Пояснительная записка
к учебно-методическому комплекту “Happy English.ru ”(4 класс).
Программа курса английского языка 2-4 классы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман «Счастливый английский.ру» «Титул», Обнинск, 2013 год.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Учебник К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман “Happy English.ru”(4 класс), в 2 частях, “Титул “, Обнинск, 2012 год.
Две рабочие тетради к учебнику для 4-го кл.
Методические разработки для учителя:
Книга для учителя для 4-го класса
Аудиоприложения
Рабочая программа составлена на основе программы курса английского языка “Happy English.ru”(2-4 классы).
УМК “Happy English.ru” для 4-го класса входит в состав завершенной предметной линии “Счастливый английский.ру” / “Happy English.ru” для 2-4-х классов, которая охватывает начальную, основную и старшую школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения английскому языку.
УМК“Нарру English.ru” для 4-го класса входит в комплект УМК для начальной школы. Курс рассчитан на 68 часов, включая резервные. При этом объем и структура построения обеспечивают возможность организовать обучение в рамках как расширенного, так и сокращенного учебного плана, поскольку в учебных планах школ на обучение английскому языку в начальной школе отводится разное количество часов.
Данный УМК опирается на единую систему психолого-педагогических принципов и последовательно воплощает единые методические принципы всего курса для 2-4-х классов. Это облегчает преемственность между разными этапами обучения.
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.
I. Требования к уровню подготовки учащихся
1. Аудирование
В рамках курса английского языка "Happy English.ru" (4 класс) продолжается планомерная и интенсивная работа над развитием аудитивных умений учащихся. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сформированные во 2-м и 3-м классах у детей умения слушать и понимать иноязычную речь и постепенно их развивать.
В процессе овладения аудированием четвероклассники учатся:
воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
воспринимать на слух и понимать сообщения! относящиеся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ);
понимать полностью на слух небольшие сообщения, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале;
понимать с опорой на наглядность (иллюстрации) основное содержание коротких несложных текстов, соответствующих возрасту и интересам детей.
Для обучения аудированию в учебнике используется три вида учебного материала:
Тексты песен и стихов, входящие в уроки учебника, которые учащиеся сначала слушают, а потом заучивают наизусть. Тексты песен и стихов даны в поурочных рекомендациях и в приложении, записаны на аудионоситель.
Упражнения, содержащие знакомые учащимся слова и словосочетания, предназначены для работы над техникой чтения. Учащиеся слушают запись и повторяют за диктором (в паузу) слова, а затем читают их вслух самостоятельно. Выполнение упражнений подобного вида способствует как совершенствованию техники чтения, так и развитию речевого слуха и памяти детей.
Специальные аудитивные упражнения, в которых учащимся предлагается прослушать текст, а затем выполнить задание на проверку его понимания. Вниманию учащихся предлагаются тексты монологического и диалогического характера: описание внешности и одежды героев, небольшое простое сообщение или рассказ, беседа персонажей учебника. Тексты для аудирования построены на знакомом детям лексико-грамматическом материале. Учитывая, что одной из основных характеристик курса "Happy English.ru" является приоритет коммуникативной цели обучения, все тексты для аудирования имеют коммуникативный смысл и моделируют реальное общение. Проверка понимания основного содержания услышанного происходит в разных формах: учащимся предлагается ответить на вопрос, найти город на картинке и рассказать о нем, найти описанную комнату на рисунке, закончить предложение, восстановить рассказ или диалог, вставив пропущенные слова и т. д. При выполнении аудитивных упражнений учащиеся используют иллюстрации учебника в качестве опоры. Объем текста для аудирования 10-14 фраз, каждая из которых содержит не более десяти слов.
Работа с аудитивными упражнениями включает несколько этапов:
ознакомление с заданием;
первое прослушивание текста;
выполнение учащимися задания, проверяющего понимание услышанного;
повторное прослушивание текста;
завершение работы над заданием и внесение детьми исправлений (при необходимости);
проверка правильности выполнения задания.
Весь аудитивный материал дается в поурочных рекомендациях, в приложении (тексты для аудирования) и записаны на аудиокассету / CD МРЗ.
2. Говорение
При обучении по УМК "Happy English.ru" в 4-м классе учащиеся решают элементарные коммуникативные задачи в процессе общения с взрослыми и между собой в пределах игровой учебно-трудовой и семейно-бытовой сфер общения. Процесс обучения говорению в курс "Happy English.ru" сбалансирован и взаимосвязан с другими видами речевой деятельности - аудированием, чтением и письмом.
Умения в монологической и диалогическое речи формируются параллельно и взаимосвязано. Как диалогическому, так и монологическому высказыванию дети обучаются через прослушивание и имитацию готовых образцов, задаваемых учителем или героями учебника на аудиозаписи. Готовые монологи и диалоги учащиеся сначала копируют, потом разыгрывают по ролям или инсценируют, а затем возможно самостоятельное или коллективное составление текста диалога или монолога по аналогии с этими образцами.
Поскольку у учащихся 4-го класса уже сформированы определенные умения и навыки в самостоятельной работе, фрагмент диалога в упражнения на аудирование (слушание) может в следующем задании развернуться в монологическое высказывание и, наоборот, прослушанное учащимися монологическое высказывание впоследствии станет предметом обсуждения в диалоге.
При овладении монологической речью школьники учатся:
рассказывать о себе, своей семье, своем друге: называть имя, возраст, место проживания; описывать внешность, характер; сообщать, что умеет делать и каково любимое занятие; выражать свое отношение (нравится / не нравиться);
рассказывать о школе (о занятиях на уроках и переменах);
описывать свой дом / квартиру / комнату;
передавать содержание прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, план, выражая отношение к прочитанному (понравилось / не понравилось);
воспроизводить выученные стихи и песни.
Достаточный для третьего года обучения объем монологического высказывания – шесть фраз, соответствующих теме и правильно оформленных в языковом отношении: рассказ о себе, своем друге, своей семье, своем домашнем животном. Форма высказывания рассказ. Оценить умения учащихся в монологической речи можно по следующим параметрам: соответствие коммуникативной задаче, связного высказывания, диапазон используемых лексических средств, относительная грамматическая и фонетическая корректность.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения школьники учатся:
вести диалог этикетного характера: знакомиться, представляться самому и представлять друга; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; предлагать угощение, благодарить за угощение, вежливо отказываться от угощения; начинать, поддерживать и заканчивать разговор по телефону;
вести диалог-расспрос, задавая вопросы: кто? что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?
вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой и реагировать на просьбу партнера; просить о помощи и предлагать свою помощь; предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться / не соглашаться на предложение партнера. Объем диалогического высказывания 3-5 реплик с каждой стороны.
Умения учащихся в диалогической речи можно оценить по следующим критериям: способность к коммуникативному взаимодействию (использование фраз, стимулирующих общение), объем, диапазон используемых лексических средств, относительная грамматическая и фонетическая корректность. Все перечисленные критерии одинаково важны и определяют оценку ребенка в целом.
3. Чтение
В процессе обучения по "Happy English.ru" (4 класс) учащиеся развивают умения и навыки в данном виде речевой деятельности, сформированные ранее. Они продолжают совершенствовать технику чтения вслух и про себя, знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний (ght, ight).
Освоение знаков международной транскрипции является одной из важнейших задач начального этапа. В учебнике и рабочей тетради предусмотрена система упражнений, нацеленная на освоение транскрипционных знаков и позволяющая научить детей читать слова, данные в транскрипции.
Совершенствование техники чтения в 4-м классе ведется параллельно с работой над чтением как коммуникативным умением. Предусматривается овладение двумя основными видами чтения - ознакомительным и изучающим.
В плане обучения ознакомительному чтению у учащихся формируется умение понять текст в целом, осмыслить главную идею текста, выделить основные факты.
Изучающее чтение предполагает детальное понимание прочитанного с целью использования полученной информации при решении различных коммуникативных задач в устной и письменной формах.
Выполнение разнообразных пред- и после-текстовых заданий должно быть показателем успешности овладения различными видами чтения.
При овладении чтением школьники учатся:
технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал;
читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;
читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимся начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя героя / героев, характеристики героев, место действия), пользуясь приемами ознакомительного чтения. В процессе чтения возможно использование англо-русского словаря.
В конце года учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объемом до 120 слов (с учетом артиклей).
Наиболее объективное представление о сформированности умения читать вслух может дать чтение текста, в котором присутствуют элементы диалога. Умение учащегося читать вслух можно оценить по следующим критериям:
правильное произношение читаемых слов;
темп чтения (оценивается исходя из индивидуальных особенностей ребенка; на английском языке он может читать несколько медленнее, чем на родном);
соблюдение ударения и смысловой паузации;
соблюдение правильной интонации;
понимание прочитанного (ученику можно задать вопрос, ответ на который позволит оценить его понимание прочитанного).
Все перечисленные параметры одинаково важны и определяют оценку в целом.
4. Письмо
В 4-м классе при обучении английскому языку большое внимание уделяется развитию умений в письменной речи, а именно графике и орфографии. Школьники продолжают учиться:
писать отдельные слова полупечатным шрифтом;
выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
восстанавливать слово, предложение, текст;
списывать текст;
отвечать на письмо, дописывая предложения;
отвечать на вопросы к тексту, картинке;
заполнять таблицу по образцу;
заполнять простую анкету (имя, фамилия, возраст, любимое время года, любимый вид спорта, любимый учебный предмет и т. д.);
писать короткое личное письмо зарубежному другу (в рамках изучаемой тематики);
писать короткие рассказы, опираясь на план и ключевые слова.
При овладении графической стороной английского языка учащиеся продолжают писать полупечатным шрифтом.
В рабочей тетради предлагаются разнообразные упражнения, помогающие учащимся запомнить правописание английских слов: дети вставляют пропущенные буквы в слова, записывают слова с определенными звуками, составляют из букв (буквосочетаний) слова, решают кроссворды и сканворды и т. д.
В 4-м классе обучение письму постепенно переходит в русло решения коммуникативных задач: например, составить список продуктов для пикника, написать рассказ о любимом животном; составить расписание уроков для учащихся лесной школы; заполнить анкету для поездки в летнюю языковую школу; написать письмо и рассказать в нем о своей школе и т. д.
II. Основное содержание программы
Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (с изменениями и дополнениями на февраль 2011 г.) и Примерной программы для начальной школы. При этом предметное содержание („Страны мира“, „Увлечения и хобби“, „Моя школа“, „Мир вокруг меня“, „Одежда“, „Мои любимые книги“, „Лондон “, „Покупки в магазине “, „В ресторане “) обеспечивает необходимый уровень отработки предъявляемого языкового, речевого, социокультурного материала в сбалансированной системе с учетом возрастных особенностей.
Содержание курса строится по сюжетно-тематическому принципу, согласно которому наиболее типичные коммуникативные задачи, решаемые детьми обучаемого возраста, помещены в контекст наиболее близкой им сферы деятельности — волшебного приключения в стране изучаемого языка.
При рассмотрении каждой темы принципиально важной для авторов позицией является не перечисление изолированных сведений об англоязычной культуре, реалиях и традициях страны изучаемого языка, а постоянное сравнение и сопоставительный анализ англоязычной и русско-язычной культур, неотъемлемой частью которых является осознание роли языка.
III. Контроль и оценка деятельности учащихся
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий, помещенных в учебник. Характер заданий для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен исключительно на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения иностранного языка для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.
IV. Список используемой литературы и Интернет ресурсы
Учебно-методический комплект «Happy English.ru» 2-4 классы. К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.
Книга для учителя к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.
www.titul.ru
www.englishteachers.ru
www.edu.ru
www.english.to.go.com
www.englishclub.com