Методическая разработка «Способы словообразования в английском языке»
Методическая разработка «Способы словообразования в английском языке»
Данная методическая разработка цикла уроков по теме «Способы словообразования в английском языке» предназначена для работы с учащимися 6 класса общеобразовательной школы. Цикл рассчитан на 4 урока, посвящен вопросам словообразования в английском языке. Эта тема очень актуальна, так как именно она вызывает наибольшие затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Цикл разработан с использованием технологий здоровьесбережения и критического мышления, что значительно повышает продуктивность уроков и способствует повышению мотивации учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Способы словообразования в английском языке»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда»
Конкурс методических разработок
Методическая разработка цикла уроков английского языка
для учащихся средней школы (УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") 6 класс)
с использованием технологий здоровьесбережения и критического мышления.
по теме:
«Способы словообразования в английском языке»
выполнила:
учитель английского языка
МОУ СШ № 102
Бардакова Е.В.
Волгоград 2017 г.
Данная методическая разработка цикла уроков по теме «Способы словообразования в английском языке»
предназначена для работы с учащимися 6 класса общеобразовательной школы. Цикл рассчитан на 4 урока, посвящен вопросам словообразования в английском языке. Эта тема очень актуальна, так как именно она вызывает наибольшие затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Цикл разработан с использованием технологий здоровьесбережения и критического мышления, что значительно повышает продуктивность уроков и способствует повышению мотивации учащихся.
С 2003 года выпускники российских школ сдают ЕГЭ по английскому языку. Ученики нашей школы сдают этот экзамен в основном успешно. Но десятилетний опыт работы по подготовке к ЕГЭ показывает, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика». Меня заинтересовала эта проблема, и я решила проанализировать причины и найти решение.
Просмотрев учебные пособие «Spotlight», я обнаружила, что в них можно найти 1-2 упражнения на словообразование в каждом модуле. Кроме того, нет объяснений, как происходит словообразование в английском языке, очень мало дано словообразовательных таблиц, главное – недостаточно упражнений для формирования навыков. Так и возникла необходимость разработки уроков по данной теме, составления таблицы и упражнений по словообразованию для дальнейшей успешной подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Школьники при традиционном подходе к изучению словообразования, согласно моим наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения правил, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время разработка и внедрение в процесс обучения нового подхода к обучению словообразования, повышающего интерес и мотивацию учащихся.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что словообразование, будучи неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранному языку, формируется, опираясь на позитивный опыт учащихся. Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда у учеников закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала.
Использование технологии критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи при работе над правилами словообразования(формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника
Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка при изучении словообразования позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Данная методическая разработка посвящена общим вопросам словообразования, словообразованию существительных и прилагательных. В дальнейшем её необходимо дополнить уроками, посвященными вопросам словообразования глаголов, наречий, числительных.
Интегрированный урок «Словообразование в русском и английском языках».
Словообразование в английском языке (суффиксация). Суффиксы существительного -er/or/ar, -ist, -ant/ent, -(i)an, -ee), ness, -ship, -ing
Образование прилагательных при помощи суффиксов –y, -ly, -ful, -al, ic, -ing, -ous.
Технологическая карта цикла уроков по английскому языку по теме: «Способы словообразования в английском языке»
Тема цикла
«Способы словообразования в английском языке»
Цели цикла
Обучающие:
Вводить, тренировать и учить применять правила словообразования.
Научить образовывать формы слов и слова других частей речи.
Научить учащихся проводить сравнительный анализ
Научить понимать значение различных префиксов в английском языке.
Обобщить грамматический материал по словообразованию.
Научить воспринимать иноязычную речь на слух.
Контролировать навыки устной и письменной речи.
Развивающие:
Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.
Развивать умения систематизировать новые знания и на их основе составлять и понимать слова различных частей речи
Развивать внимание и познавательную активность.
Развивать память, смекалку и сообразительность.
Воспитательные:
Обеспечить условия для создания благоприятного, эмоционального психологического климата в коллективе для формирования коммуникативной культуры учащихся посредством использования технологий здоровьесбережения и критического мышления.
Воспитание потребности в практическом использовании английского языка.
Ознакомить с культурой других стран.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
- освоить и отработать основные способы словообразования;
- уметь использовать префиксы для образования новых слов;
- читать и понимать слова, образованные разными способами от других частей речи;
- составлять слова разными способами;
- активизировать самостоятельную деятельность;
- уметь воспринимать иноязычную речь на слух.
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование и развитие интереса к иностранному языку;
Регулятивные:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- способность определять, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- умение взаимодействовать с взрослым и со сверстниками в учебной деятельности;
- уметь работать индивидуально, парно и в группе;.
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины ее успеха/неуспеха.
Познавательные:
Обшеучебные
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выбирать и использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
- умение выделять существенную информацию из текстов;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение сравнить цель и результат, свободная ориентация и восприятие текстов, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- умение выражать смысл ситуации различными средствами (схемы, знаки);
- умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
Коммуникативные:
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению);
- формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
- умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимную помощь по ходу выполнения задания.
мультимедийная презентация материала в Power Point;
раздаточный материал;
видеоресурсы
Технологическая карта урока № 1 «Словообразование в русском и английском языках 6 класс».
Этап
Цель этапа
Методы
Формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Этап. Актуализация знаний
Актуализировать имеющиеся знаний, способов действия в новых условиях; развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся;
Беседа
Фронтальная
Урок начинает с приветствия. Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала Слайд 2
Задает вопрос, чем будем заниматься на уроке, выслушав ответы, подводит детей к выводу, что будем говорить о словообразовании в русском и английском. Дальше переходит к вопросу о том, чему же научимся на уроке, добивается ответа, что будем говорить о способах словообразования. Предлагает заполнить «Таблицу “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. (Таблица “ЗХУ”).
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны со словообразованием в русском и английском языках.
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).
2. Этап. Создание проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию, которая требует решения.
Беседа (анализ конкретной ситуации)
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы
Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений. Просит составить цепочку однокоренных слов:
- счастливый – несчастный - счастье,
- добрый, недобрый, доброта.
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
3. Этап . целеполагания.
Поставить практическую частную познавательную задачу или определить учебную задачу обобщенного типа.
Дискуссия (постановка проблемы)
Фронтальная, индивидуальная,парная
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. Слайд 3
Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
4. ЭТАП планирования.
Формировать способность анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитать культуру делового общения;
Дискуссия (поиск выхода из ситуации)
Групповая
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах словообразования.
Слайд 4, 6
Предлагает таблицы основных способов словообразования в английском и русском языках.
Работают в группах.
Обобщение результатов наблюдения (анализируют таблицы словообразования в английском и русском языках), составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
5 ЭТАП "Открытие"нового знании (Изучение новой темы)
Развивать способности к обобщению;
воспитать способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи.
Дискуссия, беседа. объяснение (решение проблемной задачи и обобщение полученных знаний)
Групповая и индивидуальная
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов (анализ таблиц), противоречий между ними.Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Слайд 5, 7
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление).
.
Беседа (применение полученного опыта)
Групповая работа.
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока. Создает условия для сотрудничества - работы в группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.
Слайд 8
- Вступают в диалог;
- Выполняют задания на новый материал;
- Составляют цепочки слов.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Формироватьспособности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Беседа (анализ проделанной работы
Форнтальная
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести со своими записями и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Актуализировать имеющиеся знаний, способов действия в новых условиях;
формироватькоммуникативные умения и навыки, культуру общения, сотрудничества.
Беседа
Фронтальная
Проверяет домашнее задание. Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.
Беседует с классом о том, чем будут заниматься на уроке и чему научатся. Предлагает заполнить таблицу «Тонких и толстых вопросов”.
Отвечают домашнее задание. Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты, связанные со словообразование существительных) которые связаны с формулировкой проблемы.
2. Этап. Создание проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию, которая требует решения.
Беседа (анализ конкретной ситуации)
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы
Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений. Просит назвать людей по профессии. Слайд 2
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
3. Этап целеполагания.
Поставить практическую частную познавательную задачу или определить учебную задачу обобщенного типа.
Дискуссия (постановка проблемы)
Фронтальная, индивидуальная,
парная
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.
Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).
4. ЭТАП планирования.
Формировать способность анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.
Дискуссия (поиск выхода из ситуации)
Групповая
Знакомит с названиями профессий людей, просит разобрать слова по составу. Слайд 3
Работают в группах.
Обобщение результатов наблюдения (анализируют Слайд 2) , составляют план предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
5 ЭТАП "Открытие"нового знании (Изучение новой темы)
Формировать основы теоретического мышления, воспитать способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи.
Дискуссия, беседа. объяснение (решение проблемной задачи и обобщение полученных знаний)
Групповая и индивидуальная
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов (анализ таблиц), противоречий между ними.Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Слайд 4
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы: значение суффиксов. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление).
.
Беседа (применение полученного опыта)
Групповая работа.
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока. Создает условия для сотрудничества - работы в группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. Слайды 5, 6
Вступают в диалог;
Выполняют упражнение 1 на карточках.
Выполняют физ. разминку: учитель называет действие – ученики изображают профессию.
Затем упр. 2. Читают текст, выполняют задания на словообразование.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Формироватьспособности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Беседа (анализ проделанной работы
Фронтальная
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести со своими записями и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Актуализировать имеющиеся знаний, способов действия в новых условиях;
формироватькоммуникативные умения и навыки, культуру общения, сотрудничества.
Беседа
Фронтальная
Проверяет домашнее задание. Затем предлагаем учащихся в группах сформулировать тему урока, опираясь на пройденный материал. Подводим к выводу, что мы мы говорили о способах словообразования существительных, и сегодня будем говорить о словообразовании прилагательных.
Учащиеся читают работы партнера. Затем предлагаем учащихся в группах сформулировать тему урока, опираясь на пройденный материал.
- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).
2. Этап . Создание проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию, которая требует решения.
Беседа (анализ конкретной ситуации)
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы
В качестве «Вызова» используем текст на слайде. Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предлагает использовать прилагательные в тексте.
Слайд 2
Сталкиваются с проблемой, т.к. не знают как образовать прилагательные.
3. Этап . целеполагания.
Поставить практическую частную познавательную задачу или определить учебную задачу обобщенного типа.
Дискуссия (постановка проблемы)
Фронтальная, индивидуальная,
парная
Обращаем внимание учащихся на таблицу словообразования.
Слайд 3
Работают с таблицей словообразования
4. ЭТАП планирования.
Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитать культуру делового общения.
Дискуссия (поиск выхода из ситуации)
Групповая
Помогает учащимся делать выводы.
Работают в группах.
Обобщение результатов наблюдения (анализируют таблицу словообразования).
5 ЭТАП "Открытие"нового знании (Изучение новой темы)
Развивать умения находить общее, закономерности, способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи.
Дискуссия, беседа. объяснение (решение проблемной задачи и обобщение полученных знаний)
Групповая и индивидуальная
Показывает видео «Словообразование прилагательных», стимулирует учащихся к деятельности, предлагает выполнить упражнения.
Слайд 4
Смотрят видео, осуждают в группах варианты выполнения упражнений. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Физкультминутка.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление).
.
Беседа (применение полученного опыта)
Групповая работа.
Предлагает учащимся, используя новые знания выполнить упражнения на сообразование новых слов. Создает условия для сотрудничества - работы в группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. Слайд 5, 6
Выполняют упражнения по словообразованию.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Формироватьспособности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Беседа (анализ проделанной работы
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести со своими записями и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом и составить синквейн (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
Анализируют продуктивность урока, составляют синквейн.
Т.о. в результате изучения данной темы учащиеся значительно пополнят свой лексический запас, расширят знания о грамматическом строе языка, познакомятся с основными правилами словообразования в английском языке. Т.к. тема изучается с использование технологий здоровьесбережения и критического мышления, то и результат такой работы очень продуктивен: дети лучше запоминают новую лексику и грамматические явления.
Кроме того, использование методики критического мышления повышает эффективность урока. Ученики не равнодушны на уроке, не пассивны, они проявляют интерес к теме, к тому, чем занимаются на уроке и как они осваивают эту тему. Тем самым повышается качество знаний и успеваемость. Таким образом, считается целесообразным применение данной методики на уроке как одной из развивающих технологий, которая с позиции ученика:
позволяет увидеть проблему в новом ракурсе;
учит выражать свои мысли и доверять себе;
дает стимул учиться.
С позиции учителя поддерживает, но не навязывает свои идеи, помогает, но не ущемляет:
мало говорит, а слушает, направляет и наблюдает;
исследует проблему вместе с учеником.
В результате повышается мотивация к обучению, растет процент успеваемости и качества знаний учащихся.
Литература и источники:
Газета «English», Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») – Режим доступа:http://festival.1september.ru/
Российский портал открытого образования – Режим доступа: http://www.openet.edu.ru/
Интернет сайт http://www.internet-scool.ru – школы издательства Просвещение.
Словообразование в английском языке суффиксы – Режим доступа:http://engood.ru/wordform/angliyskie-suffiksy, свободный.- Заглавие с экрана.
Уроки английского языка онлайн "с нуля" по темам бесплатно – Режим доступа:http://www.homeenglish.ru/uroki_online21.htm, свободный. – Заглавие с экрана.
Приставки и суффиксы в английском языке. – Режим доступа:http://engblog.ru/prefixes-and-suffixes, свободный. – Заглавие с экрана.