Отчет А Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
Отчет А Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
В настоящее время неоспорим тот факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты у чеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работой самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель(Strong, Ward & Grant, 2011). [ 1, с.110]
«Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» направлена на подготовку:
- учителей, которые являются инициаторами, воздействующими на процесс обучения, проявляющими заботу и активно, с энтузиазмом занимающимися преподаванием и обучением.
-учителей, которые осознают, что каждый ученик думает и знает, как формировать свое понимание предмета; конструируют знания и практический опыт в контексте этих знаний; имеют профессиональные знания и понимание их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы.
-учителей, которые знают цели обучения и критерии успешного урока, знают, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знают, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонамиуспешности: «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?», «Что делать дальше?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет А Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков »
Бауман Ирина Анатольевна портфолио Отчёт А
Группа №7 3-го уровня
Г. Караганда 05.11.2013
Титульный лист
Ф.И.О. учителя:Бауман Ирина Анатольевна
Место работы: КГУ «Средняя школа № 16 с.Садовое» акимата Осакаровского района Карагандинской области
Должность : Учитель математики-информатики
Образование - высшее, педагогическое. Квалификация: информатик
Место обучения: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области
Список 7 класса
Василенко Виктория
Василенко Лариса
Жетписбаева Гульдана
Загитова Зиля
Иванова Людмила
Калашникова Виктория
Кругликова Ангелина
Леонов Дмитрий
Макарова Алзира
Макишев Дархан
Москвина Анастасия
Подтереба Елена
Смагулов Рамазан
Смирнов Виктор
Шишкина Кристина
Отчет А
Рефлексивный отчет
по обоснованию и методике внедрения модуля Программы
«Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
В настоящее время неоспорим тот факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работой самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель(Strong, Ward & Grant, 2011). [ 1, с.110]
«Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» направлена на подготовку:
- учителей, которые являются инициаторами, воздействующими на процесс обучения, проявляющими заботу и активно, с энтузиазмом занимающимися преподаванием и обучением.
-учителей, которые осознают, что каждый ученик думает и знает, как формировать свое понимание предмета; конструируют знания и практический опыт в контексте этих знаний; имеют профессиональные знания и понимание их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы.
-учителей, которые знают цели обучения и критерии успешного урока, знают, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знают, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонамиуспешности: «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?», «Что делать дальше?».
- учителей, которые могут совершенствоваться, получая импульс от единственной идеи до множества идей, синтезировать и в дальнейшем пополнять и углублять их таким образом, чтобы ученики могли воспроизводить и самостоятельно формироватьэти идеи. Подобная ситуация есть передача уже готовых знаний или идей, а построение учениками этих знаний и идей, что является принципиальным.[1, с. 114]
Основное содержание программы представлено в контексте семи модулей, которые изучались нами, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи.
Модуль «Обучение критическому мышлению» исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у учителей. Эти два процесса взаимосвязанны. Критическое мышление учащихся представлено способностью синтезировать информацию и идеи; способностью к суждению о достоверности информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.[1, с. 117]
Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к критического мышления как учеников, так и учителей.[4, с. 62]
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых способов мышления и действий; приверженность к организованным действиям и развитию критического мышления у других.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.
Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учащихся к доказательствам на основе собственного опыта. Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и вразличные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития критического мышления.[1, с. 154]
Реализуя модуль «Обучение критическому мышлению» на практике, мною были запланированы задания, вовлекающие учащихся в деятельность, развивающую критическое мышление обучающихся. На каждом уроке и на каждом этапе урока у учащихся в той или иной степени, развивается критическое мышление. При постановке цели и задач урока ставила перед учениками проблемный вопрос, на который они предлагали свои варианты ответов. Затем, выслушав все ответы, приходили к одному мнению, формулировали тему, ставили перед собой задачи для выполнения и реализации их в течение урока. При формировании цели урока наблюдала за учениками разного уровня развития. Более сильные ученики пытались сразу же дать ответы на мои вопросы, не размышляя, но ответы были не полные, что говорило о том, что они не обдумав, не размыслив, постарались быстрее всех ответить, хотя ученица со средними способностями Ангелина . более точно ответила на вопрос, но не сразу, а немого поразмыслив. Наблюдая за ней, заметила, что услышав вопрос она сначала задумалась, анализируя свои предположения по поводу ответа, только после этого она предложила свой вариант, который оказался наиболее близок к правильному.
Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом обучения, а наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000)описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. [1, с. 145]
Один из подходов развития критического мышления, который использовала на практике - это парная беседа, в которой показываю , что разговор, аргументация, диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления.
Практически на всех уроках старалась предусмотреть возможность парной работы над новым материалом. В парах предлагала ученикам выполнить различные задания: «Горячий стул», анаграммы, составление «толстых» и «тонких» вопросов.
После выполнения того или иного задания ученики озвучивал свои вопросы, или выполненные задания, отвечали на них, читали, комментировали, делали выводы, совместно отвечали на вопрос .
Перед озвучиванием задания, предлагала детям проблемный вопрос. В течении нескольких минут они обсуждали в парах свои предположения , выбирали ,формулировали правильный ответ. В ходе обсуждения, каждая пара предлагала свой вариант, который выносился на всеобщее обсуждение. После обсуждение учащиеся высказались и сравнили свои высказывания.
При работе в парах ученики чувствовали себя достаточно комфортно, почувствовали ценность своего мнения в данной работе. Ученики неуверенные в себе начали раскрываться, принимали участие в опросе, предлагая свои идеи и не боясь получить критическую оценку на свое предположение. Каждый свой ответ ученики старались прокомментировать, обосновать.
В таких заданиях прослеживается модуль талантливые и одаренные, новые подходы в обучении, оценивание для обучения и развитие коллаборативной среды, данные задание способствовали развитию коллаборативной среды, так как установились доброжелательные партнерские отношения ученик-ученик , учитель-пара, учитель-ученики. В процессе работы все работали дружно и слаженно, в некоторых парах видны были лидеры, они в основном роль активного собеседника брали на себя и порою успевали ответить за напарника. Закончив обсуждение в парах , мы озвучивали и обсуждали результат.
Рассмотрим работу учеников, вовлеченных в деятельность, развивающую критическое мышление на примере составления групповой работы, по составлению кластера «Устройство ПК», «Поколение ЭВМ», «Архитектура ЭВМ», «Память ПК». Ученики были разделены на три группы. Данная форма работы обеспечивала вовлечённость каждого учащегося, так как все ученики в группах имели свою обязанность в группе. Ученикам был предлжен текст в учебнике , который они должны были прочитать и обсудить в группах необходимость и значимость ПК в жизни человека. Критическое мышление в данной работе проявляется в необходимости обмениваться мыслями, идеями, анализе и выборе наилучших идей, в умении обобщать, сравнивать. Некоторые ученики сразу же включились в работу, прочитав текст, они начали обсуждать идеи каждого, приходя к единой мысли, т.е. велась кумулятивная беседа. Старались рассматривать все предложенные группой идеи, выбрав лучшие. Затем ученики, придя к одному мнению, изобразили кластер, в котором отразили свои полученные знания, идеи и мысли.
Данная форма работы, напоминает собой «Мозговой штурм», когда ученики генерируют идеи. Их мыслительная деятельность при выполнении данного задания была ассоциативная. Краткое пояснение и анализ обучающегося в обсуждении в период деятельности, разработанной с целью повышения диалога в обучении.
Говоря о критическом мышлении безотрывно связываю его с повышением роли диалога в обучении. В групповой работе применила процесс диалогического обучения с элементами критического мышления.
Учащиеся развивали речь и мышление в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели. В результате участия ученика и обмена опытом с более умелым и более осведомленным человеком в повседневном решении задач, внешний, социально – опосредованный диалог постепенно становиться внутренним ресурсом для собственного мышления ребенка.
Во время групповой работы многие ученики принимали активное участие в обсуждении, но были и те, которые не сразу включились в задание (Кристина ). Некоторым детям пришлось дополнительно объяснить задание, после чего они приступили к работе. Но были и такие ученики (Дархан., Зиля., Гульдана), которые самостоятельно объяснили задание своим участникам группы. Наблюдая за работой в группах, выявляла для себя учащихся, которые до этого вели себя пассивно на уроках, а в групповой работе они проявили активность.
Наличие критического мышления дети продемонстрировали при обсуждении в группе и в паре. Во время оценивания, дети рефлектировали, давая, сами себе оценку и объясняли, почему именно такую оценку себе поставили. Остальные ученики, выслушав выступающего- комментировали его оценку, приводя доводы. В данной работе были соблюдены принципы диалогического обучения: коллективное, способствующее взаимообучению, поддерживающее.
Может быть поэтому, за время практики сделала вывод, что у некоторых учеников еще идет процесс формирования критического мышления: не все учащиеся находили ответы в проблемных ситуациях, у многих не было проявления лидерства и управления, слабые учащиеся не всегда вступают в диалог, менее чем другие, участвуют в исследовательских процессах. Хотя противоположная сторона наблюдалась среди детей сильных и средних. Они сразу же вступали в диалог, давали не односложные ответы, творческие задания выполняли более быстрее и точнее во времени, но не всегда занимали позицию лидерства.
Совместная работа может быть очень эффективной в выявлении потенциала посредством выполнения заданий повышенной сложности, особенно когда присутствует возможность для обсуждения.
Наблюдение на уроке показало, что для того чтобы открытые задания оказались по-настоящему сложными, они должны включать навыки мышления высшего порядка – ученикам необходимо проанализировать информацию перед ее применением в решении задачи, обосновать заявление или действие, или оценить информацию.[3, Lew3D3]
Для себя поняла, что детям необходимо показывать, как развивать обоснованное, беспристрастное критическое мышление. Им необходимо практиковать навыки опроса, обоснования, прогнозирования и моделирования. Обучение мыслить критически означает обучение обоснованной оценке о том:
- Как, когда и какие вопросы необходимо задавать
- Как, когда и какие методы обоснования использовать
В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которая определена как оценка. Ученики поглощены заданием и стараются зажечь этим других. Обучение несет исследовательский характер, а дидактическое преподавание или обучение как получить правильный ответ, минимизировано. Ученики сами хотят исследовать интересующие их вопросы. Оценивание сверстниками и совместное обучение являются нормой. [4, L3W3 D5].
Ранее мои учащиеся, безусловно, мыслили критически, но на каком уровне? Определить это мне помогла таксономия Блума, с которой я познакомилась на курсах повышения квалификации. Чаще всего они мыслили на уровне знаний и понимания, иногда применения. Поэтому я как молодой специалист не уделяла внимание развитию данного процесса.
Конечно, в моей практике имели место задания высокого уровня: головоломки, ребусы, кроссворды, творческие задания, задания на логическое мышление , но основные понятия и стратегии критического мышления узнала и поняла на курсах повышения квалификации педагогических работников третьего базового уровня Республики Казахстан. В дальнейшей своей практике планирую применять стратегии критического мышления на своих уроках. Создавать успешные уроки, в которых ученики будут увлечены заданиями, а также будут ценить стратегическую цель и получать пользу от этих заданий. Буду стараться создать обучение в котором ученик будет сам заинтересован в своем обучении, и чувствовал ответственность за свое обучение
Использованная литература:
Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). University of CAMBRIDGE. Faculty of Education
Задания для выполнения в период практики. University of CAMBRIDGE. Faculty of Education
Раздаточные материалы (Неделя 3 день 5)- «Критическое мышление при речевых проблемах», «Способы развития критического мышления», «Инструменты критического мышления».
Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
ПРОГРАММА. Третий (базовый уровень). University of CAMBRIDGE. FacultyofEducation
Методы активного обучения и преподавания. Для основного уровня 3 (неделя 1 день 2)
Раздаточный материал «Прогрессивные образовательные теории и практика XXI века» (неделя 1 день 3)