Обучение письму является одним из аспектов обучения английскому языку. Однако в процессе обучения письму в школе мы не обращаем внимание на такой вид письма как творчекое письмо. вместе с мет творческое письмо несет в себе огромный образовательный потениал. Данная работа посвященна приемуществам торческого письма и использованию подхода, ориентированного на процесс письма при обучении творчекому письму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческое письмо »
Обучение иностранному языку в общеобразовательных школах начинается со второго класса. Обучение иностранному языку проходит на основе компетентностно-ориентированного и деятельностного подходов. При обучении уделяется внимание всем четыре видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию и письму. В ходе обучения письму учащиеся средних классов знакомятся с такими форматами письменных работ как личное письмо, план, письменные высказывания с выражением мнения и так далее. Все эти виды письма носят прагматический характер. Однако учебники содержат недостаточно упражнений на развитие навыков письма данных видов письменных работ и не содержат упражнений на развитие навыков творческого письма. То есть, те форматы письменных работ, которым обучают в школе, не позволяют реализовать творческий потенциал детей. Условия же реальной жизни требуют от выпускников школ владения навыками различных видов письма, в том числе и творческого. Вместе с тем, письмо является частью единого государственного экзамена по английскому языку, который будет обязательным для всех учащихся в 2020 году.
Таким образом, мы можем определить свою проблему как отсутствие упражнений для обучения творческому письму учащихся при изучении иностранного языка с использованием современных отечественных учебно-методических пособий.
Вопросам обучения письма уделяли внимание многие отечественные и зарубежные методисты. Мы обратились к работам таких методистов как Кузьмина Л.Г., Byrne D. и Hammer J.
В современной методике обучения письменной стороне речи существует несколько подходов к обучению письменной речи на английском языке. Jeremy Hammer в своей книге «How to Teach Writing» выделяет два основных подхода: подход, акцентирующий внимание на процессе порождения письменного текста и подход, ориентированный на продукт письменной деятельности. Когда мы концентрируем внимание на продукте, нас в большей степени интересует цель письма и конечный результат, и это связано с выбором жанра письменного сообщения. Второй подход предполагает акцент на различных стадиях процесса письма, среди которых Hammer следующие: планирование, написание чернового варианта, редактирование, написание финальной версии. Автор так же отмечает, что процесс письма не является линейным, так как написание финальной версии может привести к пересмотру плана, повторному написанию чернового варианта, а затем к повторной редакции. Данный процесс может протекать и в обратном порядке. Подход, ориентированный на процесс письма может быть использован при обучении всем видам письма и в том числе творческого.
Именно творческое письмо требует серьезной и кропотливой работы над процессом письма.
Что же такое « творческое письмо». Творческое письмо – письмо, которое имеет в большей степени эстетические цели, чем инструментальные или прагматические.
Письменные творческие задания обладают огромным обучающим потенциалом и могут быть использованы на каждом занятии по иностранному языку. Но наиболее они эффективны при работе с одаренными детьми
Каковы плюсы творческого письма?
Творческое письмо способствуют развитию языка на всех уровнях(грамматика, лексика, фонология).
Создается ситуация, в которой учащиеся экспериментируют с языковым материалом.
Создает ситуацию успеха.
Делает процесс обучения более привлекательным для учащихся .
Л.Г.Кузьмина отмечает, что, «если от чтения мы в первую очередь ожидаем наслаждения, то письмо скорее сопряжено с большим старанием и усилиями» 1. Для того чтобы мотивировать учащихся предпринять определенные усилия и чтобы доставить им радость творчества в процессе письма, можно воспользоваться потенциалом креативного письма.
Кузьмина выделяет следующие этапы при обучении креативному письму на английском языке2:
выразить цель написания послания;
учесть потенциального получателя сообщения;
организовать материал;
передать информацию;
обменяться идеями, мыслями;
донести смысл до читателя;
использовать смысловые связки;
использовать разнообразные грамматические и лексические конструкции;
избегать орфографических и пунктуационных ошибок;
следовать привалам этикета письменного сообщения в англоязычной культуре;
соблюсти последовательность изложения мыслей
О необходимости обучения творческому письму говорит и Tompkins (1982) в своей работе "Seven Reasons Why Children Should Write Stories."
Он приводит следующие доводы необходимости обучения детей творческому письму:
развлечение обучающихся в процессе;
поощрение проявлений творчества;
исследование функции языка;
стимулирование воображения;
развитие речемыслительных функций;
поиск индивидуальности;
обучение чтению и письму.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что творческое письмо является одним из действенных способов развития письменной речи. Наиболее оптимальным подходом обучения творческому письму является подход, ориентированный на процесс письма, так как он позволяет наиболее основательно проработать этапы творческого письма.
Для решения стоящей перед нами проблемы была выдвинута следующая цель:
развить навыки творческого письма.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
сформировать представление об определенных видах творческого письма и научаться писать некоторые виды творческого письма;
развить языковую догадку;
научит планировать свою деятельность;
развить интерес к творческой деятельности;
научить эффективно взаимодействовать в группе с целью решения общей коммуникативной задачи.
Форма работы, через которую было определено реализовать данные задачи- дополнительное образование. Так как оно позволяет работать с наиболее мотивированными детьми. Программа кружка для учащихся 5-6 классов «Creative writing» предполагает использование подхода обучения письму, ориентированного на процесс, (process-oriented writing), с использование коллективных форм работы, в чем и заключается новизна данного педагогического проекта.
Курс кружка рассчитан на 34 часа, то есть один учебный час в неделю.
Программа курса не привязывается к определенному учебному пособию.
Учебные материалы к курсу данного кружка представляют собой подборку учебных материалов из определенных источников, организованных по следующим принципам:
от простого к сложному
от общего к частному.
При подборе учебных материалов учитываются так же возрастные особенности.
Система упражнений для формирования навыков творческого письма учащихся построена на PPP подходе и представляет собой последовательность трех видов упражнений:
-презентационные упражнения;
- репродуктивные упражнения;
- продуктивные упражнения.
Примером упражнений для обучения написания короткого рассказа как одного из форматов творческой письменной работы являются следующие упражнения:
Знакомство с рассказом ( чтение, аудирование).
Ответы на вопросы на понимание рассказа.
Написание рассказа по образцу с использованием вербальных опор.
Написание рассказа с использованием вербальных опор.
Написание рассказа с использованием картинки как наглядной опоры.
Написать продолжение рассказа к заданному началу.
Написать начало к заданной концовке рассказа.
Написать рассказ, используя заданную лексику.
Написать рассказ на определенную тему.
Каждый раздел предполагает контроль освоения определенно формата творческого письма в форме выполнения продуктивного задания творческого характера.
Формой оценки степени сформированности навыков творческого письма учащийся будут такие формы представления своих творческих работ как « литературный салон», публикации сборников рассказов и стихов, а так же портфолио творческих работ ученика.
На данном этапе проект находится на стадии имплементации. Однако опробациия аспектов обучения творческому письму в рамках работы с одаренными детьми в прошлом году свидетельствует о привлекательности и эффективности данного направления работы с одаренными детьми. Так в прошлом учебном году была изучена раздел написания короткого рассказа как одной из форм творческого письма с детьми вышеупомянутого объединения.
1 Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. – М. «Еврошкола», 1998 – С.14
2 Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. – М. «Еврошкола», 1998 – С.15