативного оценивания заметки относительно Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ »
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Организация работы с текстами
Текст – основной источник информации в процессе обучения школьников. Поэтому организация работы с текстом имеет большое значение. Для полного усвоения информации ученики должны понимать смысл прочитанного. Обучение методам работы с текстом дает возможность сформировать у учеников навыки и умения самостоятельного изучения и анализа текста. Кроме того, предложенные методы формируют у учащихся очень важные навыки коммуникации.
Методы для работы с текстом:
1.
Метод последовательных вопросов
Помогает ученикам вместе прочитать, а
затем осмыслить его.
Учащиеся по очереди читают вслух заданный текст по частям.
После прочтения абзаца второй ученик задает вопрос по прочтенной части, а первый
отвечает на него.
Затем они меняются ролями: ученик, задавший вопрос, продолжает
чтение текста, а второй задает вопрос к прочитанному абзацу.
2.
Метод поиска основных слов в тексте.
Основные слова и словосочетания помогают запомнить учебный материал. С помощью этих опорных слов можно с легкость-
ю воспроизвести основной смысл всего текста.
Ученики находят в тексте основные
слова и записывают их на листке бумаги (в тетради). Обычно, основные понятия в
тексте бывают выделены жирным шрифтом (или курсивом). Ключевые слова выбираются для того, чтобы затем раскрыть полную информацию по изучаемой теме.
Опираясь на выбранные слова (словосочетания), учащимся предлагается рассказать ту или иную часть текста. Опорные слова являются основой для устного ответа.
3.
Составление вопросов на основе ключевых слов.
Этот метод развивает у учащихся навык составления вопросов.
Учащиеся по очереди читают текст по абзацам,
вместе выбирают из текста ключевые слова и записывают их в тетрадь. Из выбранных терминов составляются вопросы, которые записываются на листах среднего
размера. Один из учеников зачитывает вопрос вслух, другой отвечает на него. Если
ответ засчитывается как верный, то его записывают на другой стороне листа. Ответ-
карта может позже использоваться учащимися для проверки своих знаний.
4.
Составление плана и вспомогательных схем.
Планы и схемы помогают
отделить основную информацию от второстепенной, определить основной смысл
текста, установить взаимосвязь между отдельными частями текста, что позволяет
систематизировать учебный материал.
План – это специальная схема для отражения
структурно-смысловой организации текста (последовательность микротем, их связь).
Заполнение таблиц на основе текста. Таблицы позволяют отразить основную
идею изучаемого текста. При работе с текстом могут применяться таблицы нескольких видов: распределение перечисленных объектов, понятий, определений в соответствующие ячейки таблицы, указание наличия или отсутствия того или иного признака у сравниваемых объектов (групп), завершение частично заполненной таблицы по указанному алгоритму и т.п. При работе с текстами, содержащими информацию о каких-либо процессах, по ходу работы возможно заполнение таблицы «Что? Где? Когда? Почему?».
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Учебный проект является одним из видов совместной обучающей и творческой деятельности учащихся. Проекты выполняются самостоятельно либо под руководством педагога. Существуют разные типы проектов. По доминирующему виду деятельности выделяют информационные и исследовательские проекты, по продолжительности – краткосрочные (1 или 2 урока) и долгосрочные (месяц и более).
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными или смешанными (на различных стадиях запланирована как индивидуальная, так и групповая работа). Информационный проект направлен на сбор, анализ, обобщение и представление информации о каком-либо объекте или явлении. Основной целью информационного проекта является формирование у учеников навыков поиска, переработки и представления информации. Поэтому при подготовке информационного проекта целесообразно задействовать максимально возможное количество учеников. При определенных условиях информационный проект может трансформироваться в исследовательский. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Исследовательский проект по структуре напоминает настоящее научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты обычно бывают долгосрочными, их результаты представляются в конце какого-либо большого раздела или курса.
ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценивание является одним из важнейших этапов процесса обучения. Оценивание достижений учащихся должно быть непрерывным, динамическим и прозрачным. В соответствии с предметными куррикулумами оценивание, направленное на улучшение качества образования, становится важным фактором управления им. Для оценивания уровня освоения содержательных стандартов были определены стандарты оценивания. Внутришкольное оценивание включает диагностическое, формативное и суммативное оценивания. Диагностическое оценивание предполагает оценивание начальных знаний и умений учащихся на каком-то этапе обучения по предмету. Диагностическое оценивание, как видно из его названия, – это диагноз, который ставится учащемуся или же всему классу. Этот вид оценивания помогает получить информацию о круге интересов учащихся, их кругозоре, среде проживания. Результаты этого оценивания не фиксируются в официальном документе, а находят свое отражение в тетради для заметок учителя, с ними знакомят классного руководителя, родителей, учителей-предметников.
Цель формативного оценивания ( на основании инструкции от 2 сентября 2013 года) состоит в наблюдении над деятельностью учащегося, направленной на освоение знаний и навыков, предусмотренных содержательными стандартами, определении и устранении возникающих в процессе обучения проблем. Формативное оценивание не является15 официальным. Оно проводится по критериям оценивания, которые выводятся на основе целей обучения и по содержательным стандартам предмета. Учитель подготавливает рубрики по 4 балльной системе (I – IV уровни) в соответствии с критериями оценивания. В исключительных случаях можно составить рубрики для оценивание по 3- или 5-балльной системе. Результат деятельности учащегося фиксируется в «Тетради учителя для формативного оценивания» римскими цифрами (I, II, III и IV), а в дневнике учащегося – словами. В тетради для формативного оценивания заметки относительно содержания
рубрик и информации об оценках учащихся ведутся произвольно. В конце каждого полугодия учитель на основе формативных оценок в тетради составляет краткое описание результатов деятельности каждого учащегося и сохраняет его в портфолио ученика. Суммативное оценивание – это оценивание достижений ученика на каком-то этапе образования (в конце изучения раздела, в конце учебного года). Оно является надежным показателем уровня усвоения содержательных стандартов. Суммативное оценивание состоит из малого и большого суммативного оценивания. Малое суммативное оценивание (МСО) проводится учителем в конце изучения главы или раздела. Большое суммативное оценивание (БСО) проводится в конце каждого полугодия руководителем школы или учителем, преподающим этот предмет с участием созданной для этих целей комиссии. Результаты суммативного оценивания являются официальными и фиксируются в классном журнале по дате проведения. Годовая оценка ученика рассчитывается на основе следующей таблицы: