РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Деловое и творческое письмо» 10 класс СКОУ VIII вида.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Деловое и творческое письмо» 10 класс СКОУ VIII вида.
Данная программа является вариативной для 10 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо» и авторской программы учителя русского языка КОУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Бабушкиной Марины Владимировны.
Данный курс «Деловое и творческое письмо» разделён на три следующих блока:
Личные документы официального характера;
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения;
Виды делового письма творческого характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Деловое и творческое письмо» 10 класс СКОУ VIII вида. »
Министерство образования Омской области
КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено на заседании Методического объединения учителей общеобразовательных
дисциплин Протокол № ____
от «___» _________ 201_ г.
Руководитель МО: __________
/Покидышева И.И./
Согласовано: _________
заместитель директора
по УВР /Кузина О.Р./
«___» _________ 201_ г.
Утверждено: __________ Директор школы
/Сазонов С.М./
«___» _________ 201_ г.
Рабочая программа
по предмету «Деловое и творческое письмо»
10 класс
201_-201_ учебный год
Составитель: учитель русского языка
Ковалик Марина Николаевна
Содержание
1. Пояснительная записка
3
1.1. Актуальность и новизна программы
3
1.2. Межпредметные связи
5
1.3. Цель и задачи курса
6
1.4. Условия реализации программы
6
2.Учебно-тематический план курса
8
3. Содержание программы курса
9
3.1. Блок I. Личные документы официального характера
9
3.2. Блок II. Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения
11
3.3. Блок III. Виды делового письма творческого характера
13
4. Календарно-тематическое планирование
15
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
17
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
18
7. Методическое обеспечение программы
19
8. Литература
24
9. Приложения
26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна программы. Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Кроме этого, основной задачей, стоящей перед коррекционной школой VIII вида является подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни. На уроках русского языка эта задача решается, в том числе, через приобретение учащимися умений составлять деловые бумаги, свободно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что является необходимостью существования в обществе.
Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний, как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем.
Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность между курсом «Деловое и творческое письмо» в 10 классах и курсе русского языка в 5-9 классах.
Изучение курса «Деловое и творческое письмо» для учащихся 10 класса направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся на основе совершенствования их речевой практики.
Таким образом, актуальность программы «Деловое и творческое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности и удовлетворению социальных потребностей личности.
В коррекционной школе VIII вида особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Учитывая это и то, что с оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся на протяжении 5-9 классов, учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала должен использовать имеющийся у учащихся опыт как базу для расширения их знаний, для совершенствования и формирования умений и навыков.
Обучение деловому и творческому письму в 10 классе осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, изучение образцов деловых бумаг и упражнения в оформлении бланков, квитанций и т.п.; и, во-вторых, формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Данная программа является вариативной для 10 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо» [9] и авторской программы учителя русского языка КОУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Бабушкиной Марины Владимировны.
Новизной курса «Деловое и творческое письмо» являетсяблочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в его состав входят блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться с учётом возможностей учащихся.
Обобщая цели, задачи и условия использования деловых бумаг, курс «Деловое и творческое письмо» разделён на три следующих блока:
Личные документы официального характера;
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения;
Виды делового письма творческого характера.
В блок «Личные документы официального характера» включены для изучения документы, необходимые для поступления на работу: заявление, автобиография, резюме. А также объявление, доверенность, расписка, объяснительная записка. Общим для таких деловых бумаг является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с современными действующими стандартами.
Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, платежных квитанций; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.
В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены для работы заметка, отзыв о книге, памятка и инструкция, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.
Таким образом, содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы, речевые штампы (расписка, заявление, и др.) к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказывания мыслей в письменной форме (заметка, отзыв о книге).
Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью, уровня их знаний и умений.
Межпредметные связи. Прохождение программного материала по деловому и творческому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида, изучаемыми десятиклассниками. Такая взаимосвязь представлена в таблице:
Предмет
Разделы, темы взаимосвязанные с предметом «Деловое и творческое письмо»
СБО
«Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др.
Историческое время (век, части века). Основные исторические события.
Математика
Расчёт средств для оплаты коммунальных платежей.
Профессиональное трудовое обучение
Работа с инструкциями, памятками, рецептами.
В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):
Принцип коммуникативной направленности;
Принцип единства развития речи и мышления;
Принцип повышения языковой и речевой мотивации;
Принцип формирования чувства языка и опоры на него;
Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
Цель и задачи курса. Основная цель курса – совершенствование умений учащихся продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения задач.
Образовательных:
формирование умения определять, в каких случаях конкретная деловая бумага применяется;
формирование умения выявлять обязательные элементы, характерные только для данного документа;
формирование умения подражать образцу;
формирование умения составлять документы самостоятельно.
Коррекционных:
развитие связной устной и письменной речи;
развитие произвольного внимания, самоконтроля;
развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.
Воспитательных:
воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на подростков с лёгкой степенью умственной отсталости, учащихся 10 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Формы уроков – практикумы, ролевая игра, экскурсия.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя пояснительную записку, основные требования к знаниям, умениям и навыкам, учебно-тематический план, описание содержания программы, развёрнутое календарно-тематическое планирование и методическое обеспечение учебного процесса.
Ожидаемые результаты:
знание назначения различных видов деловых бумаг;
умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу);
проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи);
умение излагать свои мысли точно, ясно, кратко.
Работа по развитию деловой письменной речи учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, когда класс является ответственным за проведение общешкольного мероприятия, воспитатель повторяет с учащимися знания по написанию объявления, организует их деятельность, следит за правильным оформлением объявления.
Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить знания и умения на практике и проверить их уровень. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и умений учащихся в оформлении деловых документов, успешному применению их в жизни.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения (при заполнении платёжных квитанций, составлении текстов телеграмм, писем родственникам, друзьям и т.д.).
В процессе прохождения программного материала используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п
тема урока
количество часов
теория
практика
Личные документы официального характера
9 часов
2
7
1
Из истории делового письма.
Требования к составлению деловых бумаг.
1
2
Расписка.
1
3
Доверенность.
1
4
Объяснительная записка.
1
5
Заявление.
1
6
Объявление.
1
7
Автобиография. Великие люди о себе.
1
8
Автобиография, резюме.
1
9
Контрольная работа
1
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения
15 часов
5
10
10
Экскурсия на почту.
1
11
Коллективное сочинение об экскурсии на почту.
1
12
Числа в деловых бумагах.
1
13
Заполнение бланка на посылку.
1
14
Заполнение бланка на денежный перевод.
1
15
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
1
16
Контрольная работа за четверть
1
17
Телеграмма.
1
18
Составление телеграммы.
1
19
Поздравительная открытка.
1
20
Эпистолярный жанр. Письма великих людей.
1
21
Виды писем.
1
22
Коллективное составление открытого письма.
1
23
Составление и написание письма-обращения.
1
24
Контрольная работа.
1
Виды делового письма творческого характера
10 часов
5
5
25
Рецепт, инструкция, памятка.
1
26
Составление и запись рецепта, инструкции.
1
27
Заметка. Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.
1
28
Коллективное составление заметки.
1
29
Составление заметки и памятки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»
1
30
Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии»)
1
31
Работа над ошибками.
1
32
Отзыв о прочитанной книге.
1
33
Контрольная работа за год.
1
34
«Поступаем на работу». Ролевая игра.
1
Всего – 34 часа
12
22
«ДЕЛОВОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«ДЕЛОВОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО»
БЛОК I. Личные документы официального характера.
Цель. Формирование навыка чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов.
Тема (модуль)
Содержание
Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг.
Краткое знакомство с историей русской официально – деловой письменной речи с целью выявления причин формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма.
Разговорный, деловой и художественный стили речи (сфера применения, задача общения, участники общения). Ясность и точность деловой речи, краткость изложения.
Расписка.
Назначение расписки. Анализ стандартного образца: выявление обязательных элементов данного документа (кто даёт расписку, от кого получен ценный предмет (деньги, вещи); наименование полученного с указанием количества, цены; дата, подпись). Употребление слов только в их прямом значении. Общепринятая форма составления расписки – текст-трафарет. Подражание образцу (коллективное составление документа после разбора образца); составление документа самостоятельно с новым содержанием.
Доверенность.
Назначение доверенности. Анализ стандартного образца. В доверенности указывается доверитель, доверенное лицо, вид действий по доверенности. Обязательные реквизиты (Наименование документа, место и дата написания, основной текст, удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации). Общепринятая форма. Подражание образцу. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; самостоятельное составление документа.
Объяснительная записка
Документы, предназначенные для доведения до сведения должностного лица информации (заявление, объяснительная). Анализ образца. Обязательные элементы: адресация, наименование документа, основной текст (Вводные слова: Ставлю Вас в известность…, Представляю письменное объяснение…и т.п.), дата, подпись. Правдивое, убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины; указание основных мотивов, обстоятельств дела. Общепринятая форма составления документа. Составление объяснительных по предложенным дисциплинарным нарушениям.
Заявление.
Назначение документа. Анализ образца - выявление особенностей оформления реквизитов. Заявления простые и сложные (с Приложением: свидетельство об окончании школы, характеристика, справка о состоянии здоровья, автобиография, справка с места жительства) о приёме на работу; о предоставлении очередного (внеочередного) отпуска. Деловой стиль речи. Коллективное составление плана – схемы заявления. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных текстов; самостоятельное составление заявлений.
Объявление.
Цель данной деловой бумаги. Анализ текстов объявлений из газет (о выборе профессий, покупке-продаже, находке-пропаже). Выявление обязательных элементов объявления, порядок расположения частей текста Недостаточность или избыточность информации, её достоверность. Подражание образцу. Составление объявлений из деформированного текста; исправление неправильно составленных объявлений.
Типы текстов с точки зрения цели высказывания (описание, повествование, рассуждение). Написание объявления по данному плану и опорным словам с включением описания животных в деловом стиле. Самостоятельное составление текста объявлений.
Автобиография, резюме.
Автобиография великих людей в художественном стиле (Есенин «О себе»). Хронологический план изложения. Оформление документа в деловом стиле (наименование, текст автобиографии, подпись, дата). Анализ образца. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Порядок и связь слов в предложениях.
Понятие о резюме. Резюме как альтернатива автобиографии. Сходства и отличия автобиографии и резюме. Образцы и правила составления резюме.
БЛОК II. Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения.
Цель. Формирование навыка заполнения бланков, квитанцийпо образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам.
Тема (модуль)
Содержание учебного материала
Экскурсия на почту с целью знакомства с её работой.
Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением. Знакомство с профессиями, связанными с почтовой службой. Отслеживание маршрута письма через почтовое отделение (от почтового ящика до конкретного адресата). Где и как появилась почтовая служба.
Сочинение об экскурсии на почту.
Беседа об экскурсии на основе личных наблюдений с целью систематизации знаний. Текст и закономерности его построения: целостность и связность. Коллективное сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям. Расположение материала в логической последовательности; связь слов в предложении; связь предложений в тексте.
Числа в деловых бумагах.
Закрепление и обобщение знаний правописания числительных. Виды делового письма, где используются числительные (доверенность, расписка и т.д.).
Заполнение бланков на посылку.
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).
Денежный перевод.
Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный). Стоимость отправления денежных переводов. Упражнения в оформлении денежного перевода по образцу.
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцам. Заполнение бланков квитанций по платежам за квартиру, электроэнергию, водоснабжение. Точность информации, разборчивость почерка, грамотность.
Телеграмма.
Назначение (простая, срочная, на художественном бланке). Особенности составления текста телеграммы (кратко, лаконично, понятно, однозначно), адреса на ней. Редактирование текстов телеграмм с целью устранения неправильного порядка слов, их неоправданного использования. Обдумывание ситуаций, которые требуют телеграфного сообщения. Юбилей, торжество. Составление телеграммы по письму и наоборот. Заполнение телеграфного бланка (обычного, художественного).
Закрепление и обобщение знаний правописания собственных и нарицательных имён существительных. Адрес: точность, правильность оформления, разборчивость почерка. Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.
Поздравительная открытка
Выбор открытки. Анализ текстов личного, официального характера (форма обращения: Дорогой…, Уважаемый…). Составление и запись текстов.
Эпистолярный жанр. Письма великих людей.
Значение письма как средства общения людей на расстоянии. Художественные произведения в виде писем, посланий: эпистолярные рассказы («Ванька» А.П.Чехова), лирические стихи («Письмо к матери» С.А.Есенина). Письма великих людей (А.П.Чехова брату, жене, друзьям). Художественный стиль речи.
Виды писем.
Виды писем разные по цели общения (деловые, дружеские, поздравительные). Требования к содержанию и стилевому оформлению. Личные письма (дружеские, поздравительные) пишутся в свободной форме: используются разговорный, художественный стили; характерны эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата.
Деловые письма составляются по определённой форме: используется официально – деловой стиль; характерны точность, ясность, возможная краткость, информативность; употребление слов только в их прямом значении. Цель деловых писем - получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Виды деловых писем: письмо – приглашение (Примите наше приглашение…, Позвольте пригласить Вас…), письмо – просьба (Просим Вас…, Сообщите нам, пожалуйста, …) и др. Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.
Коллективное составление открытого письма.
Открытое письмо. Цель и назначение открытого письма. Язык открытого письма (общедоступность, ясность изложения, понятность и простота). Использование слов в прямом и переносном значении. Случаи использования стилистически окрашенной лексики. Анализ текстов открытых писем. Коллективное составление плана письма (1.Приветствие и обращение. 2. Изложение того, что хочешь написать. 3. Заключение. 4. Подпись.5. Дата). по предложенной учителем теме. Составление текста письма по плану и опорным словам. Редактирование текстов письма (задание может быть лексическим или грамматическим). Орфографическая работа.
Составление и написание письма-обращения.
Официальное письмо. Деление письма на части. Обращение. Редактирование писем. Работа с деформированным текстом. Устное составление письма по данному началу, опорным словам и словосочетаниям. Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст и закономерности его построения.
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся по блоку II:
Знать виды оказываемых услуг почтовым отделением;
Заполнять бланки на посылку, на денежный перевод, по платежам за коммунальные услуги;
Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
Составлять и писать текст телеграммы, поздравительной открытки, личного письма (по плану, опорным словам), учитывая особенности структуры каждой деловой бумаги;
Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно).
БЛОК III. Виды делового письма творческого характера.
Цель. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, развитию навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений.
Тема (модуль)
Содержание учебного материала
Рецепт, инструкция, памятка.
Виды рецептов, инструкций, памяток. Значение точности используемых слов, выражений для правильности и воспроизводимости рецепта, инструкции, памятки. Правила составления рецепта, инструкции. Сравнение значений и структуры текста рецепта и инструкции. Изучение образцов текстов рецепта, инструкции, памятки.
Составление рецепта, инструкции.
Составление рецепта, инструкции на основе текста художественного произведения (стихотворения, рассказа). Работа с деформированным текстом. Исправление ошибок в инструкции, рецепте.
Заметка. Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы.
Чтение и обсуждение небольших статей из газет, посвящённых отдельному положительному или отрицательному конкретному факту. Заметка (по характеру изложения) – особый вид сочинения с элементами описания. Отличительные особенности заметки: острота, меткость языка, злободневность проблемы, которая часто выливается в обобщённый призыв к читателям. Информационная форма заметки, которая содержит только сообщение о каком – либо происшествии. Основные части заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения. Типы текстов (повествование, рассуждение, описание).
Коллективное составление заметки.
Выбор темы, близкой учащимся, с целью побуждения высказывать свои мысли, чувства. Соотнесение заголовка и формулировки основной мысли. Составление плана. Отработка содержательной стороны заметки, расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств, синонимов для предупреждения тавтологии, использование различных конструкций предложений. При составлении устной заметки учитель на доске выписывает напротив каждого пункта плана – схемы слова и словосочетания. Пересказ содержания заметки.
Составление заметки и памятки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»
Анализ готовой заметки. Определение темы и основной мысли по заголовку. Составление памятки о правилах поведения на основе текста. Работа с текстом заметки: деление текста на части, составление плана. Обсуждение аналогичных случаев на данную тему. Словарная работа. Написание по аналогии с данным текстом заметки на основе конкретного факта из собственного опыта учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (редактирование, работа с деформированным текстом). Чтение и анализ работ. Сравнение текста памятки и заметки.
Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии»)
Написание заметки по предложенному плану и опорным словам. Дифференцированный подход в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников.
Отзыв о прочитанной книге.
Коллективное составление отзыва о прочитанной книге по плану - схеме. Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами. Включение элементов рассуждения.
Работа над ошибками.
Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст (описание) и закономерности его построения. Коллективное редактирование заметок. Работа с деформированным текстом. Устное составление заметок по плану, опорным словам и словосочетаниям.
«Поступаем на работу». Ролевая игра.
Воспроизведение в игровой форме ситуаций при поступлении на работу. Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства.
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся по блоку III:
Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные для данной деловой бумаги;
Составлять отзыв по плану (с помощью учителя);
Писать заметку по опорным словам, предложенному плану после предварительного разбора;
Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);
Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.
виды деловых бумаг (заявление, объявление, автобиография и др.);
в каких случаях данная деловая бумага применяется;
обязательные элементы, порядок расположения частей текста, характерные для данного документа.
Учащиеся должны уметь:
составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);
применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
пользоваться словарём.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учёта ЗУН обучающихся. При оценке устных ответов на уроках делового и творческого письма принимаются во внимание:
- правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если учащийся обнаруживает осознанное владение материалом, может самостоятельно сформулировать ответ, полно и последовательно изложить материал, привести необходимые примеры, самостоятельно или с помощью учителя может обосновать свой ответ. При ответе могут допускаться единичные негрубые ошибки, которые учащийся сам может исправить.
Оценка «4» ставится, если учащийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в приведении примеров, немногочисленные ошибки, которые сам, без помощи учителя, исправить не может. При правильном ответе затрудняется его обосновать даже с помощью учителя.
Оценка «3» ставится в случае обнаружения учащимся знаний и понимания основных положений данной темы, но при этом изложение материала недостаточно полно и последовательно. При этом учащийся допускает ряд речевых ошибок, затрудняется в самостоятельном приведении примеров, но может сделать это с помощью учителя. При ответе затрудняется сформулировать свою мысль и постоянно требуется помощь учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает многочисленные ошибки при формулировании ответа, искажает смысл изученных понятий, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ.
Оценка «5» ставится за работу без ошибок. При этом творческая работа выполнена правильно, последовательно, в полном объёме. Предложения построены правильно, слова и выражения подобраны верно и точно.
Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками. При этом творческая работа выполнена правильно, последовательно и в полном объёме. Допускаются 1-2 неточности, не искажающие смысл составленного текста. Предложения построены правильно, слова и выражения подобраны верно.
Оценка «3» ставится за работу 3-6 ошибками. При условии, что творческая работа выполнена правильно, хотя и не в полном объёме (но не менее 50%). Допускается наличие 1-3 ошибок при построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла составленного текста.
Оценка «2» ставится за работу с 7 и более ошибками. Творческая работа при этом выполнена неправильно или в малом (менее 50%) объёме. Допущены многочисленные ошибки в построении предложений, слова употребляются неправильно, что значительно искажает смысл составленного текста и затрудняет его понимание.
Оценка «1» ставится в случае, если учащийся не справился с работой без уважительной причины.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основными формами и методами обучения деловому письму являются практические работы, беседы, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства.
Учебная задача по формированию знаний реализуется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий. Задачи, связанные с формированием у учащихся навыков и умений, требуют метода упражнений и практических работ.
В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ: коллективные, групповые и индивидуальные.
Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях.
В блоках «Личные документы официального характера», «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся умений и навыков составлять и оформлять документы на основе полученных знаний.
Блок «Виды делового письма творческого характера» содержит виды работы, которые могут быть отнесены к деловому письму условно: составление рецепта, инструкции или памятки, написание заметки в газету, составление отзыва о книге.
В специальной коррекционной школе VIII вида все творческие работы являются обучающими. Написание таких работ осуществляется по готовому или коллективно составленному плану, по опорным словам, на основе наблюдений.Подготовка к самостоятельному написанию текстов творческого характера происходит на предыдущих уроках. В процессе такой подготовки осуществляется подбор словаря, анализ орфограмм; выполняются упражнения в составлении словосочетаний, предложений.
Беседа на уроках обучения деловой речи является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, упражнениями и другими видами работ.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения деловой речи. Их рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков делового общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся вовлекаются в беседу, применяют усвоенные ими знания и приёмы. Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить учащихся перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или организовываться как итоговое занятие на урок («Поступаем на работу»). Эти занятия требуют серьёзной подготовки и имеют важное значение для решения задач обучения и воспитания, способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся.
В программе отводится время на вводную экскурсию, которая предшествует изучению нового материала по теме «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения». Экскурсияможет быть и текущей, итоговой.
Экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсии может проводиться практическая работа. Во время текущей или итоговой (на усмотрение учителя) экскурсии на почту, учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Решению задач делового письма способствуют возможности интерактивной доски (при наличии таковой), позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения.
Например, при объяснении новой темы теоретический материал можно представить в виде схем, таблиц, презентаций («Виды писем», «Свойства официально-деловой письменной речи»). На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно и т.п. При использовании интерактивной доски восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету.
Обучение составлению деловых бумаг желательно объединять с определёнными грамматическими темами или событиями в школе, стране. Например, обучение написанию объявлений – с именем существительным, глаголами на –тся, -ться; телеграммы – с простым предложением; письма – с обращением, местоимением и т.д. Поздравительную открытку - к празднику; к объявлению стоит вернуться, когда класс является ответственным за проведение мероприятия.
Структура уроков делового письма определяется видом заданий (заполнение бланка, написание заявления, заметки), но вместе с тем уроки имеют и общие установки.
В работе над деловыми бумагами можно выделить следующие этапы:
1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага применяется.
2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.
3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:
а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;
б) коллективное составление документа после разбора образца;
в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем или предложенные учениками).
На этом этапе работы можно использовать упражнения различной степени сложности: составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; переделка одного вида деловой корреспонденции в другой (например, по письму составить телеграмму и наоборот); составление документов по аналогии с литературным материалом; самостоятельное составление документа на заданную тему.
При проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, практические работы, письменные самостоятельные работы.
Дифференцированный подход реализуется путём подбора различных по объёму и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. При составлении плана урока нужно продумать, в какой его части учащиеся должны будут применить знания и умения, полученные ранее.
На всех этапах урока в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением старшеклассников правильно построить фразу, обосновать вывод.
На уроках делового письма используются информационно – коммуникативные технологии; во избежание утомляемости - здоровьесберегающие технологии: В.Ф.Базарного: динамические паузы, офтольмопаузы, диаграммы для разгрузки зрения; А.Неретина: дыхательная гимнастика, релаксация.
В качестве наглядного и дидактического материала используются:
Образцы деловых документов.
Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы.
Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции): «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса», «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге», «Памятка для написания письма», планы написания письма, заявления, заметки, автобиографии, объявления, доверенности, рецепта, инструкции.
Диаграммы для разгрузки зрения (схемы зрительных траекторий).
Сборник поздравительных текстов;
Газеты с объявлениями.
Литература: учебники, методические пособия, справочная литература, тексты художественных произведений (представлены в списке использованной литературы).
ЛИТЕРАТУРА
Учебники:
Галунчикова Н.Г. Русский язык [Текс]: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская – М.: Просвещение, 2006. – 264 с.
Галунчикова Н.Г. Русский язык [Текст]: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская – М.: Просвещение, 2006. – 264 с.
Методические пособия:
Аксёнова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: Пособие для учителя / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова - М: Просвещение, 2002. – 264 с.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: Учебник для вузов / А.К.Аксёнова - М: Владос, 2005. – 316 с.
Бабушкина М.В. Программа «Деловое письмо» для учащихся 10 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида [интернет-ресурс] / М.В. Бабушкина // http: www.zavuch.info/
Бебешина Н.Н. Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы [Текст]: Из опыта работы / Н.Н. Бебешина, В.П.Свириденков. – М.: Просвещение, 1978 – 187 с.
Бебешина Н.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы [Текст]: Пособие для учителей / Н.Н. Бебешина, Ф.Н.Самсонова –М.: Просвещение, 1970. – 208 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебное пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001. – 258 с.
Воронкова В.В. Программа «Русский (родной) язык» [Текст] // Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1 под ред. В.В.Воронковой - М: Владос, 2010. – С. 5-28.
Едакина М.Р. Программа курса по выбору «Деловое письмо» для учащихся 10 класса СКОУ VIII вида [интернет источник] / М.Р. Едакина http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/programma-kursa-po-vyboru-delovoe-pismo
Ильина С.Ю. Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы [Текст] // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М.Бгажноковой - М: Просвещение, 2006. – С. 143-154.
Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием [Текст]: Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов / С.Ю.Ильина - Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006. – 384 с.
Комская С.Н. Русский язык [Текст]: Учебник для 9 класса вспомогательной школы / С.Н.Комская, Г.В.Малых – М.: Просвещение, 1990. – 216 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2008. - 272 с.
Прудникова А.В. Виды работ по развитию речи [Текст] / А.В.Прудникова – М.: Учпедгиз, 1965. – 126 с.
Скиргайло Т.О. Деловое письмо [Текст]: Библиотека учителя / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова – М.: Просвещение, 2004. – 103 с.
Скиргайло Т.О. Требования к деловой речи [Текст] / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова – М.: Просвещение, 2005. - 107 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из истории русского делового письма.
Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально-деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма.
Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в 10 веке в Древнегреческом государстве практиковалось составление официальных документов.
В этот период в основном документируются правовые отношения (жалованные и вкладные грамоты, завещания), создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (заёмные, закладные кабалы, фиксирующие заём денег; полные грамоты, составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.).
Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и заверений в текстах документов, формуляров, то есть устойчивых типовых форм отдельных, наиболее распространенных документов, из которых своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов.
Отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
Существующей вехой в развитии русского официально-делового письма стало приказное делопроизводство (первые государственные учреждения назывались приказами) 15-17 века.
В приказной период постепенно складывается система делопроизводства центральных и местных учреждений, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления.
На смену приказному делопроизводству пришла система коллежского делопроизводства.
В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов. Официально-деловая письменная речь пополнилась значительным количеством новых слов и терминов иноязычного происхождения, что объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально-деловое письмо к западным образцам (администратор, маклер, инспектор, бухгалтер, губернатор, журналы, протоколы, корреспонденция и др.).
В начале 19 века в недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская, просуществовавшая до начала 20 века. Вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения.
В советский период был разработан проект «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.). Но проект не был утверждён, так как ИТУ (Институт техники управления) ликвидировали в апреле 1932 года.
В 80-90 годы была создана Единая государственная система документации, изданы ГОСТы на управленческие документы.
Развитие бизнеса и коммерции значительно изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе письменного, потребовало создания новых типов деловой корреспонденции (деловые рекламные письма, резюме, письма – представления и др.).
Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта деловой письменной речи, накопленного предыдущими поколениями.