статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»
Статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»
«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка».
«Развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть – это значит укрепить духовные силы человека, помочь ему в исканиях самого себя, собственной сути. Обнаружить и развить его глубинные стремления. Способности – это важнейшая цель образования», - сказано в Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан.
Поэтому главная цель уроков казахского языка - развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления ассоциативной фантазии, воспитания духовного мира. Каждый ребенок на уроке казахского языка может выбрать для себя ту форму речевой деятельности, которая подталкивает его к проявлению творческой индивидуальности: разговор в виде диалога, анализ – рассказ, впечатления в рисунках или пересказ.
В младших классах дети очень стараются делиться своими мыслями и пониманием темы в виде пересказа.
А в старших классах больше присутствует как раз таки рассказ анализ и диалог.
Для проведения физминутки в младших классах мною продумано несколько игр, которые не только позволяют отдохнуть, но и сближают детей, организую их и развивая творческие способности.
В средних классах при чтении и переводе тем пробуждается ассоциативная фантазия. Они в след за учителем же начинают сочинять рассказ.
А в старших классах дети уже самостоятельно анализируют услышанное, разбирают по пунктам и часто стараются использовать диалог. Нередко ребята работают самостоятельно парами и группами. Находят решение поставленной перед ними задачи, обсуждают ее в группах и анализируя предлагаемый вариант выносят единое обоснованное мнение.
Как показала практика, одним из основных средств преподавания казахского языка являются языковые игры, которые способствуют активации учащихся на занятиях развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразность форм урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Чтобы заинтересовать учащихся провожу игры.
Одну и туже игру можно проводить несколько раз ( путем подставки новых лексических единиц).
1.Новую игру начинаю в роли ведущего, а затем эту роль передаю хорошо подготовленному ученику.
2.На первом этапе приучаю учащихся комментировать свои действия.
3.Придаю игре характер соревнования для того, чтобы от игры наибольший эффект.
4. Снабжаю играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями для возбуждения интереса учащихся к игре.
5. Использую следующие лексические единицы и выражения, которые помогут мне провести игру на казахском языке. Тіл дамыту ойындары
Языковые игры можно разделить на:
Фонетические игры
Лексические игры
Игры с фразами
Грамматические игры.
Игры для обучения чтения
Игры для обучения аудирования
Игры для обучения говорению
Смешанные игры
Коммуникативные игры
Теперь подробнее расскажу об особенностях некоторых из этих видов игр:
Лексические игры
Хорошо используются как в младшем так и в среднем звене. Они помогают активизировать словарный запас учеников, обогатить его анонимами, синонимами, антонимами и др.
Например: игра «Снежный ком».
В этой игре кто больше составит из картинок слов, тот выигрывает или игра:
«Измени слово». Здесь в данном слове, например (вставка) девочка необходимо изменить букву, (вставка) – зима и получится другое слово. Возможен вариант убавления и прибавления одной буквы:.(вставка)
Игры с фразами.
В качестве игры можно также использовать различные творческие диктанты.
Например: ученику диктуют фразу или предложения, а ученик рисует то, что слышит. Затем делает подписи под рисунком или я диктую нераспространенные предложения словосочетания, а участник записывает полные распространенные предложения. Победителем считается тот, у кого самые красивые и правильные предложения.
III. Грамматические игры,
Грамматические игры – это игры для тренировки различных грамматический явлений. Например, для заполнения окончаний времен глагола. В качестве раздаточного материала использую карточки со словами-глаголами. Ученики получают задание выписать только глаголы указанного времени и по парам.
IV. Игры обучающие чтению.
Эти игры можно использовать в 7-х классах и старших классах для материала лексики. Например: ученик из пройденного материала должен написать реферат или сочинение.
V. Игры, обучающие говорению.
В этой игре прослушивают текст, определяют тему, отбирают информацию, составляют конспект, выписывают ключевые слова, чертят схемы.
Собери из картинок текст.
Участникам этой игры раздаются картинки. Игроки составляют предложения по каждой картинке, а потом объединяют в один текст, не нарушая последовательности.
VI.Смешанные игры.
Смешанные игры помогают решить проблему владения всеми видами речи.
УП. Коммуникативные игры.
И наконец, мы подошли к коммуникабельным играм на уроке казахского языка в школе с русским языком обучения. Начнем с общеизвестного: принципа личностного общения и ролевой организации учебного материала и процесса. Они являются важнейшими методическими принципами интенсивного обучения. Главной формой учебной деятельности при коммуникативных играх является не слушание, говорение или чтение, а живое межличностное общение учителя с учащимися и учащихся между собой. Многие учителя проводят на уроке ролевые игры. При этом ролевое общение определяется как опосредованное социальными ролями, но есть в этом случае, люди общаются между собой не как личности, а прежде всего носители определенных социальных полей. Таким, например, является общение покупателя с продавцом, врача с пациентом, гостя с хозяином дома, двух пассажиров. Здесь в достаточной степени регламентировано и содержание общения и его средства. Содержание здесь задается социальными ролями участников.
Это очень хороший вид работы, но еще не коммуникативная игра. Это лишь ступенька к ней.
Личностное коммуникативное общение – это общение, в котором участники открыты друг перед другом со стороны их намерений, мотивов, мнений, пристрастий, индивидуальных особенностей т.е. т.е. общения, в котором участники в максимальной степени апеллируют к личностным характеристикам друг друга.
Учителю необходимо знать важное правило: отбор предметных условий для задания должен производиться учителем с учетом психологического соответствия реальному уровню развития учебно-познавательной деятельности в классе.
Если же предполагаемые в задании предметные условия будут слишком опережать программный материал, значит игра заранее будет обречена на провал. Надо помнить, что коммуникативной игре предшествует коммуникативное задание.
Для активизации мотивационного задания, для осмысления его как задачи субъективно значимой в результате чего должна повыситься личностно ролевая активность учащихся в обучении общению, необходимо построить коммуникативное задание таким образом, чтобы в нем были предоставлены ориентировочный и стимулирующий компоненты. Только при этих условиях можно утверждать, что коммуникативные задания будут учениками восприняты, как задача, значимая на личностно-ролевом уровне общения. Их этого следует, что при формировке задания учителем должны быть намечены цели действий учеников, а также описаны предметные условия, ситуации, в рамках которого будут проходить поиски возможных вариантов достижения поставленных целей.
Например: Игра «Выбор школы».
Вы переехали в новый микрорайон, где есть три школы. В какую школу отдать своих детей. Вы общаетесь с детьми из вашего подъезда, чтобы выбрать школу получше. Детям понравились ваши ребятишки, каждый желает учиться с ними. Дети должны убедить вас отдать детей в их школу. Чтобы никого не обидеть, вы должны аргументировать свой выбор.
Коммуникативные намерения собеседников здесь разное: не только спросить-ответить, но и убедить- разубедить, предложить – дать согласие или отказ.
В приведенных примерах обрисована ситуация с разнообразным и широким спектром взаимосвязанных предметных условий, благодаря чему у учителя имеется возможность логически аргументировать цель задания и ориентировать обучаемых на определенные средства и достижения. Готовя ученика тем самым с социуму, к жизни вне школы.
Я использую не только игровую технологию, но и технологию Кулпаш Сариевой и технологию Жунуспека. В течение нескольких лет я работаю над этой темой, отслеживаю качество знаний за 4 года.
Для повышения качества знаний мною применялись инновационные технологии. За этот год дала открытый урок в 5ом классе, где применяла интерактивный метод обучения. Также можно отметить внеклассную работу – участи в городском конкурсе «Білгенге маржан» и завоевали 4 места наши ученики как Байдин М.- 5а класс, Иванова Т.-7а, а также учащиеся 9а класса Матвенку Александр который участвовал в городском конкурсе «Жігіт с?лтаны» и завоевал 3 места по городу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»»
Көлбаева Базаргүл Әкімқызы.
Қарағанды облысы
Теміртау қаласы
№24 жалпы орта мектебінің
Қазақ тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі.
«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка».
«Развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть – это значит укрепить духовные силы человека, помочь ему в исканиях самого себя, собственной сути. Обнаружить и развить его глубинные стремления. Способности – это важнейшая цель образования», - сказано в Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан.
Поэтому главная цель уроков казахского языка - развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления ассоциативной фантазии, воспитания духовного мира. Каждый ребенок на уроке казахского языка может выбрать для себя ту форму речевой деятельности, которая подталкивает его к проявлению творческой индивидуальности: разговор в виде диалога, анализ – рассказ, впечатления в рисунках или пересказ.
В младших классах дети очень стараются делиться своими мыслями и пониманием темы в виде пересказа.
А в старших классах больше присутствует как раз таки рассказ анализ и диалог.
Для проведения физминутки в младших классах мною продумано несколько игр, которые не только позволяют отдохнуть, но и сближают детей, организую их и развивая творческие способности.
В средних классах при чтении и переводе тем пробуждается ассоциативная фантазия. Они в след за учителем же начинают сочинять рассказ.
А в старших классах дети уже самостоятельно анализируют услышанное, разбирают по пунктам и часто стараются использовать диалог. Нередко ребята работают самостоятельно парами и группами. Находят решение поставленной перед ними задачи, обсуждают ее в группах и анализируя предлагаемый вариант выносят единое обоснованное мнение.
Как показала практика, одним из основных средств преподавания казахского языка являются языковые игры, которые способствуют активации учащихся на занятиях развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразность форм урока и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Чтобы заинтересовать учащихся провожу игры.
Одну и туже игру можно проводить несколько раз ( путем подставки новых лексических единиц).
1.Новую игру начинаю в роли ведущего, а затем эту роль передаю хорошо подготовленному ученику.
2.На первом этапе приучаю учащихся комментировать свои действия.
3.Придаю игре характер соревнования для того, чтобы от игры наибольший эффект.
4. Снабжаю играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями для возбуждения интереса учащихся к игре.
5. Использую следующие лексические единицы и выражения, которые помогут мне провести игру на казахском языке. Тіл дамыту ойындары
Языковые игры можно разделить на:
Фонетические игры
Лексические игры
Игры с фразами
Грамматические игры.
Игры для обучения чтения
Игры для обучения аудирования
Игры для обучения говорению
Смешанные игры
Коммуникативные игры
Теперь подробнее расскажу об особенностях некоторых из этих видов игр:
Лексические игры
Хорошо используются как в младшем так и в среднем звене. Они помогают активизировать словарный запас учеников, обогатить его анонимами, синонимами, антонимами и др.
Например: игра «Снежный ком».
В этой игре кто больше составит из картинок слов, тот выигрывает или игра:
«Измени слово». Здесь в данном слове, например (вставка) девочка необходимо изменить букву, (вставка) – зима и получится другое слово. Возможен вариант убавления и прибавления одной буквы:.(вставка)
Игры с фразами.
В качестве игры можно также использовать различные творческие диктанты.
Например: ученику диктуют фразу или предложения, а ученик рисует то, что слышит. Затем делает подписи под рисунком или я диктую нераспространенные предложения словосочетания, а участник записывает полные распространенные предложения. Победителем считается тот, у кого самые красивые и правильные предложения.
III. Грамматические игры,
Грамматические игры – это игры для тренировки различных грамматический явлений. Например, для заполнения окончаний времен глагола. В качестве раздаточного материала использую карточки со словами-глаголами. Ученики получают задание выписать только глаголы указанного времени и по парам.
IV. Игры обучающие чтению.
Эти игры можно использовать в 7-х классах и старших классах для материала лексики. Например: ученик из пройденного материала должен написать реферат или сочинение.
V. Игры, обучающие говорению.
В этой игре прослушивают текст, определяют тему, отбирают информацию, составляют конспект, выписывают ключевые слова, чертят схемы.
Собери из картинок текст.
Участникам этой игры раздаются картинки. Игроки составляют предложения по каждой картинке, а потом объединяют в один текст, не нарушая последовательности.
VI.Смешанные игры.
Смешанные игры помогают решить проблему владения всеми видами речи.
УП. Коммуникативные игры.
И наконец, мы подошли к коммуникабельным играм на уроке казахского языка в школе с русским языком обучения. Начнем с общеизвестного: принципа личностного общения и ролевой организации учебного материала и процесса. Они являются важнейшими методическими принципами интенсивного обучения. Главной формой учебной деятельности при коммуникативных играх является не слушание, говорение или чтение, а живое межличностное общение учителя с учащимися и учащихся между собой. Многие учителя проводят на уроке ролевые игры. При этом ролевое общение определяется как опосредованное социальными ролями, но есть в этом случае, люди общаются между собой не как личности, а прежде всего носители определенных социальных полей. Таким, например, является общение покупателя с продавцом, врача с пациентом, гостя с хозяином дома, двух пассажиров. Здесь в достаточной степени регламентировано и содержание общения и его средства. Содержание здесь задается социальными ролями участников.
Это очень хороший вид работы, но еще не коммуникативная игра. Это лишь ступенька к ней.
Личностное коммуникативное общение – это общение, в котором участники открыты друг перед другом со стороны их намерений, мотивов, мнений, пристрастий, индивидуальных особенностей т.е. т.е. общения, в котором участники в максимальной степени апеллируют к личностным характеристикам друг друга.
Учителю необходимо знать важное правило: отбор предметных условий для задания должен производиться учителем с учетом психологического соответствия реальному уровню развития учебно-познавательной деятельности в классе.
Если же предполагаемые в задании предметные условия будут слишком опережать программный материал, значит игра заранее будет обречена на провал. Надо помнить, что коммуникативной игре предшествует коммуникативное задание.
Для активизации мотивационного задания, для осмысления его как задачи субъективно значимой в результате чего должна повыситься личностно ролевая активность учащихся в обучении общению, необходимо построить коммуникативное задание таким образом, чтобы в нем были предоставлены ориентировочный и стимулирующий компоненты. Только при этих условиях можно утверждать, что коммуникативные задания будут учениками восприняты, как задача, значимая на личностно-ролевом уровне общения. Их этого следует, что при формировке задания учителем должны быть намечены цели действий учеников, а также описаны предметные условия, ситуации, в рамках которого будут проходить поиски возможных вариантов достижения поставленных целей.
Например: Игра «Выбор школы».
Вы переехали в новый микрорайон, где есть три школы. В какую школу отдать своих детей. Вы общаетесь с детьми из вашего подъезда, чтобы выбрать школу получше. Детям понравились ваши ребятишки, каждый желает учиться с ними. Дети должны убедить вас отдать детей в их школу. Чтобы никого не обидеть, вы должны аргументировать свой выбор.
Коммуникативные намерения собеседников здесь разное: не только спросить-ответить, но и убедить- разубедить, предложить – дать согласие или отказ.
В приведенных примерах обрисована ситуация с разнообразным и широким спектром взаимосвязанных предметных условий, благодаря чему у учителя имеется возможность логически аргументировать цель задания и ориентировать обучаемых на определенные средства и достижения. Готовя ученика тем самым с социуму, к жизни вне школы.
Я использую не только игровую технологию, но и технологию Кулпаш Сариевой и технологию Жунуспека. В течение нескольких лет я работаю над этой темой, отслеживаю качество знаний за 4 года.
Для повышения качества знаний мною применялись инновационные технологии. За этот год дала открытый урок в 5ом классе, где применяла интерактивный метод обучения. Также можно отметить внеклассную работу – участи в городском конкурсе «Білгенге маржан» и завоевали 4 места наши ученики как Байдин М.- 5а класс, Иванова Т.-7а, а также учащиеся 9а класса Матвенку Александр который участвовал в городском конкурсе «Жігіт сұлтаны» и завоевал 3 места по городу.