«Применение информационно- коммуникационных технологий как средство формирования компетентностного подхода к обучению»
«Применение информационно- коммуникационных технологий как средство формирования компетентностного подхода к обучению»
«Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, его интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.
Информационно-технологическое обеспечение связано с созданием компьютерной сети системы образования, использованием информационных технологий и современного программного обеспечения.
Информационно-технологическое обеспечение способствует изменению содержания образования и методику преподавания традиционных учебных дисциплин. В результате возникает новая, компьютерная «среда обучения», которая выступают как ресурс повышения эффективности обучения.
Особенность информационных технологий заключается в том, что они:
индивидуализируют обучение;
обеспечивают доступ к большим объемам информации;
способствуют обработке отобранных сложных данных;
помогают в исследовании компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов.
Компьютерная среда обучения способствует организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменению содержания и характера деятельности учителя. Информационные технологии совершенствуют управление учебным процессом, его организацию, контроль и планирование» (Концепция 12 – летнего среднего образования Республики Казахстан)
Organization moment
Greeting
Introducing of the game rules
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение информационно- коммуникационных технологий как средство формирования компетентностного подхода к обучению» »
«Применение информационно- коммуникационных технологий как средство формирования компетентностного подхода к обучению»
Исмагулова А.М., школа-гимназия №17 г.Актобе
«Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, его интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.
Информационно-технологическое обеспечение связано с созданием компьютерной сети системы образования, использованием информационных технологий и современного программного обеспечения.
Информационно-технологическое обеспечение способствует изменению содержания образования и методику преподавания традиционных учебных дисциплин. В результате возникает новая, компьютерная «среда обучения», которая выступают как ресурс повышения эффективности обучения.
Особенность информационных технологий заключается в том, что они:
индивидуализируют обучение;
обеспечивают доступ к большим объемам информации;
способствуют обработке отобранных сложных данных;
помогают в исследовании компьютерных моделей изучаемых объектов и процессов.
Компьютерная среда обучения способствует организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменению содержания и характера деятельности учителя. Информационные технологии совершенствуют управление учебным процессом, его организацию, контроль и планирование» (Концепция 12 – летнего среднего образования Республики Казахстан)
Цели проекта:
Дать возможность освоить современные образовательные и информационные технологии;
Научить применять их на занятиях
Научить создавать собственные электронные ресурсы
Способствовать формированию:
Самостоятельности в достижении намеченных целей;
Навыков проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
Умения работать с информацией.
Задачи проекта:
Познакомить со спецификой образовательных электронных ресурсов
Научить работать в тестовой среде;
Изучить методологические и технологические вопросы создания мультимедиа продуктов для подготовки урока и его проведения.
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно - компьютерных средств, главными преимуществами которых являются:
1.Возможность организации процесса познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу;
2.Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
3.Коренное изменение процесса познания путем смещения её в сторону системного мышления;
4.Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Одним из таких средств является использование в процессе обучения web-квестов, которые представляют мини проекты, основанные на поиске информации в Интернете. На первом этапе проекта учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формирует проблему.
Задания web-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающиеся были вынуждены произвести отбор материала, проанализировать его, выделить главное из той информации, которую он находит.
На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
Обсуждение результатов работы над web-квестами можно провести в виде выступления, чтобы обучающиеся имели возможность представить свою работу, осознав её значимость. На этом этапе работы формируются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самоанализ, коммуникативность и умение выступать перед аудиторией.
Что позволяет достичь информационно-коммуникационные технологии?
*Экономию социального времени, которая достигается за счет использования новых видов информационных коммуникаций.
*Переход к информационному образу жизни, использование современных информационных ресурсов и услуг.
*Новую возможность - открытое образование в течение всей своей жизни независимо от места своего проживания и своей мобильности
*Возможность образовывать так называемые сетевые сообщества.
ИКТ является основным компонентом в системе повышения качества образования путём внесения изменений в учебные предметы, обучения новым практическим навыкам и расширение учебных дисциплин.
Использование информационно-коммуникационных технологий ведёт к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, в современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формировании коммуникативной культуры обучающихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Если мы обратимся к "Словарю методических терминов" (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии - это "система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи".
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании.
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.
Следует учитывать принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.
Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий.
Важным аспектом использования ИКТ на уроках является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Обучающиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.
Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации обучающимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно обучающимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.
Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся .
Другой положительный результат использования презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся.
Разрабатывая уроки , учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.
Таким образом, использование информационно -комуникативных технологий при обучении создают особую информационную обстановку которая стимулирует интерес и пытливость ребёнка, способствует раскрытию заложенных природой потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ребёнка.
В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и взаимопомощи равных.
Результаты работы:
Создание банка данных мультимедиа материалов
Новые возможности в преподавании
Индивидуализация учебного процесса
Накопление методических пособий
Повышение творческой и познавательной активности обучающихся
Литература:
1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999. – 472 с.
2. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у школьников / Д.И.Водзинский. М.: Просвещение, 2003. С. 5 – 138.