Просмотр содержимого документа
«Структурный анализ урока иностранного языка»
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Этапы
Дидактические задачи
Показатели реального
результата решения задачи
Организация
начала занятия
Подготовка учащихся к работе
на занятиях
Полная готовность класса и
оборудования, быстрое
включение учащихся в
деловой ритм
Проверка
выполнения
домашнего
задания
Установление правильности и
осознанности выполнения
домашнего задания всеми
учащимися, выявление
пробелов и их коррекция.
Оптимальность сочетания
контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля для
установления правильности
выполнения задания и
коррекция пробелов.
Усвоение новых
знаний и
способов
действий.
Обеспечение мотивации и
принятия учащимися цели
учебно-познавательной
деятельности, актуализация
опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к
активной учебно-познавательной деятельности
на основе опорных знаний.
Первичная
проверка
понимания.
Установление правильности и
осознаннотости усвоения
нового учебного материала;
пробелов и неверных
представлений и их коррекция.
Усвоение сущности
усваиваемых знаний и
способов действий на
репродуктивном уровне.
Ликвидация типичных ошибок
и неверных представлений у
учащихся,
Закрепление
знаний способов
действий.
Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий
на уровне применения в
изменённой ситуации.
Самостоятельное выполнение
заданий требующих
применений знаний в
знакомой и изменённой
ситуации.
Обобщение и
систематизация
знаний.
Формирование целостной
системы ведущих знаний по
теме, курсу, выделение
мировозренческих идей.
Активная и продуктивная
деятельность учащихся по
включению части в целое,
классификации и
систематизации, выявлению
внутрипредметных и
межкурсовых связей.
Контроль и
самопроверка
знаний.
Выявление качества и уровня
овладения знаниями и
способами действий,
обеспечение их коррекции.
Получение достоверной
информации о достижении
всеми учащимися
планируемых результатов
обучения.
Подведение
итогов занятия.
Дать анализ и оценку
успешности достижения цели
и наметить перспективу
последующей работы.
Адекватность самооценки
учащегося оценке учителя.
Получение учащимися
информации о реальных
результатах учения.
1 ТИП УРОКА. Изучение новых знаний и первичное закрепление
(изучение новых знаний: лекция, экскурсия, исследование лабораторной работы, практикум).
ЦЕЛЬ: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного
материала.
Осмысление связей и отношений объектов изучений.
СТРУКТУРА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.д.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого
повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длинные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
2 ТИП УРОКА. Закрепление учебных знаний (практикумы, лабораторная работа, собеседование, экскурсия, консультация).
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и их коррекция. Определение границ, т.е.
возможности применения этих знаний.
Пробное применение знаний.
Упражнения но образцу и в сходных условиях с целью выработки умений
безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.
СТРУКТУРА УРОКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ И НАВЫКОВ:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнение на их освоение;
упражнение на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнение на перенос в сходную ситуацию;
упражнение творческого характера; -итог урока;
-задание на дом.
3 ТИП УРОКА. Комплексного применения знаний, умений, навыков
(практикум, лабораторные работы, семинар).
ЦЕЛЬ: Усвоение умений в комплексе применять ЗУН, осуществлять их
перенос в новые условия.
(Актуализация ЗУН для творческого применения.
Обобщение и систематизация знаний, способов деятельности.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Применение ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль ЗУН).
СТРУКТУРА УРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в
стандартных ситуациях -по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в изменённых условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
4 ТИП УРОКА. Обобщение и систематизация знаний (семинар, конференция).
ЦЕЛЬ: Усвоение знаний в системе, установление внутрипредметных и межпредметных связей.
СТРУКТУРА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА.
организационный момент;
вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает знание материала
изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных
и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
5 ТИП УРОКА. Проверка, оценка, коррекция ЗУН учащимися
рефлексии деятельности.
(контрольная работа, школьный коллоквиум, зачёт, общественный смотр знаний, рефлексивный тренинг).
Школьный коллоквиум:
Беседа с учащимися для выявления знаний.
Научное собрание, слушают доклады учащихся. Рефлексивный тренинг - набор упражнений для учащихся:
- учащиеся самостоятельно оценивают свои знания и учащиеся чётко должны за что ставят оценку.
ЦЕЛЬ: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексное их применение. Закрепление и систематизация знаний учащихся. Коррекция ЗУН (ликвидация пробелов) Оценка хода результатов деятельности.
СТРУКТУРА УРОКА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ:
- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать, Просит чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напомните, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи,
примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания
по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и
быть посильными для каждого ученика;
подведите итог урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся,
анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу
над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а
также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Учителю о самоанализе урока.
Образовательная цель урока (например: добиться знания учащимися содержания произведения, умения его анализировать путём выяснения ответа на вопрос).
Воспитательная цель (например: воспитывать патриотизм, формирование системы отношения к Родине, осознание учащимися личной ответственности за сделанный ими выбор).
Развивающая цель (например: развитие монологической речи, развитие сенсорной сферы (чувств, эмоций).
Конечный результат урока достигнут, дети прочитали и поняли произведение.
Тип и форма урока.
Этапы урока соблюдены, многообразны (распределение времени, организационный момент, определение целей и задач урока, разбор произведения - результаты).
Подбор содержания урока - перечислить (всё что на доске и под доской + ТСО)
Изучение нового материала (беседа с элементами инсценировки, сообщения учащихся)
Первичная проверка усвоения знаний (письменная работа в конце урока).
Домашнее задание - перспектива работы.
Оценки за урок, аргументация.
Что наиболее удалось на уроке? В чём учитель видит недостатки?
Какие виды на будущее делает для себя учитель? Какова целевая установка урока (цели, задачи)
Как данный урок связан с другими уроками темы? Были ли отклонения от замысла? Чем они вызваны?
Достигнуты ли цели урока? По каким признакам судит об этом учитель?
Вариант содержания беседы с учителем после посещения урока.
Удовлетворён ли учитель уроком.
Знание учителем реальных возможностей детей данного класса.
Чётко ли учитель понимает задачи и цель урока (формулировка образовательных, воспитательных, развивающих задач урока), умеет ли правильно поставить задачу перед учащимися.
Какие источники использовал учитель в соответствии с содержанием учебного материала (художественную литературу, дидактический материал, периодическую печать и т.д.).
Оптимальность и целесообразность выбора использования наглядных и технических средств обучения.
Как учитель планировал осуществлять дифференциацию обучения и воспитания, осуществление межпредметных связей.
Оценка взаимосвязи задач на различных этапах урока.
Обоснованность выбора типа урока, его структурных звеньев.
Распределение времени этапов в зависимости от избранной структуры урока.
Организация проверки пройденного учебного материала.
11.Рациональность и правильность выбора методов изучения учебного
материала, умение выделить главное в теме урока (применение
опорных сигналов и т.п.). 12. Как учитель осуществлял контроль за усвоением полученных
знаний, умений и навыков учащихся. Обоснованность выставления
отметок. 13.Мировозренческая направленность урока, его воспитательный
Воспитание культуры труда, формирование НОТ учащихся и преподавателя.
16. Как осуществлялся индивидуальный подход к учащимся.
17. Рациональное использование кабинета, обоснованность применения средств обучения.
18.Взаимоотношение учителя и ученика (доброжелательность, тактичность, знание индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)
19. Дифференцированность домашнего задания, его содержание, объём, рациональность, знание о затратах времени на его выполнение.
20. Как учитель исправил отмеченные ранее недостатки и замечания.
Цели урока иностранного языка и способы их достижения
Идея единства обучения, воспитания и развития является исходной идеей любого урока. Подготовка к нему начинается с формулировки целей. Основная цель определяет ход всего урока, все его составные компоненты. В соответствии с ней осуществляется выбор типа урока, его этапов, содержания учебного материала, способов достижения цели. Недостаточно ясное понимание целей урока влечет за собой проблемы, например, с подбором упражнений, выбором форм и приемов обучения и т.д.
Методическое решение проблемы воспитания на уроке реализуется прежде всего в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. К этим факторам относятся:
A) содержание учебного материала, в том числе лингвострановедческие и страноведческие знания;
Б) средства обучения, в том числе аутентичные материалы, которые больше всего могут приблизить учащихся к естественной культурологической среде;
B) формы организации познавательной деятельности;
Г) методы, формы и приемы, которые использует учитель в учебном процессе;
Д) разнообразные формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся;
Е) поддержание у школьников интереса к предмету, формирование стойкой мотивации к изучаемому иностранному языку.
Перечисленные факторы помогают включить каждого ученика в активную учебную деятельность и, конечно, в значительной мере определяют воспитательные возможности предмета.
Немаловажную роль играет также личность учителя, его умение формировать нравственные отношения в классе (между учителем и классом, учителем и отдельными учащимися, а также ребятами между собой).
Нельзя забывать и о развивающем аспекте урока. Развивающие цели урока формируются, исходя из психологических закономерностей обучения иностранному языку. На уроках иностранного языка можно развивать сенсорное восприятие, двигательную, волевую, интеллектуальную, эмоциональную, сферы личности школьника.
В соответствии с этим используются такие формулировки развивающих целей урока:
формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (общеучебные и специальные умения, и навыки, навыки самоконтроля, умения и навыки самостоятельной работы);
формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и
развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности;
развитие учебно-информационных умений и навыков (при обучении
чтению);
развитие коммуникативных умений и навыков (в процессе общения
на языке);
развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых
средств выходить из трудного положения за счет использования
синонимов, перифраза и т.д.).
Таким образом, цели урока не могут быть произвольными, они взаимосвязаны с содержанием того, что будет в поле зрения учителя на данном уроке.
Проиллюстрируем взаимосвязь практических целей урока с содержанием языковых знаний, навыков и коммуникативных умений по четырем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Вид речевой деятельности: чтение. Формулировка практических целей урока. Развитие умения читать.
формирование (совершенствование, развитие) техники чтения вслух или про себя.
развитие умения читать с извлечением основной информации.
развитие умения читать с извлечением полной информации.
4. развитие умения читать с извлечением нужной информации. Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений,
соответствующих данной цели.
Овладение алфавитом, умение устанавливать звуко-буквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением; овладение основными правилами чтения; увеличение оперативной единицы восприятия текста (слог, слово, синтагма, фраза, абзац); овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного (в том числе за счет языковой догадки и умения предвосхищать отдельные грамматические формы и содержание текста); овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, иноязычным и логическим ударением).
Понимание и осмысление главных фактов нормативного несложного художественного, научно-популярного, публицистического, прагматического текста, соответствующего возрастным особенностям и интересам учащихся.
Полное и точное понимание несложного аутентичного и адаптированного текста; умение ориентироваться в лингвистических особенностях изучаемого языка; умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод.
4. Овладение просмотровым чтением, умение прочитать текст по диагонали и выбрать заданную или интересующую информацию.
Вид речевой деятельности: говорение. Формулировка практических целей.
развитие умения говорить (монологическая речь).
развитие умения говорить (диалогическая речь)
Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.
1. Умение подготовить связное высказывание по теме; умение передать прочитанное с опорой на текст; умение кратко передать основную мысль прочитанного (услышанного) с опорой на текст; умение выразить свое отношение к прочитанному, используя речевые клише.
2. Овладение диалогом этического характера, диалогом-расспросом, диалогом-побуждением к действию, диалогом-обменом мнениями, полилогом (способностью к общению в группе).
Вид речевой деятельности: аудирование. Формулировка практических целей урока. Развитие умения аудировать.
Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.
1. Восприятие на слух и понимание речи, предъявляемой учителем или в звукозаписи; умение добиваться понимания партнера с помощью переспроса, просьбы пояснить, перевести, повторить, выразить свою мысль иначе.
2. Восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием и с пониманием основного содержания).
Вид речевой деятельности: письмо. Формулировка практической цели урока.
формирование (совершенствование, развитие) навыков письма как графической системы.
развитие коммуникативных умений письма.
Содержание языковых знаний, навыков и коммуникативных умений, соответствующих данной цели.
Овладение графическими и орфографическими навыками; умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке.
Овладение письмом как средством фиксации звучащей речи; умение письменно оформить и передать элементарную (план прочитанного или прослушанного текста, выписка из текста, короткое поздравление и пожелание, заполнение формуляра, анкеты, написание письма с использованием формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка).
ПОДГОТОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
1. Образовательный аспект цели урока.
1) Сформировать или продолжить формирование знаний
(каких и на каком уровне: репродуктивный, частично репродуктивный, поисковый).
Сформировать предметные умения (см. программу).
Сформировать общеучебные умения и навыки.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся (каких).
2. Воспитательный аспект целей урока.
Формирование основ научного мировозрения (какие).
Формирование качеств личности (какие)
Формирование навыков социального общения ученик - учитель.
Формирование системы отношений к городу, к людям.
3. Развивающий аспект цели урока.
Развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи, усиление коммуникативных свойств речи).
Развитие мышления учащихся с выходом на конкретный
результат обучения (сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать).
Развитие сенсорной сферы (чувств, глазомер, умение ориентироваться в пространстве и т.д.).
Развитие двигательной сферы.
КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОК.
Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок, как основную её форму.
Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос.
1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок - определить его место.
в теме
в общем курсе
и задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
- умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
4. Ответить на вопрос, что дал данный урок для
развития ума, памяти, внимания
- умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения
формирование интереса к данному предмету.
Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока.
Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто на них выступал, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися данного класса, с другими классами.
Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всём его протяжении? Как организована была смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
Основные пути совершенствования урока.
Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
Совершенствование структуры уроков.
Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения.
Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).
Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем.
Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
Использование передового педагогического опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки.