Формирование экологической культуры учащихся в процессе изучения английского языка
Формирование экологической культуры учащихся в процессе изучения английского языка
В статье указывается на важность формирования экологической культуры учащихся, в качестве примера деятельности по формированию экологической культуры приводится личный опыт педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры учащихся в процессе изучения английского языка»
Формирование экологической культуры учащихся в процессе
изучения английского языка.
Прежде чем говорить о формировании экологической культуры на занятиях английским языком, хотелось бы уточнить понятие Экология. Употребляя термин экология, очень часто ошибочно имеют в виду только влияние человека на окружающую среду, однако Эколо́гия - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ, а социальная экология изучает взаимоотношения людей. Гораздо более широкие понятия – это экологическая культура и экологическое воспитание. Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, которая формируется через экологическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, развитие эмоционально-чувственной сферы и самосовершенствование личности. Возвращаясь к экологии как взаимоотношениям человека с природой, следует отметить, что природа со своей неповторимой красотой была на планете Земля до рождения каждого из нас. Складывается такое впечатление, что она учит нас быть индивидуальными, быть красивыми в своих поступках, мыслях, словах. Наблюдая явления природы, человек как бы очищается от всего напускного, становится самим собой. Например, я думаю, не найдется ни одного человека, который был бы равнодушен к восходу солнца или его закату и не мечтал бы в эти минуты о самом сокровенном. Живя в большом городе, сложнее наслаждаться истинной красотой природы, но спасибо градостроителям, которые сохраняют еще парки, скверы, куда можно прийти и послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красивыми цветами и зеленью в летнее время, а зимой покататься на санках и лыжах.
В настоящее время экологическому образованию и воспитанию в школе, которые реализуются на уроках, на дополнительных занятиях, во внеурочное время, уделяется особое внимание. К внеурочным мероприятиям, конечно же, относятся такие мероприятия как сбор макулатуры, сбор батареек, регулярное участие в субботниках. Замечательно то, что во время субботников есть возможность понаблюдать за природой, оценить ее красоту, насладиться пребыванием на свежем воздухе.
Осознанность и ответственность учеников относительно участия в мероприятиях, связанных с экологическим воспитанием, формируется еще в классе. На дополнительных занятиях по английскому языку, посвященных состоянию окружающей среды, ученики старших классов с удовольствием готовят проекты. В проектах ребята освещают экологические проблемы, пути их решения, насколько экологическая ситуация зависит от действий каждого человека в отдельности. Эффективность проектов, кроме решения учебных задач, заключается в том, что они обеспечивают психологическую готовность школьников к природоохранительным действиям. Учащимся предоставляется возможность тщательно изучить проблему, выразить свои собственные идеи на обсуждении за круглым столом, затем подготовить доклад по наиболее близкой теме в удобной для них форме афиш, газет, объявлений. Подготовка проектов и их презентация всегда проходит в командах, обучение работе в команде – необходимый и очень важный навык в современном мире. Работая над проектом, в стремлении точнее и ярче выразить идею проекта, ученики не задумываются над лексическими и грамматическими сложностями, они охотно используют словари, грамматические справочники, советуются друг с другом. Найдя нужную информацию, используют в рассказе о проекте, таким образом, происходит накопление знаний в области лексики и грамматики английского языка.
Таким образом, наряду с такими задачами педагога, преподающего английский язык, как научить учащегося писать, читать, говорить на английском языке, существуют не менее важные задачи, заключающиеся в приобретении навыка найти недостающую информацию и применить полученные знания в реальной жизни. Знания экологии необходимы для жизни, от них зависит наша будущая жизнь, здоровье и благополучие. Мы, учителя, должны, прежде всего, готовить детей к жизни, научить их жить в гармонии с природой.