Как ни важно изучение речевой организации текста (выявление основных единиц текста, способов изложения содержания), это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.
Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте – процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношения автора и читателя. Модальность текста – это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская модальность»
Авторская модальность
Как ни важно изучение речевой организации текста (выявление основных единиц текста, способов изложения содержания), это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.
Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте – процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношения автора и читателя. Модальность текста – это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностным ориентациям, сформулированным ради сообщения их читателю
Данная авторская оценка изображаемого в тексте события, персонажа, отношений и других явлений действительности различных уровней всегда связана с поиском адекватных способов выражения автора к описываемому феномену. Способы выражения подобного рода отношения и оценки могут быть различными, избирательными для каждого автора и разновидности текста, поскольку мотивированы и целенаправленны. Над выбором способов выражения авторской позиции, как правило, стоит определенная неречевая задача, реализация которой и создает свою частно-конкретную (авторскую) модальность текста [6, c. 239].
Авторская модальность может быть общей. Эта общая модальность как выражение отношения автора к сообщаемому, по В. В. Виноградову, заставляет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как целое и цельное произведение. Такое восприятие основывается не на рассмотрении качеств отдельных речевых единиц, но на установлении их функций в составе целого (текста). В таком случае личностное отношение автора воспринимается уже как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур ... » [7 , c. 362].
Таким образом, текст нельзя понимать узко, лишь как формальную организацию тема-рематических последовательностей (сочетание высказываний). И, хотя текст действительно состоит из определенных последовательностей, – он есть нечто большее. Текст есть единство формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентаций автора – научных, интеллектуальных, общественных, нравственных, эстетических.
С категорией модальности в художественном, публицистическом и даже научном тексте тесно связано понятие образ автора – конструктивный признак текста. Данное понятие конкретизируется при вычленении других понятий, возможно, более определенных и конкретных – производитель речи, субъект повествования. Вершину этой цепочки и занимает образ автора:
Производитель речи субъект повествования образ автора.
Данная иерархическая расчлененность помогает постижению сущности искомого понятия, т. е. образа автора: его мыслей, отношения к сообщаемому и т. п.
Первое доминирующее понятие в этом ряду – производитель речи (реальный производитель речи – говорящий или пишущий) – не имеет различий в толковании, поскольку каждый конкретный текст (научный, литературный, публицистический) создается конкретной личностью – автором произведения.
Однако реальный автор (производитель речи), приступая к написанию, имеет определенную цель или задание: сам себе ставит эту задачу, либо получает ее извне (например, корреспондент газеты, ученый для выступления на научной конференции). Далее начинается творчество, в том числе, научное. Под влиянием жизненного материала, накопленного опыта автор подбирает, нащупывает соответствующую ему (содержанию) конкретную форму представления конкретного (научного) материала. Кроме того подбираемая форма должна соответствовать еще и внутреннему миру автора и миру потенциального читателя.
Как писать? Выявляя свое личностное начало или скрывая его, отстраняясь от написанного, будто бы это вовсе и не его, автора, создание. Так, журналист, пишущий передовую статью должен так организовать свое творчество, чтобы создалось впечатление, что не он и писал: это представление мнения редакции (избираются соответствующие речевые формы отстраненности от своего текста).
Автор же научного сочинения часто прячется за скромное «мы» (мы полагаем; нам представляется и т. д.), либо вообще избегает какого-либо указания на связь со своей личностью, используя безличностную форму представления материала. Так, с точки зрения автора, создателя текста, усиливается степень объективности излагаемого мнения. Например:
The development of this technique belongs tothe German specialists in educational methods R. Bauer and E. Vike-Reiner. The idea of learning at “stations” is that a certain topic is divided into meaningful parts / units which are then worked out independently by students at various “stations” [31, p. 85].
Автор статьи приводит факт о том, что развитие данного метода основано на уже имеющем место быть учении немецких специалистов в области методологии обучения – R. BauerиE. Vike-Reiner. Идея их станционного обучения состоит в том, что определенная тема делится на смысловые отрезки, которые изучаются студентами на разных «станциях».
Другая категория ученых не прячет своего «я» и часто в таком случае словно ищет оппонента своему мнению. Кстати, даже любой официальный документ имеет своего непосредственного создателя, однако он, в смысле формы представления, полностью отстранен от своего текста. Так через форму представления создается субъект повествования (непосредственное «я», коллективный автор, отстраненный и т. д.). И непосредственный автор (субъект, от имени которого предлагается текст) каждый раз предстает то, как автор-повествователь, то, как автор-описатель, то, как автор-объяснитель и др. Например:
I think it is instructive. [The non-native speakers] speak slower. And they get it right. And it also shows, uhm, because they are on the hot seat with the video camera so they have to negotiate around words they don't know. So it is kinda like techniques that I may have to use or can learn from if I'm put in a similar situation. So even though [Karen] had to compensate by using “check,” or she didn't know the word “vérifier”, she still was able to continue. I think that it is is important to point out to students where the mistake comes from or tell students this is how you would answer that question or that situation. But I also think that it is instructive to see that [the non-native speakers] move in and out of the language [20].
Автор статьи высказывает свое мнение по поводу ошибок при общении в социальной сети Facebook и считает, что следует проверять правильность написания слов и уточнять значение неизвестных слов.
Любой ученый знает, как не просто найти свою индивидуальную форму авторства. Это всегда есть категория искомая. В одних случаях эти поиски выливаются в сложный творческий процесс, как, например, в художественной литературе, а в других – он в большей степени предопределен жанром и типом текста, как, например, в научном и, тем более, официальном тексте:
1. M. River’s thoughts are not less interesting about a combination of an induction and deduction, the analysis and imitation and grammar teaching. Which the teacher should alternate constantly during work depending on character of developed grammatical skill [2, p. 21].
Автор высказывает собственную позицию, противоположную мнению ученых на страницах научного труда – «учитель должен постоянно менять виды деятельности в зависимости от степени сформированности грамматического навыка».
2.I think game-based mechanics have some relevance – but also some dangers. Using them risks prioritizing certain resources over others (…). We abandoned the idea of ratings on [the OER repository I am involved in] because the quality of resources is so subjective, but we still like the idea of introducing some kind of metric to help people–no one can decide what though [32].
Автор считает, что механические ресурсы имеют как преимущества, так и недостатки и замечает, что не рассматривает рейтинги ресурсов, поскольку их следует рассматривать субъективно.
Наконец, наиболее актуальным материалом в рамках настоящего исследования по заявленной теме выступает научная модальность.
2.3 Научная модальность
Многообразие модальных значений, их грамматическая синонимия, а также наличие большого количества классификаций видов модальности на лексическом уровне, по замечанию Р. П. Мирульд, являются тормозящими факторами на пути к грамотному использованию модальности в научном тексте [12, c. 29].
Дж. Лайонз, определяя модальность научного текста как отношение автора к содержанию высказывания, расширяет понятие «отношение», заменяя его понятием «субъективизм». Последнее понимается как вовлечение автором собственного «Я» в научный текст (его желаний, сомнений, убеждений и т. д.). Таким образом, субъект и есть источник модальности [27, c. 118].
Из высказанного выше можно сделать вывод о том, что модальность не должна и не может ограничиваться только модальными глаголами в научном тексте. «Языковые средства, с помощью которых автор может выражать в предложении не факты, а своё отношение к ним» в западной методической литературе часто обозначаются термином hedges, а в отечественной лингвистике – это средства выражения модальности» [22, c. 239].
В учебно-методической литературе существует большое количество различных классификаций не только видов модальности, но и средств их выражения.
В течение последних десятилетий учёные выявили, что средствами выражения модальности могут быть не только модальные глаголы, но и прилагательные (possible, necessary), причастия (alleged, demanded), существительные (necessity, consideration), глаголы (wonder, order), наречия (perhaps, obviously), артикли (the, a), грамматическое время (в формах претерита – I thought you’re in ...), сослагательное, условное наклонение, вводные фразы (hedging expressions – It’s obviously, I think), эмфатическое do (Do be getting ready!), пассивные конструкции с get (He got elected Class President), разделительные вопросы (You recognized it, didn’t you?), Yes / No questions (Have you ever analyzed this phenomenon?), интонация (Don’t you see it!). Данный неполный список достаточно ясно показывает, насколько разнообразной и «тонкой» может быть модальность в английском языке и насколько разнообразны средства ее представляющие [23, c. 74].
Добавление или изменение всего лишь одного слова может изменить модальность всего предложения (высказывания). Например:
It’s correct.
It’s probably correct.
It’s correct, I think.
It’s correct, isn’t it?
It’s correct, is it?
It’s correct, John.
Научная модальность может выступать на уровне как и объективной, так и субъективной. Рассмотрим подробнее средства выражения научной модальности в текстах научных статей и выступлений:
Объективнаямодальность:
1. As all English and American methodologists take away the big role of ordering of knowledge on grammar at the advanced stage training as it becomes, for example, in article J. Morris [24, p. 21].
Автор подчеркивает наличие факта неприятия большинством английских и американских ученых (AsallEnglishandAmericanmethodologiststakeaway)ведущей роли грамматики на продвинутом этапе обучения, ссылаясь на авторитетное мнение ученого Дж. Морриса.
2. Trying to overcome lacks of “new” methods concerning grammar teaching, not repeating during too time of errors of an “old”, “traditional” technique, Richard Barrutia, Alfred S. Hayes, D. C. Hawley, etc. support revision of psychological bases of training grammar, namely, for a combination of principles and the conscious approach to training language [24, p. 20].
Автор статьи показывает, что некоторые ученые, в частности, Richard Barrutia, Alfred S. Hayes, D. C. Hawley, поддерживают необходимость опоры на психологические основы процесса обучения при обучении грамматике (Richard Barrutia, Alfred S. Hayes, D. C. Hawley, etc. support revision of psychological bases of training grammar). Он указывает, что с точки зрения данных авторов, только сочетание психологических основ и сознательных подходов к обучению может нейтрализовать недостатки и дать положительный эффект данного процесса.
Субъективнаямодальность:
1. I have personally benefited greatly from using social media for language teacher education, and encourage my trainee teachers to use social media for ongoing professional development. But I think social media is good for finding resources, rather than actual learning [32].
Автор утверждает(Ihavepersonallybenefited), что социальные медиа приносят большую пользу для преподавателей иностранных языков, и считает, что они хороши для поиска ресурсов в процессе преподавания иностранного языка.
2. To our own point of view very productive is project activity. That is why we used it at the foreign language lessons very often. It should be noted that the work on the projects are carried out by students with great interest and attention. Creative direction of the given tasks activates all the thought processes of students, gives them the desire to achieve the goal and improve their knowledge [31, p. 86].
По собственному мнению автора и его коллег (Toourownpointofview) использование проектной деятельности на уроках иностранного языка очень продуктивно. Студенты с большим интересом выполняют данные задания, творческая деятельность активизирует их мыслительные процессы и развивает желание достичь своих целей и совершенствовать знания.
3. We think the introduction of score-rating system of training contributes to raising the level of students’ learning autonomy because this system has the aim to encourage students’ regular work, stimulate and motivate their independent work on mastering educational material. Moreover it allows to get some information on the training at the Institute operatively [там же, p. 85].
Автор со своими коллегами считает (Wethink), что внедрение балльно-рейтинговой системы способствует повышению уровня обучения студентов, потому что целью данной системы является поощрение студентов регулярно посещающих занятия и стимулирование на самостоятельную работу.
Данное вступление к вопросу о научной модальности требует дальнейшей конкретизации через анализ различных средств представления модальности в научном тексте. Остановимся основательнее на данном вопросе.