Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах»
Основные характеристики процесса обучения аудированию в старших классах.
В качестве основной цели обучения аудированию выдвигается развитие у учащихся способности понимать на слух:
• иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения;
• Учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований);
• Основную информацию (глобальное понимание);
• Нужную информацию (селективное понимание);
• Полную информацию (детальное понимание).
Содержание обучения аудирования включает в себя:
• Лингвистический компонент;
• Психологический компонент;
• методологический компонент
Лингвистический компонент- языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие и социокультурные знания.
Психологический компонент- представляет собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения.
Методологический компонент- комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста.
Основным средством аудирования является аудиотекст.
Аудиотекст обладает смысловой завершенностью, смысловой структурной целостностью, композиционной оформленностью. К основным требованиям к текстам для аудирования можно отнести:
• наличие только знакомого учащимся языкового материала, входящего в состав активного минимума;
• наличие простых синтаксических структур;
• небольшой объем (1,5 – 2 минуты звучания);
• доступность и простота содержания; широкое использование средств изобразительной наглядности.
Наиболее легким и доступным источником информации, с которой следует начинать обучение аудированию, является речь преподавателя, сопровождаемая зрительной опорой в виде картинок, иллюстрирующих содержание устного речевого сообщения. Речь учителя обладает такими качествами, которых нет ни у кого другого источника информации. К таким качествам относятся: наличие ситуации общения, непосредственный контакт между говорящими и слушающими, наличие обратной связи, обращенность речи, глубокое знание своей аудитории, волевое и эмоциональное воздействие личности учителя, знакомый голос, доступный темп речи, зрительная опора в виде мимики и жестов, а также использование в речи только знакомого для данной конкретной аудитории языкового материала и выбор интересного и вполне доступного смыслового материала.
Приемы и методы обучения аудированию.
Для эффективного обучения аудированию важен правильный выбор аудиотекста.Во первых,он должен соотвествовать возрастному уровню развития учеников.Во вторых,текст должен сожержать всю информацию,трубуемую для задания.В третьих,должен соотвествовать конкретным целям обучения на определенном этапе.
Лучше всего разбить работу с текстом на 3 этапа:
1. До прослушивания;
2. Во время прослушивания;
3. После прослушивания
До прослушивания-предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
• догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
• краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста)
Во время прослушивания
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
• прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
• прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
• прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
• закончить следующие предложения.
• прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
• прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов в параллельном столбце)
После прослушивания
Учитель может предложить выполнить:
• задания на творческую переработку воспринятой информации;
• задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.