Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД средствами иностранного языка»
Формирование коммуникативных УУД средствами иностранного языка
Перемены, которые произошли и происходят в современном обществе, требуют совершенствования и реформ в образовании, переосмысления целей, результатов и интересов. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД:
Личностные – умение различать виды ответственности внутри своей учебной работы.
Регулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями.
Познавательные – умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его.
Коммуникативные – умение планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю упражнение?», «Чему я научился на уроке и что мне еще следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
Развитие личности учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
К коммуникативным УУД, формируемым средствами иностранного языка относятся:
В области инициативного сотрудничества:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
В сфере планирования учебного сотрудничества:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Во взаимодействии:
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
строить понятные для партнера высказывания;
строить монологическое высказывание;
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
В управлении коммуникацией:
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать сотрудничество и помощь;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Для развития коммуникативных УДД у учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения. Наиболее распространенными становятся парная и групповая формы работы. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, учащимся предлагаются такие задания:
упражнение на логическое заполнение пропусков;
составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
поиск ошибок в письмах и текстах;
составление текстов из предложенного набора предложений;
выстраивание логических смысловых цепочек;
подготовка творческих мини-проектов;
заполнение анкет.
Тезисы:
Перемены происходящие в современном обществе требуют совершенствования образования.
Современному выпускнику школы важно освоить универсальные учебные действия (УУД): личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование УУД является одной из целей обучения иностранному языку.
Для развития коммуникативных УДД у учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения.