Просмотр содержимого документа
«Способы формирования аналитического мышления на уроках английского языка»
Способы формирования аналитического мышления
на уроках английского языка
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного мышления учащихся. Школьный курс иностранного языка предоставляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса английского языка невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления, которая включает в себя развитие умений и навыков работы с учебником и другими источниками информации и формирование умения самостоятельно получать знания.
Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особо важное место при этом занимают анализ и синтез.
Анализ – это практическое или мысленное разложение изучаемого объекта (явления, процесса и т.д.) на составные части (элементы, стороны, признаки, свойства ит.д.), изучение каждого элемента в отдельности как части целого.
Синтез – это практическое или мысленное соединение элементов (частей) или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.
Поскольку анализ и синтез пронизывают весь учебный процесс и являются, таким образом, универсальными метапредметными умениями, целесообразно развивать мышление учащихся через совершенствование именно этих операций.
Помогая учащимся в решении различных мыслительных задач, учитель способствует постепенному овладению ими операциями анализа и синтеза, учит использовать полученные знания и умения в качестве средства получения новых знаний. При этом по мере развития учащихся, помощь со стороны учителя должна уменьшаться, а требования к их самостоятельности возрастать.
Обучить анализу и синтезу – это значит научить:
разлагать объекты на составные части;
выделять отдельные существенные стороны объекта;
изучать каждую часть (сторону) в отдельности как элемент единого целого;
соединять части объекта как единое целое.
Изыскать возможности для формирования и совершенствования операций анализа и синтеза можно при работе с любым учебным материалом. Особенно этому способствует работа с учебной литературой как источником новых знаний.
Объектами анализа и синтеза могут быть текст, таблицы, рисунки, схемы и т.д
Наиболее важным умением при работе с источниками информации является понимание текста. При этом нужно отметить, что в современных условиях – условиях нарастания разнообразной информации – увеличивается роль и значение чтения, и не столько самого чтения, сколько его эффективности, поскольку большой объем существующей информации подразумевает ее отбор, и поэтому первостепенное значение приобретает умение видеть и выделять главное и существенное, отсекая все лишнее и необъективное. Если говорить более определенно, то качество овладения информацией, в первую очередь, зависит от культуры чтения. Для повышения эффективности работы с текстом необходимо помочь школьникам осознать, каковы цели и мотивы чтения, так как от этого напрямую зависит усвоение прочитанного, глубина и прочность полученной информации.
Существуют различные виды чтения (чтение с целью извлечения основной информации; чтение с целью детального понимания прочитанного; чтение с целью группировки и классификации прочитанного материала и т.д.). Поэтому задача учителя – помочь ребятам дифференцировать задачи, стоящие перед ними.
Если ставится задача добиться осмысленного чтения, целесообразно перед прочтением помочь учащимся поставить вопрос к любому, даже самому маленькому тексту. Это приводит к тому, что дети начинают искать в тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность усвоения прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением ребята смогут осуществлять самостоятельно.
Умение работать с текстом подразумевает умение переконструировать информацию в иную форму: изложение, план, конспект, тезисы и т.д. В этом проявляется аналитико – синтетическая деятельность.
Для формирования умения составлять план может быть предложена следующая последовательность действий: определите последовательность событий, описанных в тексте; поделите текст на части; какая информация является наиболее важной в каждой части; озаглавьте каждую часть (на русском и/или английском языках); оформите сказанное в виде плана. Подобная работа проводится совместно с классом под руководством учителя, но постепенно она должна становится все более и более самостоятельной.
Аналогичная работа может проводиться и со звучащим текстом. Подобная деятельность позволяет развить навыки работы с устным текстом и постепенно подвести школьников к умению адекватно воспринимать услышанную информацию.
С проблемой умения правильно организовать работу учащихся на уроке и вне его тесно связана проблема формирования умения правильно читать и, что более важно, правильно понимать формулировку задания к упражнениям. На практике мы сталкиваемся с тем, что ученики не всегда выполняют упражнения корректно или в полном объеме. Часто это связано с тем, что они не умеют правильно читать инструкцию. Текст задания читается ими просмотровым чтением, а текст упражнения – изучающим. В то время как изучающим должно быть в первую очередь прочтение инструкции. Поэтому на уроках специально организуется работа с текстом задания, ориентированная на поиск необходимой информации, её переработку и использование. В качестве примера можно привести текст задания к упражнению по теме «Who is the Best Class President?» в учебнике Кузовлева В.П. для 6 класса. Школьники читают формулировку задания. Затем учитель организует работу с текстом этого задания. При необходимости дети обращаются к словарю в конце учебника для того, что более точно понять задание. При этом педагог акцентирует внимание на том, где, в каком справочнике можно узнать о значении слов (слов со звездочкой, почему именно в этом словаре), какую дополнительную информацию можно извлечь из словарной статьи: особенности произношения, формообразования и т.д. Может быть задан вопрос, какой знак стоит перед формулировкой задания и о чем это говорит (о том, что задание будет выполняться устно). Значит, какова задача при выполнении этого упражнения? (прослушать/ прочитать тексты и ответить на вопрос). И еще раз внимание акцентируется на ключевом вопросе задания: на какой же вопрос нужно найти ответ? И только после этого школьники приступают к непосредственной работе с текстами задания.
Количество предлагаемых вопросов зависит от уровня подготовленности класса. Впоследствии самостоятельность детей должна увеличиваться и роль учителя может быть сведена к постановке проблемы: на какие вопросы нужно найти ответы для успешного выполнения данного задания.
При работе с материалом самих упражнений могут быть использованы различные приемы развития аналитико-синтетических умений в зависимости от характера предложенного материала.
Сравнение. Сравнивать можно явления, процессы, предметы, грамматические правила и т.д. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что им предлагается сравнить. Самостоятельный анализ исходного материала и составление на его основе сравнительных таблиц позволяет учащимся более глубоко понять смысл того, что они сравнивают, научиться выделять главное и наиболее существенное, структурировать предложенный материал.
Работа с таблицей. Таблица – это информация, представленная в свернутом виде. Она содержит не только данные, но еще и знания, которые надо из нее добыть. Поэтому работа с таблицами является эффективным средством формирования аналитико-синтетических умений по сворачиванию информации (когда ученик сам составляет таблицу) или ее развертыванию (когда он работает с готовой таблицей). Задача учителя – научить работать с такой информацией, максимально ее преобразовывая. Для уяснения приемов систематизации и структурирования материала целесообразно производить анализ таблиц: Как называется таблица? Или Как вы могли бы озаглавить таблицу?; Что представлено в ней?; Какую информацию мы можем найти в таблице? или Какую информацию мы можем занести в таблицу?; Как организована таблица?; Какие графы она имеет?; Почему?; Какими сведениями она может быть дополнена?
Работа с картинкой. Что вы видите на картинке? Это самый главный и трудный вопрос для многих учащихся, так как ответ на него требует развернуть информацию представленную набором символов. Каков механизм, приводящий к ответу? Сначала ученик воспринимает (понимает) символы, из которых состоит рисунок, и их связь между собой. Потом он перекодирует информацию в словесную посредством внутренней речи и, наконец, дает ответ, проговаривая его во внешней речи. Этот ответ может лишь частично воспроизвести внутреннюю речь. Внутренняя речь в силу индивидуальных особенностей развития ребенка, наличия или отсутствия необходимых знаний и умений, далеко не всегда полно описывает набор представленных символов. То есть на каждом этапе, предшествующем ответу на вопрос, наблюдается потеря или искажение информации. И это в результате часто приводит к неполному ответу. Чтобы не потерять деталей, надо разбить картинку на отдельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название и значение. Таким образом, ответ на сложный вопрос «Что ты здесь видишь?» необходимо разбить на несколько более простых: Что изображено на картинке (перечислить все объекты)?; Что – какое явление, событие, процесс и т.д. – иллюстрирует картинка?; Как рисунок связан с темой урока и/или раздела?; Итак, что представлено на картинке?
Работа с сопроводительным материалом учебника. Большую роль в формировании аналитического мышления играют условные обозначения и справочные материалы, представленные в учебном пособии. Они помогают лучше ориентироваться в предложенной информации, понять принцип ее организации и облегчить поиск необходимых данных, сэкономив при этом время. Активная работа с сопроводительным материалом организуется обычно в начале года. Однако она не должна игнорироваться и на всем протяжении учебной деятельности. Необходимо постоянно акцентировать внимание школьников на том, что, где и как они могут найти, а умение быстро и эффективно находить необходимые сведения как раз и является одним из важнейших умений. Поэтому, пока данные умения не доведены до автоматизма, периодически нужно возвращаться к работе со структурными элементами учебника: Где мы можем найти значение слов (слов со звездочкой)?; Какую информацию мы можем извлечь из словаря?; Какую информацию мы можем найти в лингвострановедческом справочнике?; Что обозначает данный условный знак?; Какой материал выделен рамочкой (отличается по цвету), как вы думаете, почему?; Зачем материал представлен в виде таблицы (схемы)? и т.д. Такие вопросы позволяют детям осмысленно воспринимать материал учебника, и не только учебника по английскому языку, но и любого другого учебника, учат ориентироваться в предложенной информации.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что развитие аналитического мышления имеет немаловажное значение в учебном процессе. Формирование аналитико-синтетического операций служит важным средством развития метапредметных, общеучебных умений и навыков и универсальных учебных действий.
При этом критерием сформированности аналитического мышления может служить система умений, включающая в себе:
умение работать с текстом, справочным и сопроводительным материалом;
умение извлекать знания из предложенного материала;
умение углублять знания в процессе работы с рисунками, графиками, схемами и таблицами;
умение применять знания на практике при решении поставленных задач.