Рефлексия по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Программы на уроках русского языка.
Рефлексия по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Программы на уроках русского языка.
Рефлексивный отчет включает в себя обоснование внедрения модуля "Обучение критическому мышлению" Программы на уроках русского языка. Просматриваются изменения в педагогическом процессе и положительное влияние внедряемого модуля Программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Программы на уроках русского языка.»
Рефлексия по обоснованию и методике внедрения
модуля «Обучение критическому мышлению» Программы на уроках русского языка.
Ребенок должен сам придумывать, экспериментировать, находить информацию, анализировать ее, применять на практике, высказывать собственную точку зрения, находить решение проблемам. По мнению Александера, «ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ»[1. Cтр.156]. Но может ли ребенок самостоятельно научиться мыслить критически? Его надо научить. И моя главная задача - создать условия для того, чтобы ребенок научился, но при этом был независим от учителя. Потому что независимое мышление порождает гениальные идеи. И в этой ситуации учителю важно понять, что его точка зрения принадлежит только ему, а у ученика свое мнение, свое видение проблемы и пути решения.
Моя главная педагогическая ценность - критически мыслящий ученик. Поэтому уроки русского языка разрабатываю с использованием модуля «Обучение критическому мышлению» через диалог. Так как «работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний» [1. Cтр.155].
Прежде чем приступить к проведению урока, на организационном этапе стремлюсь к созданию коллаборативной среды, чтобы учащиеся позитивно настроились на работу и пребывали в атмосфере доверия. Это необходимое условие для результативного усвоения учебного материала, потому что когда ребенок спокоен, находится в уютной и безопасной обстановке, то и тема урока будет доступна, понятна, осмысленна учеником. Все учащиеся делятся на группы. Деление проводится с помощью следующих приемов: «Цвета», «Фрукты», «Овощи», «Времена года». Следует заметить, что приемы деления на группы вызывают у учащихся искренний интерес, активность. Для каждого члена группы были определены функциональные обязанности, предоставлены четкие инструкции по организации работы и критерии оценки. Что касается функциональных обязанностей, то учащиеся в качестве лидера единогласно выбирали в группе ученика уровня А (сильного учащегося). Для себя я отметила, что в будущем необходимо продумывать смену лидера, то есть предоставлять возможность учащимся уровней В и С «побывать» в этой роли, так как это может значительно повысить самооценку учащихся, что является немаловажным фактором для становления будущей конкурентоспособной, критически мыслящей личности.
В ходе выполнения парных и групповых заданий, при общении между собой, ученики принимали активное участие в построении знаний, добывали необходимую информацию для решения проблемы, приобретали способность критически мыслить, доказывать, убеждать. Конечно, возникали споры, но в споре рождается истина, не смотря на трудности, группа определяла одну общую идею, высказывала общее мнение.
Как говорил Олдингтон Р., «ничему тому, что важно знать, научить нельзя,- все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Действительно, всему ребенок учится сам, потому что обучение-это такой же естественный процесс, как жизнь, а мы, учителя, только должны направлять ученика, помогать учиться, но ни в коем случае не навязывать собственное мнение или точку зрения. Каждый ученик свободен в выборе мышления. На каждом уроке я организовываю постановку целей урока так, чтобы учащиеся ставили перед собой вопросы: «Что я знаю?», «Что хочу узнать?» по данной проблеме, «Как буду применять полученные теоретические знания?».
Все стратегии, используемые на уроках:
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Карусель», «Галерея», «Кластер», помогли мне и учащимся по-новому взглянуть на учебный процесс.Обучение стало интересным, доступным, запоминающимся. Данные стратегии научили детей прислушиваться к мнению одноклассников, мыслить, обобщать, анализировать, делать выводы, выходить на новые уровни-уровни синтеза и оценки.Учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, предлагать идеи, защищать собственную точку зрения. Особый интерес вызвала стратегия «Кластер»: учащиеся активно обсуждали и предлагали новые идеи по теме, систематизировали изученный материал, определяли взаимосвязи. Были трудности, споры, но пришли к единому мнению. Естественно, все это способствовало сплочению группы, развитию коммуникативных навыков, критического мышления, воспитанию толерантности, что так же является немаловажным аспектом. Активную работу в группе продемонстрировали стратегии «Карусель» и «Галерея»: ученики на хорошем уровне ответили на проблемные вопросы открытого характера, четко, логично обосновали собственную точку зрения и защитили ее. Положительным моментом явилось то, что учащиеся старались не повторять ответы, а предлагать свои. Инициатива, в основном, исходила от учащихся уровней А и В, но радовало то, что учащиеся уровня С тоже принимали участие: пытались ответить, не были пассивными слушателями. Как и в любой работе, при выполнении данных заданий так же отмечались трудности: ошибки в формулировке ответа.
На всех этапах рефлексии ученики отмечали, что многое не удается, не получается, но очень хочется делиться мнениями, высказывать собственную точку зрения, размышлять. Ученик Ө.(уровень В) высказал следующее мнение: «Мне очень нравится, что на каждом уроке мы рефлексируем, высказываемся, делимся впечатлениями от урока. Я могу сказать, что понял и не понял по теме, что понравилось и запомнилось, мне интересно послушать, что думают мои одноклассники. Узнаю много интересного». А такие ответы только радовали меня. Если, в начале, ученики отнеслись ко всему поверхностно, то дальнейшие уроки продемонстрировали, как резко изменилось отношение учащихся к предмету: появился настоящий интерес, повысилась познавательная активность, желание работать в парах и группах, оказывать друг другу поддержку и взаимопомощь; в классе царит атмосфера сотрудничества, уюта. Всему это способствовали новые подходы в обучении и коллаборативная среда, создаваемая мною на каждом уроке.
Проанализировав все серии последовательных уроков, пришла к выводу, что необходимо тщательно продумывать дифференцированные, разноуровневые задания, чтобы не возникало трудностей и недопонимания, потому что каждый ребенок индивидуален и владеет определенным уровнем общеучебных умений и навыков; «подмостки» для учащихся (особенно для уровня С- слабоуспевающих учащихся) в виде готовых клише, схем, таблиц, речевых подсказок, различных алгоритмов выполнения письменных упражнений, способствовать повышению самооценки учащихся (уровень С – ученики К., Ш.), так как самооценка играет важную роль в становлении личности; так же необходимо поработать над тем, как более продуманно создавать ситуацию успеха для учащихся уровня С.
Рефлексируя над своей работой, осознала, что нужно еще много работать, и, в первую очередь, над собственным критическим мышлением. Только развитое критическое мышление учителя, его твердые убеждения, умение ответить не только на вопросы школьной программы, глубокое понимание учителем теоретического материала могут способствовать воспитанию свободной личности ученика, способной выдвигать креативные идеи, воплощать их в жизнь и менять мир. Модуль «Обучение критическому мышлению» Программы полностью изменил мой взгляд на преподавание, я поняла, что надо и нужно меняться, это требование времени. Критическое мышление в современном мире является актуальным, необходимым мышлением. Планирую в дальнейшем изучать и использовать стратегии обучения критическому мышлению, перенимать опыт коллег, делиться с ними новыми идеями, совершенствовать собственные умения и навыки с тем, чтобы научить учеников быть независимыми, критически мыслящими. Порой задумываюсь над тем, как сложен и противоречив путь учителя, как порой непросто найти «общий язык» с современным школьником, но на многие волнующие меня вопросы я нашла ответы в идеях семи модулей Программы. Теперь окончательно понимаю, как нужно планировать урок, как проводить, какие стратегии целесообразно применять, чтобы урок остался в памяти моих учащихся как яркий незабываемый момент, ибо только интересное оставляет след в душе человека. Каждый урок- это маленькая история, которую пишут учитель и ученики. А хорошая история- это результат сотрудничества, доверия и взаимопомощи.
Естественно, в работе будут трудности, что-то снова будет непонятным и сложным, требующим глубоко анализа, постоянного поиска, но из этого состоит жизнь учителя, и поэтому мне предстоит развить собственное критическое мышление настолько, чтобы научиться справляться с ними и научить этому детей. Как гласит пословица, «дорогу осилит идущий». Поэтому надо идти вперед и не останавливаться на полпути, только так можно достичь реального результата и увидеть тот свет в глазах ребенка, который помогает учителю творить и совершенствоваться.
Литература.
Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание.-WWW.cpm.kz
Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина.-Б.: «Билим»,2012.-80 с.