Тема 2.
Система учебно-познавательных задач как средство активизации творческой деятельности учащихся.
Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, то есть использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы действий.
Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и активизацию познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
Как следствие, на помощь педагогу приходят учебно-познавательные задачи, в том числе технологического характера. Подобная система развития выглядит следующим образом:
Школьная практика и современные научные исследования показывают, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Тема 3.
Специфика конструирования учебно-познавательных задач.
Сама по себе учебно-познавательная задача должна обладать определенной структурой, чтобы учащийся мог «разложить» ее на составные элементы из отдельных областей знания. Это подразумевает выполнение задачи в несколько этапов, на каждом из которых доминируют определенные виды действий:
1 этап. Осмысление условия задачи – учащийся должен:
- Осуществить отбор полезной информации.
- Выделить ключевые элементы задачи и их отношения.
- Соотнести известные элементы задачи с неизвестными.
- Распознать известные элементы в различных сочетаниях.
- Зафиксировать условия в виде краткой записи или чертежа.
- Проанализировать второй вопрос задачи на непротиворечивость.
2 этап. Составление плана решения – учащийся должен:
- Сопоставить данную задачу с известными классами задач и выбрать возможный путь решения.
- Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их.
- Сконструировать модели задачи.
3 этап. Осуществление плана решения.
4 этап. Изучение найденного решения.
Данная схема позволит использовать принципы межпредметности в обучении (ведь материал для решения задачи может быть взят из любого школьного курса) и способствует социально-личностному развитию школьника.
Что касается классификации задач, что методисты рекомендуют пользоваться следующей схемой:
Тип задачи
Характер деятельности
Содержание
Стандартные
Репродуктивный
Упражнения на воспроизведение известного, а также учебные задачи, у которых условие четко определено, известен способ решения и его обоснование
Обучающие
Интерпретирующий
Задачи, в которых неизвестен (или плохо определен) один из основных компонентов структуры задачи. Направлены на отработку конкретного учебного действия или алгоритма решения конкретного типа решения задач, применение знаний в стандартной ситуации.
Поисковые
Поисковый
Невозможно решить задачу по готовым алгоритмам, знания нужно применять в новых условиях. Задачи такого типа часто предлагают не единственное решение, а множество вариантов решения.
Проблемные
Исследовательский
Отсутствует алгоритм решения, такие задачи побуждают ученика к поиску ассоциаций, аналогий, самостоятельному конструированию принципов, идей, утверждений, требующих обоснования и доказательства, а также всестороннего исследования всех компонентов задачи и ее решения. Решение проблемной задачи сопоставимо с исследовательской работой, в результате которой, появляется новое знание, новый принцип решения или новый тип задач.
Креативные
Творческий
Характеризуется высокой степенью самостоятельности, активности и творческой деятельности. Этот тип задач предлагает самостоятельное видение и постановку проблем, самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения, конструирования нового способа решения. В процессе решения могут наблюдаться предписания (алгоритм, рекомендация), раскрытие новых сторон изучаемых объектов (событий, явлений), высказывание собственных суждений, оригинальных идей и оценок на основе всестороннего анализа исходных данных.
В качестве методов и принципов обучения, ориентированных на использование учебно-познавательных задач можно привести:
- Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
- Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
- Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
- Метод многомерных матриц. Основан на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
- Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
- Метод открытий. Создаются подвижные группы по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня.
Тема 6.
Учебно-познавательные задачи и развитие самостоятельности.
Задача формирования у школьников самостоятельности является для современной России, едва ли, не одной из самых актуальных. Подрастающее поколение все больше демонстрирует неспособность принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность и искать информацию для аргументации своей точки зрения. С этой целью педагогами была выработана следующая схема развития познавательной самостоятельности, которая должна стать фундаментом для самостоятельности личностной:
В ходе современных педагогических исследований удалось установить, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся должны самостоятельно:
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Каждая учебно-познавательная задача, в идеале, должна соответствовать следующим критериям:
- Условие задачи содержит избыточные данные. Таким образом, ученику предоставляется возможность комбинировать комплекс условий и выбирать наиболее приемлемый для себя вариант решения (как типовой, так и нестандартный).
- В условии задачи недостаточно данных для ее решения или некоторые условия даны в неявном виде (например, ничего не сказано о давлении воздуха, но говорится, что опыт проходит в естественных условиях; прямо не отмечается, но подразумевается постоянство температуры, объема, давления в газовых процессах и т. д.). Необходимо осуществлять поиск недостающих данных, выбирать, сопоставлять их с обозначенными в условии физическими величинами, определять необходимый комплекс величин.
- Возможен комбинированный вариант условия. Для определения искомого в условии имеются избыточные данные (но они не используются в решении или могут направить по неверному пути) и в то же время недостает нужных величин, которые требуются определить самостоятельно.
- Задача допускает несколько вариантов решения (минимум два, например графический и аналитический; дедуктивный и индуктивный; аналитический и синтетический). Исходя из конкретизации условия задачи и собственного опыта ее решения, учащийся находит способ решения (лучше, если он подберет несколько способов и определит наиболее рациональный из них).
- Задача имеет несколько (множество) ответов, обладающих правом на существование. Такое возможно даже в точных науках: если значения физических величин жестко не определены, допускается некоторая вариация данных условий задачи. Сложность для ученика состоит именно в том, чтобы найти все решения (ответы) задачи. Именно с такого рода задачами учащиеся чаще всего не справляются (дают неполное решение).
- Задача содержит возможность переформулирования ее условия, трансформации содержания при сохранении изначального смысла, что стимулирует рождение дополнительных направлений мысли, иного ракурса анализа, необычных аналогий и т.п.