kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ОБОСНОВАНИЮ И МЕТОДИКЕ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время обучения  на курсах, я узнала, что одним из модулей Программы является «Обучение критическому мышлению». Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления,  как учеников, так и учителей. Критическое мышление преподавателя включает в себя способность критически оценить собственную практику, применять и оценивать новые подходы и методы. Поэтому в период школьной практики, в рамках реализации данного модуля, я поставила перед собой цель: внедрить в учебный процесс приемы  направленные на развитие  критического мышления и оценить их эффективность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ОБОСНОВАНИЮ И МЕТОДИКЕ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ».»

Уваисова Гульсара Жумабаевна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 2 3-го (базового) уровня

Город Павлодар 20.05.2015

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ

ПО ОБОСНОВАНИЮ И МЕТОДИКЕ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ».


Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя стр.145)

Во время обучения на курсах, я узнала, что одним из модулей Программы является «Обучение критическому мышлению». Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Критическое мышление преподавателя включает в себя способность критически оценить собственную практику, применять и оценивать новые подходы и методы. Поэтому в период школьной практики, в рамках реализации данного модуля, я поставила перед собой цель: внедрить в учебный процесс приемы направленные на развитие критического мышления и оценить их эффективность.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом (фото1). Именно приемы перевода текстовый материал в графический позволяют установить уровень понимания изучаемого материала. На первом уроке «Сауыр- Тарбагатай» с целью побуждения интереса использовался и установления отправной точки для обучения использовала прием «Кластер» .


Фото1.Прием «Кластер»

Данный прием, использованный на первом уроке у многих детей вызвал затруднение, хотя и применялся не в впервые. Мы столкнулись с проблемой, что у учащихся недостаточно сформированы умения выделять главное и устанавливать взаимосвязи. Но в рефлексии дети отметили, что они хотят научиться работать более эффективно при составлении кластера. Возник позыв к деятельности, мы обсудили, что неудачи в процессе обучения нормальное явление, главное хотеть преодолеть свои неудачи. Вместе решили, что позднее будем применять данный прием. А это свидетельствует о развитие саморегуляции.

«Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию»

(Руководство, стр. 147). Диалог будет эффективным, тогда, когда правильно сформулирован вопрос. Правильно сформулированный вопрос, задание которые стимулировали мысли, также был помощниками в умении формулировать свои ответы. Для меня было важно убедить своих учеников, в том, что их мнение по любому вопросу значимо, оно принимается во внимание. Так ответ на вопрос- задание, «Эти горы находятся на востоке Казахстана между двумя озерными котловинами, они состоят из двух параллельных хребтов, высшая точка 3816 м., только здесь растет яблоня Сиверса, здесь находится Кендерликское месторождение угля и большие запасы горючих сланцев. Как вы думаете, какую горную систему Казахстана мы будем сегодня изучать?», не только позволил сформулировать правильный ответ, но и выйти на новую тему.

На втором уроке «Жетысуский Алатау», я использовала прием «Корзина идей». Дети, работая вначале индивидуально, потом в паре и группе высказались по теме. Мерсер (2005) также показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. (Руководство для учителя, стр.125) Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме «учитель-ученик». Поэтому на всех уроках использовалась сменная групповая, парная форма работы.

В результате выявилась проблема, мы не пришли к единому мнению, определяя на начальном этапе географическое положение объекта. Эта проблема не только позволила детям сформулировать учебную цель урока, но и сформировала интерес к изучаемой теме.

На третьем уроке, с целью вызова задавала наводящие вопросы. Вопросы помогают развивать критическое мышление, где ученики вместе рассуждают, при этом предоставляется возможность каждому высказывать свои суждения, и совместно принимают решение, генерирование идей.

Поэтому на этапе целеполагания обратила внимание учащихся на слова, которые объединили их в группы. Предложила учащимся обсудить в группе ответ на вопрос «Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?» Дети активно включились в беседу, причем, если кто- то допускал ошибку, его корректно исправляли. Проведенная кумулятивно беседа, позволила выйти на тему и сформулировать цель урока. Проблема, с которой столкнулась при применении этого приема, не все дети включаются в беседу, а на попытку вовлечь их, дают односложный ответ.

«Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников» (Руководство для учителя, стр 137). Поэтому на этапе проверки домашнего задания провела прием «Горячий стул». Были использованы различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников. Простые вопросы — Какой рельеф Сауыр- Тарбагатая?

Уточняющие вопросы- Тянь-Шань- одна из самых крупных горных систем в Азии, потому что… Интерпретационные (объясняющие) вопросы.- Почему Тянь Шань относится к сейсмической зоне? Творческие ( задание)- напишите мини - сочинение «Путешествие по Жетысускому Алатау».

Данный прием помог выявить проблемы в обучении. Не все ученики могли дать, ответ на все вопросы, в основном с заданиями и вопросами высокого порядка, справлялись сильные дети. .Но было положительным даже то, как внимательно слушали ответы другие дети.

Также выявлены у учащихся барьеры в обучении – неуверенность в собственных суждениях.

Для преодоления имеющихся трудностей мне необходимо использовать тренинги «Желаю тебе добра», «Комплименты» , способствующие сплочению ученического коллектива и повышению уровня социального взаимодействия.

На четвертом уроке «Тянь- Шань» для того, чтобы узнать, что учащиеся знают по теме урока на начальной стадии использовала прием критического мышления «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Задание для учащихся заключалось в том, чтобы внимательно в группе изучить две картинки. Найти связь между ними. Обсудить в группах и дать наиболее полную информацию по данной теме, показать результат работы на постере. Пока ребята заняты обсуждением ненавязчиво наблюдаю за процессом, прислушиваюсь к их суждениям. В первой группе учащиеся высказываются по очереди любые предложения в точной и краткой форме. Ведущей мозгового штурма была Наташа. Она узнала одну из картинок. Во второй группе роль генератора идей играл Павел, но аргументы его были не полными. И здесь вторым генератором идей выступала Вероника, она узнала на картинке выдающегося русского географа, изучавшего горы на территории Казахстана. Это говорит о сформированности критических суждений. Не смотря на то, что не было знаний о физико- географическом районе, она смогла найти другие аргументы в пользу изображения. Использование визуальных свидетельств в виде картинок рисунков способствует развитию умения мыслить, анализировать графический материал. Учащиеся в итоге сделали выводы, обменялись мнениями и вышли на тему урока.

Думаю хорошим показателем развития КМ является то, что учащиеся определили важность консультирования с учителем и между собой. Оценили роль способного ученика в паре. Учащиеся научились вести исследовательску беседу.

Над чем еще нужно поработать? Не все дети умеют слушать высказывания товарищей, не все вовлечены в процесс создания банка знаний(не все предлагали возможные варианты ответов), отсутствие навыков говорения, слушания, высказывания своих мыслей по теме урока.

Анализируя проведенные уроки я убедилась в том, что используя активные формы работы, организуя диалогическое обучение позволяет не только мобилизовать детей на стадии вызова, но и способствует развитию навыков критически мыслить, таких как умение наблюдать, анализировать, собирать и группировать доказательства, аргументировать.

Фаза осмысления содержания (realization of mening) или смысловой стадией. На уроках, изучения нового материала, эта фаза занимала наибольшее время. На стадии осмысления, как правило, учащиеся вступали в контакт с новой информацией. Происходила ее систематизация. Ученики получили возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учились формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходило формирование собственной позиции.. Именно данная задача являлась основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания.

На фазе осмысления содержания мои учащиеся выполняли следующие действия. Осуществляли контакт с информацией. Сопоставляли эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентировали свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Обращали внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремились отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

Мои действия как учителя заключались в отслеживании степени активности работы учащихся. Для организации самостоятельной работы с источниками, предложила различные приемы, визуальные свидетельства.

Так как дети очень часто выполняют задания формально, а материалы учебников географии представляют собой в основном много текстового материала, применила прием критического мышления «Инсерт». Организация данного приема способствует тому, что учащиеся непосредственно сталкиваются с устными источниками, которые дают им возможность намеренно практиковать навыки аргументации. «Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований » (Руководство, стр.147).


Подводя итог, я считаю, что мне удалось, применяя приемы критического мышления сформировать активную образовательную среду, и сменить роль ведущей урока, на роль направляющего процессом формирования знаний

Очень часто на детальную рефлексию при проведение, уроков до практики практически не оставалось времени. Детям традиционно задавала вопрос, что мы изучали на уроке, что нового вы узнали. Ученики не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какое новое знание привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить главное?» и тому подобные. Еще большую растерянность вызывало предложение поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием. Мало кто из учеников мог задать вопросы одноклассникам или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Все это говорит о том, что рефлексия в обучении проводилась спонтанно. Поэтому я поставила перед собой цель проводить рефлексию систематически на всех этапах урока.

Рефлексия направлена на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего плана обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ полезен не в полной мере, если он не обращен в словесную или письменную форму. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Все этапы проведенной серии урока были пронизаны рефлексией. Осуществила рефлексию настроения и эмоционального состояния посредством приема «Остров». Прием «Мишень» помог осуществить рефлексию деятельности и содержания учебного материала.

(фото 2, 3).




Фото 2. Прием «Мишень». Фото 3. Прием «Острова»

С помощью рефлексии я смогла увидеть своих учащихся с неожиданной стороны и понять, у кого завышена самооценка или наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и наметить пути исправлений.

Анализируя проведенные уроки, я могу с уверенностью отметить, что применение именно приемов и стратегий, направленных на развитие критического мышления, следование идеям модуля «Обучение критическому мышлению» позволило провести уроки совершенно в новом направлении. И хотя обучение критическому мышлению процесс длительный, на данном этапе мы находимся лишь в начале пути, нам предстоит работать над развитием речи, умениями проводить анализ, синтез, оценку. А для этого работа в режиме критического мышления должна стать регулярной и систематической. Радует то, что в анкете, которая была проведена после серии последовательных уроков, дети отметили, что им понравилось работать в группе и паре над новой темой. Детям нравиться данная форма проведения уроков, и они хотят, что бы так теперь проходили все уроки. Поэтому для меня главной задачей в дальнейшем станет учить учащихся находить знания самостоятельно и развивать навыки критического мышления. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку каждому учащемуся, создавать условия для развития адекватной самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции. Существует много приемов, которые я планирую в дальнейшем использовать в своей работе. Продолжу самостоятельно изучать данную тему.

Все это позволит добиться ожидаемого результата Программы, который проявится в сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.(Руководство для учителя стр.102)

Использованная литература:

1. Руководство для учителя, 2012

2.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уваисова Гульсара Жумабаевна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Рефлексия по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Программы на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(80) "refleksiia_po_obosnovaniiu_i_metodike_vnedreniia_modulia_obuchenie_kriticheskomu"
    ["file_id"] => string(6) "502392"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552144977"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Отчет А Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков "
    ["seo_title"] => string(169) "otchiet-a-rieflieksivnyi-otchiet-po-obosnovaniiu-i-mietodikie-vniedrieniia-modulia-proghrammy-obuchieniie-kritichieskomu-myshlieniiu-v-sieriiu-posliedovatiel-nykh-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "103395"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402583228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства