Использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования
Цель данной работы состоит в специализации методов работы, обеспечивающих эффективную образовательную среду в рамках предмета «Английский язык» с использованием ИКТ, уделяя внимание самостоятельной деятельности учащихся начальных классов.
Достижение представленной цели возможно посредством следующих задач:
изучение и анализ теоретического материала по данной теме;
рассмотрение учебно-методических комплектов с точки зрения использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе;
создание системы заданий с использованием ИКТ в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы).
Объектом данного исследования по выбранной теме выступит процесс обучения английскому языку на начальной ступени школьного образования. В то время как предметом – повышение качества эффективности образования в рамках предмета «Английский язык» с использованием ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования»
0
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Набережночелнинский государственный педагогический университет
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра иностранных языков
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
«Начальное образование» и «Иностранный язык»
Руководитель проф., д-р филол. наук ____________________ Шакирова Р.Д. (подпись, дата)
Обучающийся ____________________ Авалян А.В. (подпись, дата) 541 группа
Набережные Челны, 2019
Содержание
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе на начальной ступени школьного образования
7
1.1 Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и применение их в образовательном процессе
7
1.2 Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках английского язык
10
Глава 2 Применение информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени обучения
16
2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках учебно-методических комплектов для организации самостоятельной работы
16
2.1.1 Анализ учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» ("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы
16
2.1.2 Анализ учебно-методического комплекта «Звездный английский» («Starlight») 1-4 класс для начальной школы
18
2.1.3 Анализ учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием» (« Enjoy English») 2-4 класс для начальной школы
20
2.2 Система заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования
21
Заключение
25
Список использованных источников
28
Приложения
Введение
Информация и её исключительно быстрый темп развития средств ее обработки является неотъемлемой характеристикой общества на сегодняшний день. Применение средств вычислительной техники в сферы жизни человека является достижением человека в области информатики. Предпосылки для действенного применения информационно-коммуникационных технологий (ИKT) в сфере образования имеют место быть на сегодняшний день.
Проблема инноваций в образовании остается актуальной на все времена, так как она непрерывно связана с использованием новых методов и технологий в образовательной системе. Инновации – это нововведения, которые необходимы для решения проблемных ситуаций для обеспечения рационализации учебного процесса и формирования подходящих условий усвоения знаний и повышения качества образования. Направление профессионального роста педагога, его творческой активности, умение способствовать личностному росту учеников обуславливается инновационной деятельностью.
Результатом новой познавательной активности с использованием ИKT является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умения учиться, искать информацию и ориентироваться в её потоке.
Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком является ведущей целью обучения иностранным языкам.
Освоить коммуникативную компетенцию на иностранном языке в искусственной языковой среде довольно трудно.
Применение информационных технологий в обучении иностранного языка способствует реализации данной цели. В свою очередь использование ИKT на уроках английского языка определяются следующими целями:
1. усиление мотивации к изучению языка;
2. совершенствование речевой компетенции;
3. расширение объема лингвистических знаний;
4. накопление знаний о стране изучаемого языка;
5. развитие умения учиться и изучать иностранный язык.
Создание реальных и воображаемых ситуаций для общения на уроке иностранного языка выступает первоочередной задачей для учителя. Её решение осуществляется посредством применения различных методов и приемов работы (творческие проекты, беседы, ролевые игры и др.). Использование компьютерных программ, интернет-технологий, а также учебное сотрудничество и проектная методика позволяют создавать ту среду, в которой обучающийся сможет применять свои коммуникативные навыки в различных ситуациях общения.
Сегодня традиционные методы обучения заметно уступают компьютерным обучающим программам, так как они помогают тренировать различные виды речевой деятельности и комбинировать их. Большим плюсом компьютерных обучающих программ выступает осознание языковых явлений, формирование лингвистических навыков. Обучающие программы помогают проигрывать коммуникативные ситуации, тем самым способствуют автоматизации языковой и речевой деятельности. Программа реализовывает индивидуальный подход обучения и способствует усилению самостоятельной деятельности обучающегося.
Проблема использования информационных технологий в процессе обучения является поводом дискуссий многих учёных, методистов и педагогов-практиков. Труды таких авторов как Н.Д. Гальскова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, С.В. Новиков выступили методологической базой данной работы. Более того положения Федерального государственного стандарта начального общего образования [1] и Примерная программа по английскому языку, составленная на его основе компонента государственного стандарта основного общего образования.
На сегодняшний день общеобразовательная школа стремится повысить качество образования и его эффективность при уже существующей системе обучения иностранному языку. Стремление развития мотивации учебной деятельности обучающихся средствами ИКТ на уроках иностранного языка замедляется недостаточной исследованностью проблемы эффективного использования ИKT на уроках английского языка. Стремительно растущие требования к мотивации и коммуникативной составляющей процесса обучения идут вразрез с низким уровнем осуществления в большинстве современных программных средств ИKT по английскому языку. Эти факты определяют актуальность исследования использования ИКТ на уроках английского языка.
Цель данной работы состоит в специализации методов работы, обеспечивающих эффективную образовательную среду в рамках предмета «Английский язык» с использованием ИКТ, уделяя внимание самостоятельной деятельности учащихся начальных классов.
Достижение представленной цели возможно посредством следующих задач:
изучение и анализ теоретического материала по данной теме;
рассмотрение учебно-методических комплектов с точки зрения использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе;
создание системы заданий с использованием ИКТ в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы).
Объектом данного исследования по выбранной теме выступит процесс обучения английскому языку на начальной ступени школьного образования. В то время как предметом – повышение качества эффективности образования в рамках предмета «Английский язык» с использованием ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся начальных классов.
Глава 1 Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
1.1 Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе
Одной из ведущей стороной рационализации учебного процесса, концентрирование множества методических средств и приемов, которые позволяют преобразить формы работы и построит интересный, запоминающийся урок для обучающихся является применение новых информационных технологий в преподавании.
Многообразие подходов к пониманию термина «информационно-коммуникативные технологии» исходит из разных сфер деятельности человечества. В соответствии со словарем Педагогического обихода, выпущенного под редакцией доцента педагогических наук Л. М. Лузиной информационно-коммуникационные технологии определены как совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [14].
Современные источники интерпретируют ИКТ как широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)[10].
На сегодняшний день образовательная модель, которая основывается на компьютерных средствах обучения выносит на передний план укоренение умения самообразования, а не передачу готовых знаний, умений и навыков, как было ранее. Важно сказать, что урок строится на общении обучающихся и преподавателя. Данное общение осуществляется путем использования интерактивных компьютерных программ через аудио- и видео- визуализацию.
По мнению ученых, интеграция информационных технологий в методы обучения приводит к его обогащению. В данном случае необходимо уточнить, в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин средства ИKT выступают только как средства, а в случае процесса обучения информатике и как объект и как средства обучения.
Борис Павлович Сайков в одной из своих книг определяет средства информационно - коммуникационных технологий как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [12].
В настоящее время выделяются такие наиболее используемые средства ИKT как электронные учебники и пособия, демонстрация которых осуществляется с помощью компьютера и мультимедийного проектора. На месте информационных источников на печатной основе упрочнились электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернет. Подготовка и проверка знаний не обойдется без тренажеров и программ для тестирования. Из всех средств ИKT самым творческим выступают проектные работы, которые позволяют обучающимся проявить свою фантазию, знания, умения и навыки.
Существует несколько принципов классификаций средств ИКТ. Первый тип классификации основывается на принципе технической и программной оснащенности. В соответствии с этой классификацией разделяют аппаратные и программные средства ИKT. Аппаратные предполагают компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др. Программные средства предполагают электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета [16].
Стремительное развитие в различных сферах деятельности человека заставляет пересматривать многие вопросы, в том числе и вопросы по организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Разделять средства ИКТ лишь на программные и аппаратные недостаточно, поэтому существует принцип классификации, определяющий область необходимого использования.
Во-первых, осуществление поиска литературы возможно в сети Интернет с помощью интернет-браузеров Google Chrome, Yandex, Mozila Firefox и др. Найденную литературу возможно законспектировать, аннотировать и цитировать.
Осуществление работы с текстами возможно при использовании программ Microsoft Office, Microsoft Word. Microsoft Power Point позволяет создавать красочные слайды, которые помогут при демонстрации материала. Microsoft Excel осуществляет вычисление, анализ и визуализацию данных, помогает работать с данными в форме таблиц и списков. Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
Осуществить автоматический перевод позволяют онлайн-переводчики популярных поисковых сервисов, таких как Google Translate, Yandex Translate, программа-переводчик PROMTXT и электронные словари ABBYY Lingvo, Pоlyglossum, Cambridge Dictionaries.
Хранить и накапливать информацию возможно на USB-флеш-накопителях, CD-, DVD-диски, сервисы облачного хранения Dropbox, Google Диск, Mega, Яндекс.Диск, OneDrive, Облако.Mail.Ru и др.
Общение в сети Интернет может поддерживать электронная почта различных платформ, Skype для аудио- и видео- звонков.
Обработать и воспроизвести графические и звуковые файлы возможно при поддержке следующих программ: проигрыватели Microsoft MediaPlayer, WinAmp, AIMP; программы для просмотра изображений ACDSee, Photo Shop, Corel Draw; программы для создания схем, чертежей и графиков Visio.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся в образовательном процессе возможна при использовании данных средств информационно-коммуникативных технологий, так как обучающиеся будут иметь возможность пользоваться компьютерными технологиями для изучения отдельных тем, восполнения пробелов в знаниях и для самоконтроля. Компьютерные технологии могут считаться самым терпеливым учителем, который без труда повторит задания и достигнет, в конце концов, усвоения материала.
1.2 Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках английского язык
Для традиционного обучения характерно получение готовых знаний обучающимися, источником этих знаний всегда выступает учитель, который запрашивает высокую концентрацию на предмете, сосредоточенность. Такой режим способен осилить не каждый ребенок, это связано его типом восприятия и психологическими особенностями. Зачастую обучение в таком режиме чревато неуспешностью в том или ином предмете. На сегодняшний день современные требования к уровню образованности не могут позволить уменьшить объем знаний, который необходим для усвоения темы занятия. Поэтому актуально включение обучающихся в образовательный процесс, основой которого является системно-деятельностный подход.
Наглядно-образное явление является одной из ведущих характеристик восприятия информации для обучающегося на начальном этапе школьного образования. Этим обуславливается необходимость применения качественного иллюстративного материала, который стремится помочь воспринимать информацию не только зрительно и эмоционально, но и использовать слух и воображение обучающегося. Поэтому красочно оформленная информация с использованием текстовых, анимационных и табличных данных воспринимается обучающимся в начальной школе намного проще. Современные дидакты считают, что такой подход поможет наглядно и доходчиво разъяснить учебный материал, нежели чем в устной форме. Важно упомянуть, что при организации таких уроков и учебного процесса в целом, обучающийся будет иметь возможность заниматься индивидуально в удобном темпе, тренировать знания и восполнять пробелы, если это вдруг необходимо [11].
На начальном этапе обучения в школе учебный процесс должен содействовать стимуляции познавательной сферы обучающегося, который благополучно усваивает учебный материал. Также учебный процесс должен содействовать психическому развитию школьника. Образовательная функция ИКТ в образовательном процессе заключается в идентификации информации.
Безусловно, реализация информационных технологий берет за основу также учет возрастных особенностей младших школьников, так как в этот период наблюдается смена ведущей игровой деятельности на учебную. С целью осуществления данного процесса в постепенной форме игровые возможности компьютерных программ сочетается с дидактическими. Чаще всего большинство новых знаний, умений и навыков, которые обучающийся получает на уроке в традиционной форме, теряют свою практическую значимость, так как он пока не может использовать их во внеурочной деятельности в полной мере. В свою очередь, знания, умения и навыки, которые были получены в игровой компьютерной среде, имеют свойства к актуализации и мотивации вследствие их получения. Важно отметить, что получение знаний, умений и навыков в данной среде характеризуется высокой эмоциональной активностью, которая сдерживается рамками процесса обучения.
Использование компьютерных технологий поможет частично разгрузить эмоциональную напряженность и позволит получить оживленный учебный процесс, так как мультимедийные учебники оптимизируют ведущие этапы обучения. Данный процесс использования компьютерных технологий позволяет охватывать все стадии обучения, начиная от представления учебного материала, заканчивая контролем знаний и оцениванием. Кроме всего прочего, необходимый учебный материал заключается в мультимедийную форму с разумной частью игрового подхода, который сопровождается применением графики, анимационных и интерактивных частей, аудио- и видео- сопровождением.
Более того, компьютерная программа развивает самостоятельность школьников, это обуславливается и отсутствием комментариев независимо от правильности выполнения. Благоприятная социально-психологическая атмосфера на уроке придает школьникам уверенности в себе, что является немаловажным обстоятельством для развития индивидуальности [9].
Обсуждая преимущества работы обучающихся с компьютерными технологиями, несомненными достоинствами выступают следующие [15]:
широкий спектр возможностей наглядного представления материала;
исключение затраты времени для написания материала на доске;
экономия печатных раздаточных материалов учителем;
улучшение процесса контроля работ обучающихся;
поднятие авторитета учителя;
комбинация контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
активизация навыков самостоятельной работы.
Важно отметить, что вышеперечисленные достоинства обучения с использованием компьютерных технологий и грамотного использования современных педагогических технологий позволяет представить обучение как процесс умственного развития, а не функции запоминания. К тому же, использование ИКТ совместно с педагогическими технологиями стремится заменить статическую модель знаний на динамические умственные действия, помогает прийти педагогу к ориентации на индивидуальные программы обучения и перестать ориентироваться на усреднённого ученика. Такой учитель стремится к внутренней волевой регуляции, а не к внешней мотивации получения знаний.
Традиционная система на сегодняшний день противопоставляется новым методикам обучения иностранным языкам с применением средств ИКТ, так как последние предполагают форму организации урока наиболее доступной для работы учителя и применения ее в учебном процессе.
Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе усвоения обучающимися предмета «Английский язык» предполагает широкие возможности компьютера как результативного средства обучения. Компьютер, а точнее компьютерные обучающие программы предоставляют обучающимся возможность тренировать различные виды речевой деятельности и комбинировать их, также осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать ситуации общения, оптимизировать языковые и речевые действия. Необходимо отметить, что данная методика обучения иностранным языкам с применением средств ИКТ стремится к реализации индивидуального подхода и увлечение самостоятельной деятельности учащихся.
Что касается преподавателей, путем реализации информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения школьников они получают возможность повысить профессиональное мастерство, автоматизировать языковые и речевые умения. Педагоги постоянно находятся в поиске информации, стремятся создавать дидактический материал для уроков и занимаются проектами различной сложности.
Важно отметить, что информационно-коммуникативные технологии, а точнее их использование в процессе обучения, имеют возможность предопределять некие задачи различных направлений языка.
Во-первых, фонетика. Обучение языковому строю языка осуществляется через мультимедийные возможности, которые в свою очередь позволяют обучающимся прослушивать речь на английском языке. Речь может быть адаптирована под имеющийся уровень восприятия. Обучающиеся имеют возможность регулировать скорость звучания, которая позволит делить фразы на отдельные слова. Школьник сможет сопоставлять написание слов и их произношение. Кроме того, компьютер может предложить список слов для возможного перевода и их фонетической отработки, также он сможет записывать произносимое слово, что поможет производить контроль, самоконтроль и корректировку.
Во-вторых, письмо. Школьники могут закрепить свои высказывания и высказывания других, как из письменной речи, так и устной. Использование информационных технологий позволит создать открытку или заполнить бланк ответа в тестовых заданиях и т.д.
О грамматике. Грамматический материал, который имеет удачное цветовое расположение, схематичен и оформлен в виде таблиц, имеет голосовое сопровождение. Грамматический материал представляется в доступном виде, школьники усвоят его намного быстрее, так как такой метод обучения задействует большую часть рецепторов. Большим плюсом использования ИКТ для представления нового материала обучающимся является уменьшение затрат времени для записи на доске. Также учитель может в разнообразных формах организовывать контроль уровня сформированности грамматических навыков, например, на основе тестовых программ.
Словарный состав изучаемого языка возможно изучать на базе опять же тестовых и игровых основах. Последние помогут обучающимся визуализировать изучаемую лексику, так как на начальном этапе обучения мышление характеризуется как наглядно-образное. Компьютерные программы позволяют школьникам расширить пассивный и потенциальный словарный запас, в них обучающиеся имеют справочно-информационную поддержку.
Применение компьютерных программ дает возможность обучающимся тренировать лексические, грамматические и синтаксические направления языка. Для этого существуют следующие виды работ. Упражнения, в которых школьникам необходимо заполнить пропуски, в случае ошибки программа может запретить обучающемуся переходить к следующему к следующему заданию, либо дает возможность перейти к следующему заданию и корректировкой ошибочного, который выделяется отличным цветом. Упражнения, имеющие вид кроссвордов, при решении которых некорректная буква имеет отличительный цвет, например, красный. Упражнения на соотнесение слов, например, предлогов и существительных, установление пар синонимов / антонимов. Упражнения на соотнесение русского слова и слова на английском языке.
Глава 2
Применение информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени обучения
2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках учебно-методических комплектов для организации самостоятельной работы
В настоящее время возможность применения ИКТ средств имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку особенно в образовательной деятельности, которая основывается на системно-деятельностном подходе. Такой подход дает возможность преподавателю организовывать процессы мотивации обучающихся, конструировать и корректировать способы действий в процессе фронтальной, групповой и индивидуальной работы, а также формировать рефлексию, самоконтроль, проводить самооценку и осуществлять коммуникации между участниками образовательного процесса.
Тема данной исследовательской работы непосредственно связана с самостоятельной деятельностью учащихся. В связи с этим мною было выбрано несколько учебно-методических комплектов (УМК) для их анализа в контексте использования ИКТ для организации самостоятельной работы по английскому языку в начальной школе. УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight"), УМК «Звездный английский» («Starlight»), УМК «Английский с удовольствие» («Enjoy English») входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования [2].
2.1.1 Анализ учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» ("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы
Авторами учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» ("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы являются Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс.
Среди компонентов данного учебно-методического комплекта (УМК) к средствам ИКТ для организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени обучения относятся: аудиокурсы для занятий в классе и дома, видеокурс на DVD (DVD-video), электронное приложение для компьютера (DVD-ROM, 3-4 классы), электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома ("Просвещение"-ABBYY), Программное обеспечение для интерактивной доски.
DVD-video представляет собой видеокурс к УМК для обучающихся 1-4 классов. Данный диск охватывает материал учебника, который представлен в ярких красочных анимационных видеороликах, которые имеют профессиональную озвучку носителями языка. Анимационные герои в увлекательной форме помогают объяснять лексику и отрабатывают произношение. Видеокурс направлен на совершенствование и тренировки памяти обучающихся, развивает их мышление и помогает лучше усвоить и закрепить изученный материал.
Электронное приложение для компьютера (DVD-ROM, 3-4 классы) представляет собой программное обеспечение для компьютера, которое наполнено в игровой форме представляет интерактивные задания, которые направлены на закрепление знаний с применением анимационных роликов. Игры представляют собой увлекательные красочные путешествия, которые сопровождаются звуковым и музыкальными сопровождением. Обучающийся видит на экране изображенного героя, который произносит текст и предлагает разные упражнения. Задачей для обучающегося выступает восстановление этого текста. Например, расставить фразы в нужном порядке, восстановить пропущенные слова и т.д. Важно отметить, что компьютерный персонаж приободряет обучающегося и оценивает его успехи, терпимо исправляя его ошибки. Такой подход не нарушает личностное развитие ребёнка и мотивирует к изучению английского языка.
Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома ("Просвещение"-ABBYY). Содержит аудиокурс для самостоятельных занятий дома, список треков к аудиокурсу, учебные словари ABBYY lingvo и учебно-игровую программу для быстрого запоминания слов. Раздел «Учим слова» представляется в двух вариантах прохождения материала: как с английского на русский язык, так и с русского на английский язык. Обучающимся предоставляется возможность выбрать необходимый модуль и тему. Раздел «Знакомство» предполагает изучение нового материала, приложение предлагает его перевод, транскрипцию и часть речи. В следующем разделе школьникам предоставляется возможность проверить, как они усвоили новый материал. По типам заданий выделяются те, где необходимо выбрать верный вариант перевода слова и те, где школьники должны сопоставить слова и их перевод. Уделяется внимание написанию слова и самопроверке. Огромным плюсом приложения является наличие статистики, которая позволяет наблюдать успешность/неуспешность выполнения. Она служит как мотивацией для школьников, так и способом контроля.
Из выбранных для анализа комплектов данный УМК имеет учебник для начинающих Spotlight (Starter) может быть использован в 1 классе как пропедевтический курс.
2.1.2 Анализ учебно-методического комплекта «Звездный английский» («Starlight») 1-4 класс для начальной школы
Авторами учебно-методического комплекта «Звездный английский» («Starlight») являются К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс.
Данный учебно-методический комплект включает в себя компоненты для работы на уроке и занятий дома. Помимо учебника, рабочей тетради и дисков для работы в классе, УМК дает возможность организации самостоятельной деятельности обучающегося в виде информационных технологий: аудиокурс для занятий дома (Student`s CD), видеокурс на DVD (DVD-Video). Для учителя авторы УМК предоставляют Программное обеспечение для интерактивной доски – IWBS (Interactive Whiteboard Software).
УМК «Звездный Английский» («Starlight») предполагает изучение английского языка с 1 класса. УМК «Звездный английский» для начинающих («Starter») предназначен для учащихся 1 класса общеобразовательных и школ с углубленным изучением английского языка, в которых есть возможность начинать обучение английскому языку уже на этом этапе. Он рассчитан на 2 часа в неделю.
Авторы данного УМК предусматривают частую смену видов деятельности работы и обеспечивают чередование видов познавательной активности. Программа УМК «Звездный Английский» («Starlight») учитывает различное восприятие у обучающихся, поэтому авторы стремятся использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов авторы предусмотрели различные виды наглядности, используя не только печатные материалы, но и видеофильмы. Для детей-аудиалов авторы предусмотрели музыкальное оформление, которое сопровождается в записях учебных текстов. Для детей-кинестетиков программа предлагает песни и рифмовки, которые сопровождаются движениями. Следовательно, каждый обучающийся имеет шанс освоить большую часть программы.
Аудиокурс для занятий дома (Student`s CD) предусматривает регулярную работу с аудиозаписями дома. Обучающиеся постоянно слышат носителей языка, а точнее его аутентичную речь. Аудиокурс помогает формировать образ звучащей английской речи и помогает развитию адекватного произношения. Наличие дисков, предназначенных для занятий дома помогают учителю организовать самостоятельную работу обучающихся.
УМК «Звездный Английский» («Starlight») уделяет большое внимание фонетической стороне речи. Авторы стремятся вырабатывать адекватное произношение у обучающихся, которое соответствует учебной норме. Тренировать свое произношение и слушать носителей языка обучающимся представляется в видеокурсе (DVD-video), которое может использоваться для самостоятельной работы.
Данный УМК не предоставляет большого разнообразия средств ИКТ, так как большую часть времени школьники работают с учебником, сборником упражнений, в котором заложена большая часть материалов для изучения.
2.1.3 Анализ учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием» (« Enjoy English») 2-4 класс для начальной школы
Учебно-методический комплект под авторством М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой, рассчитанный на изучение английского языка в начальном звене 2-4 класс предоставляет следующие компоненты, которые можно отнести к средствам информационно-коммуникативных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся: аудиоприложение (CD MP3) к учебнику и обучающие компьютерные программы (“Enjoy Listening and Playing” 2-4 класс, «Enjoy the ABC» 2 класс)
Мультимедиа приложения “Enjoy Listening and Playing”, «Enjoy the ABC» могут применяться как для коллективной работы, так и индивидуальной. Данные программы применяется при работе с интерактивной доской, проектором и компьютерами. Кроме того, красочное оформление и звуковое сопровождение вызывает большой интерес у школьников, поэтому эти программы возможно использовать и для самостоятельной работы обучающихся. Программы разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Упражнения имеют глубокую направленность на развитие всех видов речевой деятельности, особое внимание уделяется аудированию и произносительной стороне речи. Школьникам предоставляется возможность выполнять упражнения, которые направлены на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию, которая послужит активизацией новых лексических единиц. Помимо изучения новой лексики, программы уделяют внимание семанатизации лексики и развитию орфографической грамотности, именно на это направлены упражнения.
Учитель может использовать аудиоприложение в формате CD, MP3 не только в рамках урока, но и как сопровождение к заданиям на отработку новых навыков для самостоятельной работы дома. Аудиозаписи содержат аутентичную речь носителей языка, которая сопровождается музыкальным сопровождением, что вызывает интерес обучающихся.
2.2 Система заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку на начальной ступени школьного образования
Желание школьника заниматься самостоятельно во многом зависит как от мотивационного фактора, так и от его типа восприятия информации. Это относится ко всем предметам, изучаемых в школе. Изучение любого иностранного языка вызывает трудности, в первую очередь, из-за отсутствия естественной языковой среды, поэтому учитель стремится создать для школьников искусственную языковую среду, которая будет способствовать усвоению знаний. При создании такой среды на помощь учителю приходят различные учебные методические комплекты, содержание которых дает возможность педагогу использовать те или иные компоненты. Более того, разнообразие компонентов, средств обучения поможет усваивать материал обучающимся, имеющих различные успехи в обучении или имеющих пробелы в знаниях.
При создании системы заданий, которая будет направлена на использование информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы по английскому языку в начальной школе возможно опираться на следующие задачи различных направлений языка: обучение лексике, грамматической стороне речи, фонетике и чтению. Более того, учитель может организовать самостоятельную работу в следующих формах: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Примеры упражнений на отработку лексических навыков представлены в Приложении А.
Для отработки значения слова обучающимся предлагается упражнение на распределение слов по тематическим группам, которые могут быть выбраны в соответствии с пройденным материалом. Выполнение такого упражнения подойдет для фронтальной формы работы на уроке с применением интерактивной доски.
Использование интерактивной доски отлично подойдет и для тренировки в употреблении слов. Упражнение заключается в составлении предложений из предложенных слов. В данном случае лучше всего выбирать групповую форму работы и не ограничиваться одним предложением, а небольшим текстом.
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности ведущими действиями выступят операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. Для формирования продуктивных лексических навыков используется компьютер для тренировки школьников в действиях сочетания лексических единиц. Обучающийся должен стремиться правильно составить словосочетания из представленных прилагательных и существительных. При этом количество пустых строчек подсказывает ученику, что существуют другие возможные словосочетания, которые он еще не нашёл. Обучающийся, который составляет словосочетаний больше других, получает большее количество баллов.
Упражнение по заполнению пропуска в высказывании рассчитано на формирование продуктивного навыка. Показателем верного ответа выступает соответствие подставляемой единицы с той, которая она сочетается.
Проведенная работа, связанная по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи.
Обучение чтению и фонетике. Как выяснилось, обучение языковому строю языка осуществляется через мультимедийные возможности, которые в свою очередь позволяют обучающимся прослушивать речь на английском языке. Поэтому для любого преподавателя английского языка, особенно в начальном звене, самым верным помощником является обучающие диски с фонетическими упражнениями. К сожалению, сегодня объем знаний, который должен усвоить школьник невероятно велик, постоянно использование аудиокурсы учебников занимает много времени, поэтому часто учителя советуют обучающимся заниматься дома самостоятельно с использованием таких дисков.
Обучение грамматической стороне речи имеет большое разнообразие заданий, где учитель может применять компьютерные технологии. Чаще всего грамматический материал учитель объясняет, применяя программное обеспечение, которое, как правило, является компонентом учебно-методического комплекта. Как правило, объяснение грамматического материала первостепенно исходит от учителя, поэтому обучающиеся имеют возможность знания закрепить, например, в классе, при использовании интерактивной доски, которую учитель использует совместно с программным обеспечением для интерактивной доски – IWBS (Interactive Whiteboard Software). Существуют упражнения различной степени – от самых простых до упражнений повышенной сложности, что позволяет дифференцированно вести процесс обучения. Мультимедиа-уроки по грамматическому материалу удобно проводить на основе обучающих программ, например, «Программа для изучения английской грамматики» («English Grammar»).
Альтернативой для привычных тестов и проверочным работам для учителя английского языка является проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет школьнику осуществлять самостоятельную деятельность с применением ИКТ средств. Как известно, изучение темы или раздела заканчивается повторением пройденного материала, его закреплением и обобщением. Проектная деятельность объединяет в себе все эти элементы. Учитель может предложить школьникам после прохождения каждой темы, а точнее на завершающем этапе, создавать мультимедийные проект. Создание проекта дает возможность школьнику проявить фантазию, творческий потенциал в его оформлении и представлении. Более того это прекрасная возможность систематизации приобретенных знаний, умений и навыков, а точнее их практическая значимость, которая способствует к мотивации в учении. Более того создание проектов и проектная деятельность в целом направлена на то, чтобы обучающийся почувствовал интерес к самостоятельной работе, которая основывается на творчестве. Школьник должен ощутить значимость результатов своей деятельности. Презентовать свои творческие работы школьникам проще всего в программе Microsoft Power Point. Это объясняется возможностью создания красочных слайдов с применением анимационных деталей. Задачей данной программы выступает визуализация представляемой информации. Большим плюсом проектной деятельности в изучении английского языка выступает широкий спектр тем для этих работ. Важно отметить, что темы проектов учителю рекомендуется подбирать в соответствии с интересами учащихся и уровнем их подготовки. Еще одним достоинством проведения учителем работы такого вида является тот факт, что он может видоизменять задания на свое усмотрение и не придерживаться жесткого плана упражнений. Примеры тем, проектных работ обучающихся представлены в Приложении Б.
Заключение
Сегодня современное общество характеризуется быстрым течением информации, которая имеет огромное количество источник. Такой темп обуславливается стремлением человека открывать новые знания, исследовать окружающий мир, использовать эти знания ради благополучия. Широкий спектр информации и ее динамическое движение требует применения средств информационно-коммуникативных технологий для ее обработки и использования во всех сферах жизни. Сфера образования ни в коем случае не может оставаться в стороне, так как является одной из ведущей. Поэтому проблема использования информационных технологий в образовательным процессе является актуальной.
Важно отметить, что применение информационно-коммуникативных средств в обучении воздействует не только на обучающегося, но и на того, кто обучает. Усовершенствование методов работы в образовательном процессе запрашивает у педагогов постоянное приобретение новых знаний.
Применение информационных технологий для обучающихся привнесет развитие самостоятельной деятельности, умение учиться, производить поиск информации, ориентируясь в её широком многообразии.
Основной задачей при изучении иностранных языков выступает совершенствование коммуникативной культуры и практическая составляющая, которая предполагает применение новых знаний, в частности языковых в жизни. Для оптимизации процесса усвоения иностранного языка, в данном случае английского языка, ученые, методисты и дидакты предагают использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения. Их применение мотивирует обучающихся изучать язык и совершенствовать, позволяет накапливать знания о культуре страны изучаемого языка и самое главное – увеличивать языковые знания. Использование информационных технологий на уроке обуславливается и психологическими особенностями школьников, например, в начальной школе у обучающихся преобладает наглядно-образное мышление, поэтому усвоение новых языков знаний с применением красочного учебного материала, который сопровождается музыкальными вставками, пройдет успешнее, чем в традиционной форме работы.
Более того преподнесение учителем материала с использованием компьютерных средств поможет ярче представить ситуации общения на английском языке, которые играют большую роль в формировании спонтанной и подготовленной речи обучающегося.
Существует огромное количество методов и приемы работы, которые предполагают развитие творческого потенциала, самостоятельности. Творческие проекты, которые обучающиеся самостоятельно смогут оформить в электронном виде, повышают интерес к изучению языка. Нередко учителя отказываются от привычных проверочных работ после пройденной темы, в котором были включены как фонетические, грамматические и лексические правила. Проектная деятельность комбинирует в себе повторение материала, его закрепление и обобщение. Причем такая творческая деятельность может подвергаться изменению со стороны учителя, который подбирает темы в соответствии с интересами учащихся и уровнем их подготовки.
Более того, информационно-коммуникативные технологии, которые применяются на уроках воздействуют и на процесс усвоения знаний, а не только имеют возможность производить контроль. Например, при обучении языкового строя языка возможно мультимедийное сопровождение, которое позволит обучающимся прослушать речь на английском языке, которая адаптирована под имеющийся уровень восприятия. При изучении грамматических основ, которые будут оформлены в увлекательной форме для обучающихся, усвоение пройдет намного быстрее. Доступный красочный материал, имеющий аудио сопровождение имеет большое преимущество перед привычным объяснением правил с использованием учебника, так как такой метод обучения задействует большую часть рецепторов. Большим плюсом использования информационно-коммуникативных технологий является уменьшение затрат времени для записи на доске. Применение обучающих компьютерных программ дает возможность обучающимся тренировать лексические, грамматические и синтаксические направления языка. Компьютерный персонаж обучающей программы приободряет обучающегося и оценивает его успехи, терпимо исправляя его ошибки. Такой подход не нарушает личностное развитие ребёнка и мотивирует к изучению английского языка.
Стремление школы улучшить качество образовательного процесса и его эффективность объясняется требованиями к мотивационной и коммуникативной составляющей обучения.
Специализация методов работы, которые обеспечивают эффективное обучение английского языка в начальной школе была достигнута посредством изучения, анализа теоретической основы, которая специализируется на использовании информационно-коммуникативных технологиях в процессе обучения. Далее, рассмотрены учебно-методические комплекты с точки зрения применения информационно-коммуникативных технологий для самостоятельной работы по английскому языку на ступени начального образования. На основе изученного теоретического материала и анализа учебно-методических комплектов, была составлена система заданий, использование которой предполагает применение информационно-коммуникативных средств на уроках английского языка и организации самостоятельной деятельности обучающегося.
Список использованных источников
Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 28 декабря 2018 г. № 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Баранова К.М. Серия «Звёздный английский» для 3 классов. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка./ К.М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2013
Биболетова М.З. Учебник «Английский с удовольствием 4» / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева изд. «Титул» Обнинск 2008.
Биболетова М.З. Книга для учителя «Английский с удовольствием 4» / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева изд. «Титул» Обнинск 2008
Быкова Н.И Английский в фокусе для начинающих. Книга для учителя/ Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова, В. Эванс, Дж. Дули - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 136 с.
Быкова Н.И Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы./ Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, В.Эванс, Дж.Дули - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. 105 с.
Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001.88 с.
Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 352 с.
Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59
Приложение А
Упражнение на распределение слов по тематическим группам
Задание: «Распредели слова из рамки в нужные группы»