Просмотр содержимого документа
«Словообразование в английском языке»
Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ/ОГЭ
Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.
Разработка состоит из трех частей:
1. Основные способы словообразования в английском языке
2. Рекомендации для учащихся по выполнению заданий ОГЭ на словообразование
3. Упражнения на аффиксальное словообразование
1. Основные способы словообразования в английском языке
В английском языке имеется несколько способов словообразования:
1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)
2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)
3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).
4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса)
Словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ОГЭ. Для успешного выполнения таких заданий в формате ОГЭ (В4 – В16) особое внимание при подготовке следует уделять преобразованию глаголов с учетом видовременных форм и аффиксальному словообразованию. В любом учебнике можно найти много упражнений на проработку видовременных форм глаголов, но наблюдается явный недостаток упражнений на словообразование. Поэтому далее речь пойдет преимущественно об аффиксальном словообразовании.
Аффиксация – образование новых слов посредством присоединения словообразовательных аффиксов к корням и основам исходных слов. Например, impress – impression – impressive – impressively.
В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации различаются следующие способы образования слов:
Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible – impossible.
Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы, главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work – worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов, сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless – hopelessness.
Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance.
2. Рекомендации для учащихся по выполнению заданий ЕГЭ/ОГЭ на словообразование
1. Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска. Для этого обратите внимание на слова, стоящие до и после пропуска, задайте вопросы к пропущенному слову.
3. Подумайте, как изменить исходное слово, используя типичные для той или иной части речи суффиксы и приставки, чтобы образовать часть речи, нужную для заполнения пропуска. Помните:
если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи (например, happy – unhappy, arm – disarm);
если требуется иная часть речи, чем исходное слово, как правило, используется суффикс (например, happy – happiness, arm – army, beauty - beautiful);
некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов (например, life – to live, belief – to believe, to prove – proof, blood – to bleed, to choose – choice, food – to feed, strong – strength – to strengthen).
4. Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.
Некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу: (например, usual – unusual)
В некоторых заданиях подразумевается преобразование глаголов с учетом видовременных форм: (например, develop – developed)
5. Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.
6. Аккуратно заполните бланк ответов в соответствии с предложенным образцом написания букв английского алфавита.
3. Упражнения на аффиксальное словообразование
В практической части предлагаются разного рода упражнения на выполнения заданий на словообразование. На основе данных упражнений каждый учитель может сам составить огромное количество дополнительных упражнений и использовать при формировании навыков выполнения заданий на словообразование
I.
1. Most office work don’t change their jobs because they earn much in the office.
2. Will you fill in the apply form?
3. His new job is very stress.
4. Her desk is so tidy that it’s possible to find what she wants.
5. My teacher courage me to enter this profession.
6. She was award a first-class Diploma.
7. When I was in the USA, I was impress by the hospitable I received.
8. This iron is broken; it needs mend.
9. I hate that bright coloured pullover.
10. I’m going to do lots of shop while I’m in Paris.
If you’d like to do something differ on your holiday, you might be interest in following the Pilgrim Route to Santiago. The journey starts in France and takes you through the marvel scenery of the Pyrenees to Santiago in Spain.
It normal takes about five weeks to complete the 800-kilometre walk, which gives you much than enough time to go sight. There are plenty of camp, but you can also get rooms in monasteries, which cost little or nothing. Alternatively, you can stay in comfort hotels, but these are obvious more expense.
The Pilgrim Route can be quite crowd during the summer. Some people find it more enjoy to go in October and November, which are quiet months, but the advantage of traveling then is that some of the hotels are closed.
Заполните предложения прилагательными, образованными от существительных, данных в скобках, при помощи суффиксов -ful, -ly или -у. Помните о возможных изменениях в написании: beauty -beautiful, life - lively, noise - noisy.
1. You must be.....................when you open the door. (CARE)
2. The countryside looks very......................now. (COLOUR)
3. That was a very..................thing to do! (COWARD)
4. He has a.....................routine of exercises. (DAY)
5. She was.....................when I told her my plan. (DOUBT)
6. It was very....................so I drove slowly. (FOG)
7. It's nice meeting such a...................person. (FRIEND)
8. He looked very.....................in that hat. (FUN)
9. They saw a.....................figure at the castle door. (GHOST)
10. Working on the car made her hands..................... (GREASE)
11. Let's go for a..................walk in the fresh air! (HEALTH)
12. We're......................that they'll agree to come. (HOPE)
13. Seeing all that food made me very.................... (HUNGER)
14. She married a....................businessman. (SUCCESS)
15. He looked.......................when he heard the news. (THOUGHT)
16. You can trust her. She's a very.....................girl. (TRUTH)
17. This map was very....................on my holiday. (USE)
18. It was.....................to see him again. (WONDER)
Заполните таблицу недостающими однокоренными словами
Существительное (noun)
Прилагательное (adjective)
Глагол (verb)
success
successful
succeed
day
-
annoy
behave
final
information
high
-
compete
strong
solve
addition
special
help
shop
suggest
part
inventive
Распределите глаголы по данным суффиксам и переведите их на русский язык.
То classify, to decorate, to sharpen, to realize, to demonstrate, to satisfy, to organize, to illustrate, to shorten, to criticize, to simplify, to deepen, to graduate, to strengthen, to intensify, to separate, to modernize, to falsify, to broaden, to specialize, to nationalize, to educate, to electrify, to threaten.
Распределите глаголы по данным суффиксам и переведите их на русский язык.
То classify, to decorate, to sharpen, to realize, to demonstrate, to satisfy, to organize, to illustrate, to shorten, to criticize, to simplify, to deepen, to graduate, to strengthen, to intensify, to separate, to modernize, to falsify, to broaden, to specialize, to nationalize, to educate, to electrify, to threaten.
-ize (-ise)
-ate
-(i)fy
-en
KEYS: ize/ise: to realize, to organize, to criticize, to modernize, to specialize, to nationalize.
ate: to decorate, to demonstrate, to illustrate, to graduate, to separate, to educate.
(i)fy: to classify, to satisfy, to simplify, to intensify, to falsify, to electrify.
en: to sharpen, to shorten, to deepen, to strengthen, to broaden, to threaten.
VIII.
Заполните предложения производными словами от данных справа (Theletter А). В некоторых случаях необходимо образовать отрицательную форму при помощи префиксов dis-, in-, un-.
We must take...............before things get worse.
There's a lot of...............outside the stadium.
Don't worry about the volcano. It's been.................for years.
She said she wanted to be a television.........................
(l)ACT
Are all those..................they put in food really necessary?
In.......................to doing the cleaning, I make the coffee.
(2) ADD
This is an................... piece of work.
I am full of....................for the improvements he's made.
(3) ADMIRE
Unfortunately, you'll be at a.....................if you can't drive.
Knowing a lot of languages, he's in a very...................position.
(4) ADVANTAGE
He works for an....................agency.
I saw an..................for the job in our local newspaper.
(5) ADVERTISE
He gets very angry if you.................with his ideas.
The...............we made was for one year only.
(6) AGREE
I only had a day to visit all the tourist.....................
1. Английский язык: готовимся к централизованному тестированию: Анализ ошибок. Комментарии к ответам. Тренировочные тесты / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2007. - 121 с.
2. Биболетова М.З. Enjoy English. - Учебник англ. языка и рабочая тетрадь для 5-11 классов / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. - М: Титул, 2009.
3. Гроза О.Л. и др. New Millennium English: учебник англ. яз. и рабочая тетрадь для 9-11 классов общеобраз. учрежд. / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, В.В. Клименко, М.Л. Мичурина. Н.В. Новикова, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова. - Обнинск: Титул, 2006.
4. Фищук Л.Г. Типовые задания и упражнения для подготовки к экзамену по английскому языку. Учебное пособие / Л.Г. Фищук. - Ростов Н/Д: Феникс, 2004 (Серия «Сам себе репетитор»)
5. Точилина А.К. Тренажер по английскому языку для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / А.К. Точилина, Л.Л. Кажемская. - Мн.: ТетраСистемс. 2006.