Внедрение модуля «Обучение в группах»
Джером Брунер американский психолог педаагог утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом». Cогласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи: однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен стротить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится».
В условиях современного общества успешному человеку необходимо обладать рядом качеств, которые помогают легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, быстро находить верные решения. И нередко достигать намеченных целей удается, лишь работая в группе, в команде. Применение на уроках группового метода обучения способствует развитию у учащихся навыков командной работы. Кроме того, метод эффективен при решении конкретных учебных задач урока - особенно при закреплении и углублении знаний, отработке полученных умений и навыков, а также при повторении и обобщении изученного материала. Организовать работу в группах можно и при изучении нового материала, но при условии, если информация не будет сложной для усвоения. При формировании группы необходимо учитывать психологические особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, личные симпатии. В команде должны быть и сильные, и слабые ученики. Хорошо, если группа будет включать как мальчиков, так и девочек. Как организовать работу в группе ? Команда должна быть единым целым, и поэтому необходимо задействовать в работе каждого ребенка. Следует распределить роли между членами команды. Каждый должен выполнять свои обязанности:
организовать работу группы (эту обязанность выполняет командир);
выдвигать идеи или выделять основную мысль материала;
критиковать то, что предлагает команда, выявлять недостатки;
записывать предложения членов команды;
анализировать и делать выводы.
При подведении итогов урока оценивать деятельность каждого учащегося нужно, учитывая как его индивидуальные достижения, так и результаты работы группы.
Групповой метод обучения позволяет вовлечь в работу каждого ученика. Даже слабые учащиеся и дети с низким уровнем активности включаются в деятельность. У детей развиваются коммуникативные навыки, активизируется познавательная деятельность. Ребята учатся прислушиваться к мнению окружающих, осуществлять взаимовыручку. Развивается чувство ответственности за общее дело.
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы - это важный момент в организации работы. Способов разделения много. Вот некоторые из них:
По желанию.
Случайным образом Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения, но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
3. По определенному признаку
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще, испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой - изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может” выступать любой ученик), либо выбираться детьми.
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по какому-либо признаку
Советы учителю:
* нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
* следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
* групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут- в 3-11 классах;
* нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. дети должны обмениваться своими мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
* нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы, чтобы улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.
Все мы по жизни-ученики..