Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах
Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах
Основной целью аудирования является развитие у учащихся способности понимать на слух: 1. иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения; 2. учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах»
Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах
Основной целью аудирования является развитие у учащихся способности понимать на слух:
иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения;
учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований);
основную информацию (глобальное понимание);
нужную информацию (селективное понимание);
полную информацию (детальное понимание).
Содержание обучения аудирования включает в себя следующие компоненты:
лингвистический;
психологический;
методологический.
Теперь разберем, что представляет собой каждый компонент. Лингвистический компонент - языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие и социокультурные знания.
Психологический компонент представляет собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, а также коммуникативные навыки и умения.
Методологический компонент представляет собой комплекс компенсирующих и учебных умений. Совокупность таких умений с речевыми умениями составляют стратегию понимания аудиотекста.
Основным средством аудирования является аудиотекст.
Аудиотекст обладает смысловой завершенностью, смысловой структурной целостностью, композиционной оформленностью. К основным требованиям к текстам для аудирования относятся:
наличие только знакомого учащимся языкового материала,который входит в состав активного минимума;
наличие простых синтаксических структур;
небольшой объем (1,5–2 минуты звучания);
доступность и простота содержания;
широкое использование средств изобразительной наглядности.
Самым легким и доступным источником информации является речь преподавателя, но она должна сопровождается зрительной опорой в виде картинок, иллюстрирующих содержание устного речевого сообщения, с нее рекомендуется начинать обучение аудированию. Речь учителя обладает такими качествами, которых нет ни у кого другого источника информации. К таким качествам относятся:
наличие ситуации общения;
непосредственный контакт между говорящими и слушающими;
наличие обратной связи;
обращенность речи;
глубокое знание своей аудитории;
волевое и эмоциональное воздействие личности учителя;
знакомый голос;
доступный темп речи, зрительная опора в виде мимики и жестов;
использование в речи только знакомого для данной конкретной аудитории языкового материала и выбор интересного и вполне доступного смыслового материала.
Выбор аудиотекста является очень важным пунктом для эффективного обучения аудированию. Во-первых, он должен соответствовать возрастному уровню развития учеников. Во-вторых, текст должен содержать всю информацию, требуемую для задания. В-третьих, должен соответствовать конкретным целям обучения на определенном этапе.
Е.Н. Соловова предлагает разделить работу с текстом на 3 этапа:
до прослушивания;
во время прослушивания;
после прослушивания.
Этап «до прослушивания» предполагает формулировку заданий и пути их выполнения, так же на данном этапе происходит объяснение возможных трудностей. Первичная установка закладывает степень мотивации слушателей. Помимо всего этого, на данном этапе учитель должен снять с заданий возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
догадка по заголовку, по новым словам или же по иллюстрациям;
краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.
Во время прослушивания учащиеся должны услышать основной смысл текста, а также слова, которые помогут им с выполнением заданий. На данном этапе лучше всего делать для себя записи, это может выполнить задания, которые относятся к третьему этапу аудированию.
Второй этап включает в себя следующие, наиболее типичные установки для работы с текстом являются:
прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;
прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений;
прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались;
закончить следующие предложения;
прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо;
прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов в параллельном столбце.
Этот этап прослушивания предполагает переработку прослушанной информации и выполнение заданий. На третьем этапе учитель может предложить:
задания на творческую переработку воспринятой информации;
задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели цели, содержание и этапы работы над аудированием.