Методический материал "Использование ИКТ В обучении английскому языку"
Методический материал "Использование ИКТ В обучении английскому языку"
Информационно-коммуникативные технологии с каждым годом все активнее используются в процессе обучения английскому языку.Уникальность дидактических свойств состоит прежде всего в продуктивномрассмотрении всех возможных аспектов: от лингвистического до культуроведческого ирпикладного.А также в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования речевой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Использование ИКТ В обучении английскому языку" »
Использование ИКТ в обучении английскому языку
Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.
В своей работе я использую ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания дидактического материала для уроков, работы над проектами разного уровня.
Первым шагом к использованию ИКТ является постановка целей, для достижения которых возможно или необходимо использование компьютерных технологий.
На уроках иностранного языка все средства и виды деятельности учащихся должны быть подчинены целям обучения иностранному языку в средней школе.
Цели обучения иностранным языкам в средней школе.
Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование коммуникативной компетенции. В отечественной методике выделяются четыре аспекта цели обучения иностранным языкам (ИЯ):
учебный практический аспект;
воспитательный аспект;
образовательный аспект;
развивающий аспект.
Рассмотрим применение ИКТ в соответствии с конкретными целями, которые преследуются при работе над каждым видом речевой деятельности и аспектом языка.
Говорение: умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д.
Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.
При изучении темы «Искусство» учащиеся совершают виртуальное путешествие по картинным галереям и учатся описывать картины и высказывать свои впечатления о них. http://nationalgallery.com
Письмо: фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д.,
Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы.
Программа Power Point используется на уроках английского языка для проведения презентаций как завершающего этапа работы над темой
Чтение: умение быстро читать про себя для удовлетворения всех функций чтения как средства общения.
Instant Lessons, опубликованные на веб-сайте Интернет-издательства «English-To-Go» помогают закрепить и расширить лексический запас, закрепить грамматические навыки. http://www.english-to-go.com
Задания этих уроков построены на аутентичных статьях информационного агентства “Reuters”, что позволяет учащимся знакомиться с современной тематикой и лексикой газетных статей, знакомиться с различными точками зрения на одни и те же события, происходящие в мире.
Сегодня практически все крупные газеты Великобритании и США размещают в Интернете свои электронные версии, что позволяет учителю, во-первых, поддерживать свой языковой уровень и уровень социокультурной компетенции, а во-вторых, использоватьвыбранные имстатьи для достижения учебных целей урока. http://www.timesonline.co.uk/
Преимуществами электронной газеты или журнала являются:
актуальность и злободневность материалов, поскольку они меняются каждый день, а в учебнике даются устаревшие статьи;
наличие интерактивных гиперссылок, с помощью которых ученики вовлекаются во взаимодействие с другими читателями, авторами или издателями;
возможность быстрого нахождения дополнительного материала по теме.
Аудирование: умение понимать аутентичную речь.
В своей работе использую возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания.
http://www.eviews.net – разработка уроков по аудированию, платный курс, но демоверсия бесплатная.
Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – текст песни и музыка. http://www.songsforteaching.com/
Существует множество сайтов, где по фамилии исполнителя или названию композиции учитель (или ученик под руководством учителя) может найти практически любую песню в формате MP3.
(http://www.anglik.net/songlyricsindex.htm, http://www.mp3lyrics.org/ - здесь только тексы песен; http://www.indianchild.com/Music/download_english_songs_music.htm - этот сайт дает большое количество ссылок, в том числе и для учителей английского языка, и т.д.). Дети с удовольствием участвуют как в поиске, так и в работе с песенным материалом, используя для перевода электронный словарь Lingvo 9.0.
Англоязычные радиостанции – еще один источник аудиоматериалов. Передачи или фрагменты записываются заранее, составляются задания к ним, а на уроке воспроизводятся (http://www.bbc.co.uk/radio/ - любые радио- и видео-передачи BBC).
Воспитательный аспект обучения предполагает воспитание нравственности во всех её проявлениях.
Ежегодно Интернет-издательство «English-To-Go» проводит Всемирный урок английского языка - «World Largest Lesson». http://www.english-to-go.com/wll/intro.htm
Цели урока – показать возможности информационно-коммуникационных технологий, помочь педагогам и учащимся объединиться для проведения этого мероприятия, помочь ученикам осознать важность обсуждаемой в уроке проблемы. Уроки последних лет были посвящены борьбе общественности против применения противопехотных мин. Школьники с большим энтузиазмом участвуют в этих уроках, осознают причастность к общей мировой проблеме. Все учащиеся и учителя, принимавшие участие в уроке, получают сертификаты (в проекте).
Участие в международных Интернет-проектах воспитывает в детях толерантное отношение к иным культурам и способствует более глубокому осознанию своей национальной принадлежности, а также необходимости находить совместные пути решения проблем.
Образовательный аспект обучения предполагает приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, историю и т.д., а также знания о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов.
В данном случае использование Интернета неоценимо как средство виртуального путешествия по странам мира, музеям, национальным галереям, библиотекам и т.д. http://www.earthcam.com
Интернет-ресурсы используются для подготовки докладов, сообщений и презентаций по определенным темам, для выполнения Вебквестов. Учащиеся сами осуществляют поиск и обработку необходимой информации. При работе с Интернет-источниками прежде чем рекомендовать их учащимся учитель обязательно сам оценивает его уровень и качество, используя для этого ряд общепринятых правил и критериев, например, последняя часть электронного адреса (com., gov., edu и т.п.), грамотное оформление сайта, дата последнего обновления и ряд других. Это может быть не только текстовая, но и иллюстративная информация. Например, при чтении текста о событиях в США 11 сентября 2001года, на сайте можно посмотреть множество фотографий, сделанных в этот трагический день. http://September11News.com
Многие музеи мира имеют свои веб-сайты. В Лондоне это Британский музей или музей Шерлока Холмса. При желании, учитель может включить в учебную тему «Лондон» виртуальное посещение музея. http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/
Развивающий аспект обучения обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят слова, какие именно слова и выражения употребляются для номинации предметов, сравнение и сопоставление родного и иностранного языков. Развиваются общеучебные умения и навыки, в том числе, использование учащимися различных технологий работы со справочными материалами, осуществление самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.
Аспекты обучения иностранному языку:
Формирование фонетических и лексических навыков речи
Интернет предоставляет неограниченные возможности для совершенствования и развития фонетических и лексических навыков. Все сайты любых информационных агентств мира используют современную лексику, те или иные события описываются, интерпретируются и оцениваются носителями языка. Существует много словарей с интерактивным интерфейсом, которые предлагают учащимся выбор способов работы над вокабуляром:формы записи слов и выражений, ассоциативные ряды и цепочки, игры, кроссворды, т.д.
Формирование грамматических навыков речи
Для этого используются сайты, на которых выложены систематизированные по темам упражнения. Преимущество этих сайтов в том, что есть подробное изложение теории, к которой всегда можно обратиться в случае затруднений при выполнении упражнений. Есть возможность давать дифференцированные задания учащимся. При необходимости учитель сам составляет лексико-грамматические тесты и другие контрольные задания . В ходе урока отдельные учащиеся выполняют эти задания, сохраняя свои результаты в специальной папке на том же диске. Работы могут быть проверены учителем или самими учениками по ключам, выложенным в отдельном документе.
http://www.english-hilfen.de
http://www.English-test.net
http://www.english.language.ru
Хотелось бы подробнее остановиться на проектной деятельности.
Как уже говорилось, цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Проектные работы пользуются неизменной популярностью у учащихся всех возрастов. Метод проектов, несомненно, обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
простор для творческой и созидательной деятельности.
Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;
понимают необходимость междисциплинарных связей;
применяют английский язык вне стен школы.
Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность и ответственность.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) – отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его ученика.