Презинтация на тему Метод проектов. Совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Метод проектов"»
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США.
В России группа педагогов под руководством С.Т.Шацкого стала использовать этот метод на практике.
Шацкий Станислав Теофилович
(1878-1934)
советский и русский педагог,
специалист по проблемам
школы, формированию
детского коллектива и др.
«Воспитание - это создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личностиребенка»С. Т. Шацкий.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ – использование знаний и умений для понимания текста, диаграмм, схем, формул, таблиц, пр. и интегрирование информации из разных источников.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ – определение переменных, присутствующих в проблеме и связей между ними, выдвижение гипотез, критическая оценка информации.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – разработка формы представления информации, переход с одной формы к другой.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – принятие решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проведение анализа системы, планирование достижения цели.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД РЕШЕНИЕМ – исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
Исследовательская,
поисковая деятельность
Защита проекта,
прогнозирование
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Метод проектов (от греческого « исследование ») – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект– замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.
Проектное мышление, проектная деятельность– процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Результат проектной деятельности – творческие проекты.
Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод (как дидактическая категория) – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания .
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия " проект ", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Учебный творческий проект– это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной , выполненный под контролем и при консультации преподавателя.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности, обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг .
Метод проектов – именно способдостижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
РАЗВИТИЕ важнейших компетенций для современной жизни:
способность брать на себя ответственность ;
участие в совместном принятии решения (коммуникации)
владение устным и письменным общением;
использование приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач;
способность учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки к профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
РАЗВИТИЕ исследовательских умений: анализа ( выявления проблем , сбора информации самостоятельно ), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, синтеза (обобщения) .
КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОБЛЕМА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование)
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ПРОДУКТ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Метод проектов – именно способдостижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи
(6.) Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Наличие в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи , требующей интегрированные знания.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов .
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность партнеров.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов ).
Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую , которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению (cooperative learning)
Ролевые (игровые, выступают в роли кого-то, чего-то),
Прикладные,
Поисковые
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
По уровню проработки новизны:
Практико-ориентированные (определенный продукт),
Ознакомительно-ориентировочные ,
Информационные (сбор информации),
Творческие .
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
По предметно-содержательной области:
МОНОПРОЕКТ – в рамках одной области знания
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ – привлекаются знания из различных предметных областей
По характеру координации проекта:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (жесткий или гибкий )
СКРЫТЫЙ – не явный, имитирующий деятельность участника проекта(характерен для телекоммуникационных проектов )
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
По количеству участников проекта:
индивидуальный, парные, групповые
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
По характеру контактов:
Индивидуальный
парный
групповой
фронтальный
По продолжительности проекта:
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
краткосрочные (день);
среднесрочные (неделя,месяц);
долгосрочные (четверть, семестр, год).
Телекоммуни-кационный проект
На уроке
В рамках класса вне занятий
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках школы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАДИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовительно-организационная стадия
(проблематизация, разработка проектного задания)
2. Планирование
(планирование и организация деятельности)
3. Исследование
(осуществление деятельности)
4.Выводы
5. Представление
(презентация и оценка результатов)
ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
значимость , актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность методов исследования и обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, аргументированность своих заключений, выводов;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы
Организация внешней оценки проектов позволяет отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.
Характер этой оценки в большой степени зависит от:
типа проекта,
темы проекта (его содержания),
условий проведения.
Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
13
Метод проектов
СВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ
Обучение в сотрудничестве
Дискуссии
Ролевые игры
Портфель
МОТИВАЦИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Ученикам важно знать, что получаемые ими знания:
имеют практическую ценность,
могут быть использованы ими в дальнейшем.
Учителядолжны научиться и быть готовы:
организовывать проектную деятельность,
к участию в телекоммуникационных проектах,
к изменению своей позиции при реализации метода
16
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Функции преподавателя в процессе проектирования:
Планирование (этапы проектирования)
Организация (не подача информации, а организация процесса)
Координация
Мотивация
Учебно-воспитательная работа переносится на самостоятельную.
Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием .
В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование, вторая – организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов. Проектная деятельность преподавателя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой:
ЗАМЫСЕЛ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ
16
РЕЖИМ СОТРУДНИЧЕСТВА и СОРЕВНОВАНИЯ
В проектесотрудничества:
тема должна быть делимой на несколько примерно эквивалентных по объему и сложности задач (частей)
до определенного этапа группы работают над своими задачами независимо друг от друга
предпочтительно использоватькачественные оценкихода выполнения проекта