Формирование экологических знаний у учащихся на уроках биологии.
Формирование экологических знаний у учащихся на уроках биологии.
Экологическое образование и воспитание человека становится актуальным в последнее время в связи с обострившимися экологическими проблемами. Проведение внеклассных мероприятий способствуют более яркому проявлению личности учащегося, способствуют его духовному самоанализу, развитию, формированию новых подходов во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-учитель». Предлагаю материал для внеклассного мероприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний у учащихся на уроках биологии.»
Формирование экологических знаний у учащихся на уроках биологии.
Учитель Коломыцева Н.А. МОУ «СОШ № 3» , г. Валуйки Белгородской области.
Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства. Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.
Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
«Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции — повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений» — основная цель, которую ставлю я перед школьниками. Из нее вытекают задачи:
воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Как я это делаю? Когда? Приведу пример фрагмента одного из внеклассных мероприятий.
Посмотрите вокруг : какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране». Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Некоторые красивейшие водоемы превратились в сточные канавы, пересохли реки, ручьи…
В природе строгий порядок. Все в ней крепко накрепко связано: живут по строгим законам и растения и насекомые, рыбы, птицы и звери. Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками- злодеями». Попадает и зубастой щуке. А если разобраться, то нет у природы ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, все они важны.
Певец природы писатель М.М.Пришвин обратился к школьникам с такими словами: « Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит, охранять Родину».
В нашей стране ведется борьба за озеленение дворов, где можно сажать деревья и цветы, где озеленяют улицы.
Природа хороша по – своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница Осень!
Ученые разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки загрязняются, и это ведет к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые составили Красные книги. В них перечислены те виды растений и животных, которые исчезли или оказались на грани исчезновения. Ученые активно участвуют в программе о подготовке законов о природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране.
Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатство и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут исчезнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения. Трудно представить себе землю без леса. Лес - чудесное творение природы! Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья, деревья, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выпускают фабрики, заводы, автомобили.
Лес- это легкие нашей планеты… Лес помогает сохранить в почве влагу, без него окончательно пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды, грибы, многие лекарственные растения, живут птицы и звери. Вот почему его надо сохранять и беречь. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды- 5 дней, то без кислорода не более 3 минут.
Все так изранено в лесу
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны
Березу ножиком проткнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из под, коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
В.Кирсанов
Чтобы нормально жить, людям необходимы полезные ископаемые. Ученые подсчитали, что если мы будем использовать природные ресурсы такими темпами, как сейчас, то их хватит ненадолго.
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
М. Дудин
Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа, и она погибнет. Признаки глобальной беды уже налицо, высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площади леса, наступление пустынь, загрязнение водоемов, истощение водных запасов, истребление животных.
Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство- земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботится о ней, умножать ее плодородие. А как люди относятся к своей кормилице- земле?
Они разрушают верхний плодородный слой земли, а чтобы получить большой урожай, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Этим наносят невосполнимый вред земле- кормилице и здоровью людей.
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были с ней добры…
Будь благодарен каждому клочку земли,
Куда ступал ты на веку.
Земля тебе дарует благодать,
Дает тебе все то, что может дать.
На нашей планете тысячи рек, озер. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем из рек и озер воду, используем их как транспортные пути, источники электроэнергии. Людям стало не хватать чистой воды. Вообще воды на Земле много, она занимает большую площадь поверхности планеты, чем суша. Но пресная вода составляет менее 35% от всех водных запасов Земли. Чистой воды стало мало, т.к. реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными отходами предприятия. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти, выливаются из танкеров по неосмотрительности людей. От нее погибает рыба. Природа не успевает очищать воду от загрязнения.
Я не хочу, чтоб рыбка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где плещет резво лодка у причала,
Где теплый ветер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусна вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
В лесу живут « братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы- защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы упрощают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучит мелодия песни «Аист на крыше».
Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные гнездовья.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна-
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
А. Яшин
Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Однажды весной на зеленом лугу
Лосиха с лосенком щипали траву.
Как вдруг из-за сосен, стоящих рядком,
По ним полыхнуло тяжелым свинцом.
Лосиха упала: «Спасайся, беги!
Беги мой детеныш, подкрались враги.
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам!»
Лосенок умчался - попробуй, слови!
Лосиха лежала в багряной крови.
Когда же не будет жестоких людей?
Хочу, чтоб не было их поскорей!
Пусть лоси гуляют на сочном лугу,
И выстрелов взрыва не рвут тишину!
Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 млн. видов. Некоторые насекомые опыляют растения, борются с вредителями леса и другими вредными насекомыми. К примеру, божьи коровки, муравьи уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы - комаров.
Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы- святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу.
Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу.
Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.
Дерево, трава, цветы и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Экологическое образование и воспитание человека становится актуальным в последнее время в связи с обострившимися экологическими проблемами. Проведение таких внеклассных мероприятий способствуют более яркому проявлению личности учащегося, способствуют его духовному самоанализу, развитию, формированию новых подходов во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-учитель».
Задача старшего поколения состоит в том, чтобы не допустить возможные экологические катастрофы. А также сформировать гуманное отношение подрастающего поколения к природе, суметь объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Любой порядок, бережное отношение начинается с дома, с места проживания, с Малой Родины, чтобы сформировать экологические знания к окружающей природе, необходимо привить любовь к своему месту обитания. К окружающим людям и природе, к Родине. Следует этому вопросу уделять систематическое внимание на уроках и мероприятиях.
Литература:
Арский Ю.М. Данилов-Данильян В.И.. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? – М, 1997 г.
Мамедов Н.М. Культура, экология, образование - М, 1996 г.
Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М, 1986 г.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса – Минск, 1999
Болымаков А.П. Экология: занимательные факты и тесты – Санкт-Петербург, 1999г.
Гальперин Т.Я. Методы обучения и умственное развитие – М.: Просвещение, 1995.
Грахова Л.И. Учебно-методическое пособие «В союзе с природой» - М.: 1996
Зерщикова Т.А. Игры для экологического развития детей – М.: Просвещение 1998.
Измайлов Л.В. Экологические экскурсии – М.: Просвещение 1983.
Маркова А.Н., Мотивация учения и её воспитание у школьников – М.: Педагогика, 1983г.
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ – С-Петербург, Акцидент, 1998г.
Мягкова А.Н. Организация учебной деятельности школьников – М.: Просвещение, 1989г.
Мансурова С.Е. Школьный практикум «Следим за окружающей средой нашего города» - Белгород , 2001.
Розенштейн А.М. «Использование средств обучения на уроках экологии» - М.: Просвещение, 1990.
Селевко Г.К. «Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей» - М.: РИПКРО, 1996.
Селевко Г.К., «Современные образовательные технологии» - М.: Народное образование, 1998.
Смирнова В.В. Экологическое образование в школе «Тропинка в природу» - С-Питербург, 2002.