Проектная технология как средство формирования УУД на уроке английского языка
Проектная технология как средство формирования УУД на уроке английского языка
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на современные требования, как к качеству обучения, так и к компетентностному подходу в обучении личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная технология как средство формирования УУД на уроке английского языка»
Проектная технология
как средство формирования общих учебных действий
на начальном этапе обучения
«То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет
сделать самостоятельно»
(Л. Выготский)
Выделяя основные тенденции обучения иностранному языку в современном образовании, в том числе и начальном, можно отметить, что смещаются акценты от области знаний к области умений, от «знаю что» к -«знаю как».
(2)В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
(3) В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на современные требования, как к качеству обучения, так и к компетентностному подходу в обучении личности ребенка.(4)
Задача, стоящая перед каждым педагогом, заключается во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий.
Наряду с многообразием новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно- ориентированного подхода, наиболее характерной является проектная методика обучения(5).
Проект - ( от лат. «брошенный вперед» ), по определению Дж. Джонса - вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
(6)Здесь широко используется эго- фактор, предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы, желающего участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной деятельности.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
простор для творческой и созидательной деятельности.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.
Сегодня я бы хотела представить свою модель творческого проекта «Welcome to the Zoo», который был обозначен в ходе совместной деятельности с учащимися 2-3 классов нашего лицея и вышел за рамки учебной деятельности в обучении английскому языку.
Вид проекта - творческий, долгосрочный, межгрупповой.
Данный вид деятельности использовала в тесном контакте с учебной программой под редакцией И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной для школ с углубленным изучением английского языка и часами дополнительного английского языка. Тема проекта « Welcome to the zoo» была выбрана не случайно: она входит в контекст обучения иностранному языку, достаточно интересно воспринимается учащимися, многогранна для поисковой и исследовательской деятельности, имеет широкий спектр для формирования рефлексивного обучения и развития критического мышления каждого ребенка, независимо от его знаний, умений и навыков.
Учение с увлечением - главный принцип успеха учебной деятельности в совместной работе с младшими школьниками. Каждый урок – это легенда, сказка, путешествие, интерпретация, перевоплощение, рождение идеи, все это в дальнейшем имеет свое логическое завершение-результат, который и является целью проектной деятельности.
. В результате игровой деятельности мы решили ряд проектных задач: оформили альбом с иллюстрациями диких и домашних животных, составили тематический словарь, сочинили стихотворения, написали мини-сочинения, подготовили костюмированную драматизацию, составили программу праздничного шоу, подготовили театральные мини- проекты, мини- спектакли, оформили выставку творческих работ учащихся, создали видео- презентацию о проделанной работе. Все виды заданий были интересны, соответствовали индивидуальному уровню и способностям детей, стимулировали общее речевое развитие учащихся, развивали их коммуникативную культуру.
Коммуникативные задачи как средство формирования общих учебных действий
Виды заданий
1.
Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей
Игра »Экологическое лото»: какие животные живут в зоопарке?
Игра »Восстанови фото леопарда»
Игра « Мы идем в зоопарк»
Составление мини- диалогов
Ролевая игра по теме «Животные»
2.
Развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные и речевые средства для успешного решения коммуникативных задач
Составление мини- диалогов
Обсуждение плана написания сочинения и создание иллюстрации
Разучивание стихов, рифмовок, скороговорок, песен о животных
Совместное написание рассказа о любимом животном (обсуждение достоинств и недостатков написанного сочинения)
3.
Расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника
Введение новых лексических единиц по заданной теме
Просмотр видеосюжета о жизни диких животных в джунглях с последующим обсуждением
4.
Развитие познавательной, эмоциональной, волевой сферы младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка
Кукольный театр « The greedy monkey»
Игра «Как шимпанзе добраться до бананов?»
Рисование красками « А parrot»
5.
Овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК, умение работать в паре, в группе
Оформление странички альбома «Picture poem»
Создание иллюстрации к сочинению
Оформление коллажа
Работа с энциклопедией «Большая книга о животных», «Энциклопедия животного мира»
Собирание пазлов »Отгадай, что это за животное?»
(7)Важно правильно организовать работу учащихся младшего школьного возраста:
1. На начальном этапе очень важно не только составить и обсудить примерный план работы, сформулировать тему и конечную цель проекта, необходим эмоциональный настрой и высокая мотивация на успех каждого ребенка в достижении положительного результата.
Необходимо скоординировать работу с разными источниками информации и компонентами УМК (мультимедийные приложения, аудиоматериалы, видеосюжеты, подборка текстов, стихов песен, рифмовок, загадок, скороговорок и т.д. )
обсудить план написания творческих заданий, создания иллюстраций, оформление выставки , альбомов;
разумно определить временные рамки каждого вида заданий;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
2. Разворачивание замысла в деятельности
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические явления, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно этот этап охватывает как индивидуальную, так и парную, групповую работу учителя и учащихся. Именно здесь корректируются ошибки, обсуждаются промежуточные результаты, достоинства и недостатки по каждому конкретному виду заданий. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
3 . Представление результатов, подведение итогов ( 8)
При публичном представлении результатов следует подчеркнуть особую значимость реальных возможностей учащихся;
- организация взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;
-обучение способу проектирования через специально разработанные задания;
- переконструирование, «перенос» известных им языковых явлений в модельную ситуацию .
4. Рефлексия своей деятельности
Какие же способности формируются у учащихся на начальном этапе обучения английскому языку в ходе выполнения проектных задач?
- рефлексировать ( видеть проблему; анализировать сделанное - почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагать( ставить и удерживать цели);
- планировать( составлять план своей деятельности);
-моделировать(представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя существенное, главное);
- проявлять инициативу при поиске способа;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать и аргументированно отклонять точки зрения других).
Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют творческую составляющую и коммуникативную направленность. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного задания, они придумывают, фантазируют. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность увидеть проблему и найти способы самостоятельного ее разрешения.