Методика внедрения модуля « Обучение критическому мышлению»
Методика внедрения модуля « Обучение критическому мышлению»
Учитель английского языка
ШГ №94
Садиева Гульнара Сериковна
Методика внедрения модуля Программы
« Обучение критическому мышлению»
в серию последовательных уроков по английскому
языкув 3 классе.
«Imagination is more important than knowledge».
AlbertEinstein
Я хочу начать именно с этой цитаты, что в переводе значит «Воображение , важнее чем знания» потому что , я думаю оно отражает суть обучения критическому мышлению. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития и преподавания и обучения в Казахстане. Оно подразумевает осмысление, оценку, анализ и синтез информации, полученный в результате наблюдения, опыта и размышления, что может послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя).
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика внедрения модуля « Обучение критическому мышлению» »
Учитель английского языка
ШГ №94
Садиева Гульнара Сериковна
Методика внедрения модуля Программы
« Обучение критическому мышлению»
в серию последовательных уроков по английскому
языкув 3 классе.
«Imagination is more important than knowledge».
AlbertEinstein
Я хочу начать именно с этой цитаты, что в переводе значит «Воображение , важнее чем знания» потому что , я думаю оно отражает суть обучения критическому мышлению. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития и преподавания и обучения в Казахстане. Оно подразумевает осмысление, оценку, анализ и синтез информации, полученный в результате наблюдения, опыта и размышления, что может послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя).
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.
Первая стадия – вызов – она позволяет обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме и побудить их к активной работе.
Ученикам я предлагала посмотреть на картины и нужно было ответить на вопросы: Where are the children? What animals can you see? Слушая и читая текст. Многие ученики не могли сразу ответить «где дети», они говорили , что дети в саду, потому что не знали что такое «ферма». Ответить на этот вопрос смогли ученики талантливые и одаренные, т.к. они сами привели пример из своей жизни. Они ездили на страусиную ферму, а кто – то видел ферму за городом.
Вторая стадия – осмысление – даёт новую информацию, позволяет её осмыслить и соотнести с уже имеющимися знаниями.
Ученики читают текст самостоятельно второй раз. После прочтения текста , я объяснила детям слово «Rule» . Услышав слово правило, ученики смогли сказать , где бывают правила: в школе, дома, в команде. Это ученики третьего класса, поэтому здесь говорили на русском языке. На английском могла сказать девочка Вика – одаренная и талантливая.
Третья стадия – рефлексия – позволяет учащимся целостно осмыслить и обобщить полученную информацию, получить новые знания, сформировать собственное отношение к изучаемому, то есть закрепить материал, проверить усвоение. Приёмы технологий формирования критического мышления: инсерт ( система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?), мозговая атака, групповая работа, вопросы Блума , кластеры, синквейн, эссе, сочинение, взаимоопрос , рефлексия и т.д.
При планировании серии последовательных уроков я применяла задания и вопросы для развития критического мышления. Во время изучения нового материала на тему: «Look at all the animals», я начала урок с деления на группы, для того чтобы провести урок в виде диалога. Я решила воспользоваться словами из лексики предыдущего урока приемом «Мозаика». Деление на группы не получилось. В чем была причина? В группе 12 учеников. И 12 карточек. Во время деления 2 девочки остались без карточек. Карточки были разложены на парте и 2 –е учеников взяли по две карточки, хотя им было сказано взять по одной карточке. И соответственно 2-м девочкам не хватило карточек. Видимо дети не поняли задание, потому что ученики с удовольствием составляли мозаику, а двое мальчиков взяли сразу по две , т.к. увидели пиццу, которую хотели сами собрать. Как нужно было сделать? Получился такой казус я думаю, потому что я при объяснении не учла возрастные особенности учеников. Наконец –то разобравшись, сели по группам. Но это не было, я думаю, пустой тратой времени, здесь ученики сами проявили саморегуляцию. Сделали так, как поняли. Если не получилось деление на группы, то получилась игра, которая тоже способствовала созданию коллаборативной среды.
Следующее задание, чтение текста, с воспроизведением звуков животных. Во время этой работы было видно как учащиеся открыто, с радостью и смехом исполняли свои роли. И удивительно, что все ученики знают и могут называть животных и даже звуки, которые они произносят. Ученики очень хорошо справились, прежде всего они между собой распределили роли ,т.е. проявили саморегуляцию, здесь каждый ученик выдвигал свои пожелания, кого он хочет сыграть , а другие поддерживали и в итоге отлично проиграли сценку. Здесь ученики проявили активность , сотрудничества
Провела деление на пары. «Найди свою половинку»- здесь ученики находили слова. Затем, найдя пару, были даны картинки, где нужно было составлять предложения , сравнивая двух животных. И наблюдая, как учащиеся взаимодействуют друг с другом, было замечено что, если 1 из говорящих ошибался , то второй поправлял, старался помочь ,показывая на доску , где есть правило и примеры, ученик понимал свою ошибку и приходил к тому, что сам исправлял ее. Здесь проявились ученики талантливые и одаренные, они консультировали учеников, испытывающих трудность. После каждого этапа проводила рефлексию. Раздавала стикеры, чтобы ответили « Понравилось ли тебе работать в группе или нет» и почему. По ответам учеников приведу пример «Мне понравилось работать в группе, потому что мы вместе дружно выполняли задание». Детям очень нравится командная работа, т.к. ими движет общая идея и любознательности. Ученики сравнивали, анализировали свои работы и ответы.
В диалогическом обучении и в групповой работе у учеников при ответах на вопросы развивается интерес и любознательность, потому что они понимают что учатся друг у друга, и проверяя задания друг у друга, они находят ошибки, которые сообща обсуждают, как нужно сделать правильно. Например, при заполнении предложений, где нужно вставить прилагательное в сравнительной степени, некоторые учащиеся забывают употребить слово «then». Почему это происходит? Или забывают употребить вспомогательный глагол «to be» . Возможно при переводе ученики опираются на русский язык, а там нет вспомогательных глаголов.
Следующее задание при чтении на стадии осмысления я использовала метод «Последовательная логическая цепочка». Этот метод был использован мною в целях работы над текстом для дальнейшего его понимания и применения. Затем найти незнакомое слово, найти в словаре «Rule», после разъяснения слова «правила». Ученики сами смогли рассказать какие они знают правила в школе, т.е , что можно и что нельзя делать, конечно на русском ученики легко говорят, но на английском языке тем не менее смогли несколько учеников составить правила. Прослушав текст , ученикам были заданы вопросы для понимания по таксономии Блума :Что могут приносить дети на ферму? Что могут одеть на ферму ? Как нужно вести себя на ферме и почему? После ответов учащиеся это задание выполняли на плакатах ,применяя прием «Силовое поле». Здесь ученики поделили плакат на 2 колонки, они поняли, что нужно записать что можно делать на ферме, а что нельзя, указали знаками Х -V/ У учеников проявляется критическое мышление, концентрируется мышление и действие в процессе разговора и размышления.
Как для учеников, так и для меня это новизна в обучении, использовании новых методов обучения на уроке английского языка, учащиеся не сразу сумели вовлечься в процесс урока . Поэтому, на данном уроке я дала им возможность формулировать вопросы на русском языке. Так как это третий класс . Им удалось формулировать «тонкие» «толстые» вопросы на русском. Но я уверена, что при постоянном использовании данной методике, нам вместе удастся задавать вопросы на английском языке.
Вопросы высокого и низкого порядка дают возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое критическое мышление. При прохождении данной темы ученикам было дано задание , чтобы сформулировали свое правила , как образуется сравнительная степень прилагательных. Здесь хорошо справилась с заданием Вика. Это одаренная , талантливая ученица в классе.
Модуль обучения критическому мышлению тесно связан с другими с модулями Программы. Взаимооценивание, самооценивание, обучение через диалогическое обучение, работа с одаренными детьми - все эти процессы тесно взаимосвязаны. Поэтому, составляя вопросы и задания для изучения новой темы или повторения изученного или рефлексии и взаимооценивания, на любом этапе урока старалась предусмотреть развитие критического мышления. Оценивание свидетельствует о достижениях ученика, о его развитии. Но только на курсах я узнала, что есть оценивание формативное и суммативное, вернее знала , но так не называли. Формативное оценивание проводится в классе постоянно. Постоянно идет наблюдение за учащимися , как они работают, как взаимодействуют друг с другом, как выполняют домашнее задания.
Во время проведения 4-х последовательных уроков велась постоянная оценка учащихся В течении урока проводилось оценивание не только в конце, как результат, а также проводилось формативное оценивание на разных этапах урока. Например при самостоятельном чтении ученикам нужно было показать цвета светофора на понимание текста. При выполнении разных видов письменных заданий лучшие работы были оценены стикерами «Well done»
В конце каждого урока проводила суммативное оценивание в результате суммирования деятельности учащегося на уроке. При суммативном оценивании учитывалось понимание лексики на каждом уроке. Выставляется отметка «5» , если ученик в течении урока по формативному оцениванию получал отличные результаты, выполнение письменных работ отлично. «4» , если ученик активно выполнял задания, были ошибки при составлении предложении в сравнительной степени, «3» если во время опроса у ученика возникали трудности. Не всегда верно составлял предложения с использованием сравнительной степени, в письменных работах испытывал трудность. Ученики сами записывали свои впечатления об уроке: было трудно, было понятно, было легко, было трудно , но почти справился, уверен , не уверен. Ученик понимая, где он ошибался, делает выводы о том, как улучшить свое обучение. При критическом обучении неуспех, непонимание это не есть наказание, а есть возможность для размышления «Что не получилось?» «Как?» «Почему?».
Во время уроков были заданы вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Побуждающие вопросы Н-р: «Where is the family? What animals do they see? Do they see big animals and small animals? Which animals can the children see? Can the children bring food? При неправильном ответе еще раз повторяла вопрос и немного тянула со временем, т.е. время для обдумывания ответов. И это помогает учащимся подумать и ответить уже правильно. И при правильном ответе поощряются словами «Молодец». Если ученик испытывает трудность при ответе , то обращалась к классу «Кто-нибудь может помочь» . Мое отношение изменилось к постановке вопросов в целях развития мышления детей на более высоком порядке. Так как на практике ученики осмысленно отвечают на данные вопросы. Допустим «Как нужно вести себя в группе». Ученики очень быстро и довольно легко ответили - Нужно слушать друг друга, не перебивать, помогать, уметь договариваться и т.д.
Домашнее задание ученикам дается одинаковое, но дополнительно я даю творческую работу, написать эссе, сочинение, составить кроссворд. Есть ученики, которые сами проявляют желание, предлагая сделать больше чем я задаю, это обычно дети талантливые одаренные, которые любят постоянно идти к сложным заданиям. После первого урока я дала задание по желанию написать эссе «О животных». На следующий урок проверяя работы я увидела, что каждый ребенок старался выполнить на своем уровне, у кого то 2 предложения – это ученики С, более 5 предложении –ученики В, у учеников А – более 10 предложении. Ученики А и В старались не только написать, но и оформить, кто-то выполнил как открытку, а кто-то в виде книги. Лучшие работы это у Вики и у Никиты, они сделали в виде книги с иллюстрациями. Ученики – лидеры они ставят для себя высокие цели и их достигают, потому что они лучше и быстрее понимают, у них всегда есть идеи.
Ученики совершенствуются, проявляют активность, желание помочь другим, проявляют свои лидерские качества, консультируют других учеников, дети со средним и слабым уровнем стараются дотянуться до уровня сильных учеников. Это мотивирует учащихся постоянно идти вперед от простого к сложному. Моя задача помочь им в овладении знаний, контролировать выполнения конкретных заданий, создать благоприятные для этого условия.
Анализируя работу учеников с применением критического мышления, можно было увидеть, как в процессе работы раскрывались дети, у кого то, проявились явные лидерские качества, кто-то научился взаимодействовать с другими, а кто- то переборол в себе страх говорить. Я считаю, что главные качества, развивающиеся в групповой работе это сотрудничество, коммуникабельность и ответственность.
Результаты апробации уроков показало изменение мышления учеников. У них возник интерес, любознательность в обучении. Все это стало продуктивным благодаря новым подходам в обучении и преподавании. Когда ученик сам становится способным добывать знания, проявляет саморегуляцию. т.е. в процессе обучения, ученики, допускают ошибки, то для них эта ошибка становится их ценностью. Только понимая свои ошибки и находя пути для решения их исправления , задавая вопрос «Как» и «Почему» ученики будут успешно достигать отличных результатов в учебе.
В целом критически мыслящие ученики активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств; они скептичны в отношении к визуальным, устным, письменным доказательствам; они открыты для новых идей и перспектив.(из Руководства стр.159).
Используемая литература:
1.Из руководства для учителя : «University of Cambridge Faculty of education»