РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 7класса "Портфолио"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 7класса "Портфолио"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Портфолио» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[2], примерной программы по английскому языку основного общего образования[3] и Программы общеобразовательных учреждений. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования[4], Положения о рабочей программе учителя, учебного плана МБОУ «СОШ № 36».
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально – технического обеспечения образовательного процеcca.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 7класса "Портфолио"»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Портфолио» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2, примерной программы по английскому языку основного общего образования3 и Программы общеобразовательных учреждений. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования4, Положения о рабочей программе учителя, учебного плана МБОУ «СОШ № 36».
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка.
Обучение иностранному (английскому) языку является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать национальное самосознание на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, обеспечить дальнейшее овладение учащимися общей речевой культуры, а также создаёт основы к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять знания в других предметных областях.
В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения учащегося.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в старших классах. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Цели и задачи обучения
Цель:
Создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.
Задачи:
Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации
Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой
Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность).
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".
Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.
Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ.
Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.
Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.
Место учебного курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ «СОШ №36 » отводит 34 часа в год (1 часа в неделю 34 учебные недели) для внеурочной деятельности «Портфолио» в 7 классе на этапе среднего (полного) общего образования . Теоретических 9 уроков, практических-25.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения
уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты:
работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
Предметные результаты:
совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности
уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.
уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов
уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»
Содержание учебного предмета.
Портфолио как способ саморазвития ученика
Виды портфолио. Структура портфолио. Назначение портфолио.
Кто я? Какой я?
Мой портрет. Осознание себя как личности. Я- часть класса, школы.
Жизненные ценности человека
Цель в жизни. Моё будущее. Самоанализ собственных планов и интересов
Саморазвитие человека
Саморазвитие. Самостоятельность. Ответственность. Самооценка. Как влияет характер человека на его саморазвитие. Как сформировать характер
Учебная деятельность
Учёба – моя работа. Я и школа. Почему на уроках бывает скучно. Как я готовлю домашнее задание
Внеурочная деятельность
Что такое внеурочная деятельность. Хобби. Как управлять своими интересами. Активная деятельность и активный отдых. Здоровый образ жизни. Режим дня. Негативная роль вредных привычек
Публичное выступление
Как подготовить публичное выступление. Презентация портфолио.
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
Раздел1
Портфолио как способ саморазвития ученика
3
Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»
2
Раздел 2.
Кто я? Какой я?
6
Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв.разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы
3
Раздел 3.
Жизненные цели человека
3
Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов
4
Раздел 4.
Саморазвитие человека
7
Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации
5
Раздел 5
Учебная деятельность подростка
4
Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание
6
Раздел 6
Внеурочная деятельность
7
Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио
7
Раздел 7
Публичное выступление
4
Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио
Календарно-тематическое планирование уроков
№
Дата
Тема урока, раздела
Кол-во часов
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Оборудование
по плану
фактически
Теория
Практика
предметные
метапредметные
личностные
1
Что такое портфолио? Виды портфолио
1
Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»
Презентация.
Знать:что такое портфолио, виды портфолио
Уметь: структурировать портфолио, создавать необходимые разделы в папке
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу;
Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в обсуждениит, извлекая нужную информацию
Комммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
2
Структура портфолио
1
3
Оформление, создание разделов папки «Портфолио».
1
4
Мой портрет. Заполнение 1-ой странички портфолио.
1
Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв.разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы
Знать:.свои положительные и отрицательные стороны личности, понимать своё место в обществе
Уметь: заполнять соотв. странички в папке «Портфолио», осознавать себя как часть общества
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи
Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,
Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
5
Кто я? Какой я? (Тест)
1
6
Я в обществе. Осознание себя как личности.
1
7
Я – часть моего класса.
1
8
Я – часть моей школы.
1
9
Я и моя семья.
1
10
Зачем нужна(ы) цель(и) в жизни? Что нужно человеку, чтобы достичь своей(их) цели(ей) в жизни?
1
Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов
Знать:. зачем человеку в жизни нужна цель
Уметь: формулировать собственные планы и интересы, анализировать их
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи
Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в диалоге, извлекая нужную информацию,
Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
11
Я и моё будущее. Каким я его вижу
1
12
К чему я стремлюсь сегодня (Самоанализ собственных планов и интересов)
1
13
Что такое саморазвитие человека?
1
Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации
Знать:. что такое саморазвитие, самостоятельность и ответственность человека
Уметь: понимать, как характер человека влияет на его саморазвитие и как правильно сформировать свой характер
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи
Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, извлекая нужную информацию,
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
14
Что такое самостоятельность? Тест «Насколько я самостоятелен»
1
15
Что такое ответственность? Тест «Ответственный ли я человек»
1
16
Что такое самооценка?
1
17
18
Что такое самоанализ?
1
19
Как влияет характер человека на его саморазвитие.
1
20
Как сформировать свой характер?
1
21
Учёба – моя работа.
1
Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание
Знать:. что учёба – основная деятельность школьника, почему на уроках бывает скучно
Уметь: правильно готовить домашнее задание, как работать на уроках, как сделать так, чтобы тебе в школе было интересно
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи
Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
22
Я и школа
1
23
Почему на уроках бывает скучно?
1
24
Как я готовлю домашнее задание
1
25
Что такое внеурочная деятельность?
1
Слушание информации, участие в полилоге, выполнение тестовой работы, творческая работа «Мой режим дня», просмотр м/м презентации «Вредные привычки
Знать:. что такое внеурочная деятельность, как управлять своими интересами
Уметь: составлять режим дня и соблюдать его; понимать, что за активной деятельностью обязательно должен следовать активный отдых
Регулятивные: понимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и кружковцами или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану; чётко выполняет требование познавательной задачи
Познавательные: осознает познавательную задачу; участвует в полилоге, читает и слушает, извлекая нужную информацию,
Комммуникативные: строит монологические и диалогические высказывания, умеет задавать вопросы,слушать собеседника, планировать общие способы работы с учётом конкретных учебно-познават. задач
Личностные: положительно относится к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
26
Моё хобби
1
27
Как управлять своими интересами
1
28
Активная деятельность и активный отдых
1
29
Здоровый образ жизни. Тест «Моё здоровье»
1
30
Режим дня
1
31
Негативная роль вредных привычек
1
32
Как подготовить публичное выступление
1
Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио
Знать: как подготовить публичное выступление. чтобы было интересно слушать
Уметь: представлять свои достижения (презентовать портфолио)
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы
Познавательные: осознает познавательную задачу; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практической задачи
Комммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Компьютер, папки
файлы, ножницы,
цветная бумага, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
33
Презентация своего протфолио
1
34
Итоговое занятие.
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Изд-во «Учитель», 2012.
Интернет-материалы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Интерактивная доска
3. Многофункциональное устройство (принтер, сканер, факс)
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.— М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897.
2 Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.).
3 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.).
4 Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.).