Опыт проектирования и реализации модели внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 86 г. Нижний Тагил.
Опыт проектирования и реализации модели внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 86 г. Нижний Тагил.
Губанова И.А., зам. директора по воспитательной работе
МАОУ Гимназия № 86. Г. Н. Тагил
Опыт проектирования и реализации модели внеурочной деятельности
в МАОУ Гимназии № 86 г. Нижний Тагил.
В условиях опережающего введения ФГОС основного общего образования (с 2012 г.) в гимназии в составе Основной образовательной программы разработана Программа воспитания и социализации обучающихся 5-9 классов. Организация внеурочной деятельности (ВУД) как неотъемлемая часть данных программ в гимназии строится на основе интегративной модели и основана на реализации пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, общекультурного, духовно-нравственного, социального, при этом активно используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций города – социальных партнеров гимназии.
На первых родительских собраниях в гимназии родители (законные представители) учащихся получают информацию о плане внеурочной деятельности на текущий учебный год, затем обсуждают с ребенком и фиксируют свой выбор в заявлении.
На организацию ВУД в 5-7-х классах выделяется до 7 часов нагрузки на каждого учащегося в неделю. План внеурочной деятельности для данных классов гимназии состоит из следующих разделов:
курс занятий «Развитие познавательных способностей»;
курс «Учимся работать с текстом»;
мероприятия в рамках городской игры «Мы живем на Урале»;
система классных часов;
занятия в системе дополнительного образования (по выбору учащегося);
традиционные мероприятия гимназии.
Курс «Развитие познавательных способностей», разработанный Н.А.Криволаповой (1 час в неделю) реализуется в 5-7 классах, имеет практико- ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности. Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создает условия для развития у гимназистов познавательных интересов, формирует стремление ребенка к поиску нового, развивает критическое мышление и чувство уверенности в своих силах.
Курс «Учимся работать с текстом» разработан учителями русского языка и литературы гимназии на основе «Рабочей тетради по русскому языку. Задания на понимание текста. 5-7 кл. ФГОС» Зайцевой О.Н. Данные внеурочные занятия позволяют приобретать опыт решения компетентностных задач, связанных с пониманием текста как средства универсального общения, и готовят школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов.
Мероприятия в рамках городской краеведческой игры «Мы живем на Урале» способствуют развитию социальных знаний гимназистов посредством приобщения к народной культуре и традициям, воспитанию активной гражданской позиции, патриотических качеств личности школьника, формированию ценностных отношений обучающихся к истории Нижнего Тагила и его окрестностей, а также самореализации гимназиста.
Система классных часов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и проводится не менее одного раза в неделю. Реализуя Программу воспитания и социализации учащихся определенного классного коллектива, классный час включает в себя совместную деятельность учащихся или решение организационных вопросов, или деятельность по формированию благоприятного психологического климата в классе или тему «красного календаря» и др.
В системе классных часов отводится время и на деятельность учащихся со своим портфолио, а также с портфолио класса. Инновационной формой классного часа в гимназии являются диагностические занятия, позволяющие ребенку отслеживать изменения в самом себе.
Выбор занятий в системе дополнительного образования учащихся 5-7 классов происходит в течение первой недели учебного года на традиционной «Ярмарке увлечений». На это направление ВУД отводится 1 час занятий в неделю. В системе дополнительного образования гимназисты реализуют право выбора кружка или объединения гимназии с учетом своих предпочтений.
Традиционные мероприятия гимназии представляют собой систему взаимосвязанных коллективных творческих дел гимназии, организуемых либо в параллели классов, либо по образовательным уровням, либо общешкольные.
Реализуемая в гимназии модель внеурочной деятельности, по – нашему мнению, позволяет с одной стороны, удовлетворять запросы учащихся и родителей (законных представителей), с другой избегать перегрузки обучающихся.
Литература
Баранова Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Работаем по новым стандартам / Ю.Ю. Баранова.- М.: Просвещение, 2013г.
Григорьев Д.В. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. Работаем по новым стандартам /Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2011г.
Козлова М.А.Внеклассная работа./ М.А. Козлова – М.: Просвещение, 2012 г.
Плахова Т.В. Сентябрь – фаза запуска учебного года. ФГОС./ Т.В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
Тыртышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. / М.А. Тыртышная. – М.: Центр «Педагогический поиск»,2009 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт проектирования и реализации модели внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 86 г. Нижний Тагил. »
Губанова И.А., зам. директора по воспитательной работе
МАОУ Гимназия № 86. Г. Н. Тагил
Опыт проектирования и реализации модели внеурочной деятельности
в МАОУ Гимназии № 86 г. Нижний Тагил.
В условиях опережающего введения ФГОС основного общего образования (с 2012 г.) в гимназии в составе Основной образовательной программы разработана Программа воспитания и социализации обучающихся 5-9 классов. Организация внеурочной деятельности (ВУД) как неотъемлемая часть данных программ в гимназии строится на основе интегративной модели и основана на реализации пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, общекультурного, духовно-нравственного, социального, при этом активно используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций города – социальных партнеров гимназии.
На первых родительских собраниях в гимназии родители (законные представители) учащихся получают информацию о плане внеурочной деятельности на текущий учебный год, затем обсуждают с ребенком и фиксируют свой выбор в заявлении.
На организацию ВУД в 5-7-х классах выделяется до 7 часов нагрузки на каждого учащегося в неделю. План внеурочной деятельности для данных классов гимназии состоит из следующих разделов:
курс занятий «Развитие познавательных способностей»;
курс «Учимся работать с текстом»;
мероприятия в рамках городской игры «Мы живем на Урале»;
система классных часов;
занятия в системе дополнительного образования (по выбору учащегося);
традиционные мероприятия гимназии.
Курс «Развитие познавательных способностей», разработанный Н.А.Криволаповой (1 час в неделю) реализуется в 5-7 классах, имеет практико- ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности. Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создает условия для развития у гимназистов познавательных интересов, формирует стремление ребенка к поиску нового, развивает критическое мышление и чувство уверенности в своих силах.
Курс «Учимся работать с текстом» разработан учителями русского языка и литературы гимназии на основе «Рабочей тетради по русскому языку. Задания на понимание текста. 5-7 кл. ФГОС» Зайцевой О.Н. Данные внеурочные занятия позволяют приобретать опыт решения компетентностных задач, связанных с пониманием текста как средства универсального общения, и готовят школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов.
Мероприятия в рамках городской краеведческой игры «Мы живем на Урале» способствуют развитию социальных знаний гимназистов посредством приобщения к народной культуре и традициям, воспитанию активной гражданской позиции, патриотических качеств личности школьника, формированию ценностных отношений обучающихся к истории Нижнего Тагила и его окрестностей, а также самореализации гимназиста.
Система классных часов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и проводится не менее одного раза в неделю. Реализуя Программу воспитания и социализации учащихся определенного классного коллектива, классный час включает в себя совместную деятельность учащихся или решение организационных вопросов, или деятельность по формированию благоприятного психологического климата в классе или тему «красного календаря» и др.
В системе классных часов отводится время и на деятельность учащихся со своим портфолио, а также с портфолио класса. Инновационной формой классного часа в гимназии являются диагностические занятия, позволяющие ребенку отслеживать изменения в самом себе.
Выбор занятий в системе дополнительного образования учащихся 5-7 классов происходит в течение первой недели учебного года на традиционной «Ярмарке увлечений». На это направление ВУД отводится 1 час занятий в неделю. В системе дополнительного образования гимназисты реализуют право выбора кружка или объединения гимназии с учетом своих предпочтений.
Традиционные мероприятия гимназии представляют собой систему взаимосвязанных коллективных творческих дел гимназии, организуемых либо в параллели классов, либо по образовательным уровням, либо общешкольные.
Реализуемая в гимназии модель внеурочной деятельности, по – нашему мнению, позволяет с одной стороны, удовлетворять запросы учащихся и родителей (законных представителей), с другой избегать перегрузки обучающихся.
Литература
Баранова Ю.Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Работаем по новым стандартам / Ю.Ю. Баранова.- М.: Просвещение, 2013г.
Григорьев Д.В. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. Работаем по новым стандартам /Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2011г.
Козлова М.А.Внеклассная работа./ М.А. Козлова – М.: Просвещение, 2012 г.
Плахова Т.В. Сентябрь – фаза запуска учебного года. ФГОС./ Т.В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
Тыртышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. / М.А. Тыртышная. – М.: Центр «Педагогический поиск»,2009 г.